Приказ Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы
от 27 февраля 2019 г. N П-18-12-44/9
"Об утверждении Положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы"
Во исполнение требований подпункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618, приказываю:
1. Утвердить Положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы согласно приложению к настоящему приказу.
2. Определить Отдел внутреннего финансового аудита уполномоченным структурным подразделением, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
3. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Департамента на портале Мэра и Правительства Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
А.А. Фурсин |
Приложение
к приказу Департамента
предпринимательства и инновационного
развития города Москвы
от 27 февраля 2019 г. N П-18-12-44/9
Положение
о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и формирования единого подхода к созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"антимонопольный комплаенс" - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"координирующий, уполномоченный орган" - Главное контрольное управление города Москвы;
"методические рекомендации" - Методические рекомендации по созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными приказом Главного контрольного управления города Москвы от 14 февраля 2019 г. N 8;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы;
"официальный сайт Департамента" - официальный сайт Департамента на портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - структурное подразделение Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы (далее - Департамент), осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Департаменте.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Департамента.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса.
5. При организации антимонопольного комплаенса Департамент руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
III. Должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Департаменте
6. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса в Департаменте осуществляется руководителем Департамента.
Руководитель Департамента осуществляет следующие полномочия:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе Департамента, разработанный на основании Типового положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти города Москвы, утвержденного приказом Главного контрольного управления города Москвы от "14" февраля 2019 г. N 9, вносит в него изменения, а также принимает документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) в пределах компетенции применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими Департамента акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента;
е) утверждает ключевые показатели и порядок оценки эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
з) подписывает, в установленном порядке, доклад об антимонопольном комплаенсе, предусмотренный Методическими рекомендациями.
7. Структурным подразделением, осуществляющим деятельность по организации и обеспечению функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте, является Отдел внутреннего финансового аудита.
8. Отдел внутреннего финансового аудита, как уполномоченное структурное подразделение подчиняется непосредственно руководителю Департамента и наделено необходимыми полномочиями, закрепленными в Положении об отделе внутреннего финансового аудита, и ресурсами для выполнения возложенных задач в рамках обеспечения функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте.
9. Отдел внутреннего финансового аудита осуществляет следующие полномочия:
а) подготовка и представление руководителю Департамента акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в данный акт), а также документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса в Департаменте;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства, подготовка информации, предусмотренной пунктом 4.2 Методических рекомендаций;
в) подготовка и представление для утверждения руководителю карты рисков нарушения антимонопольного законодательства;
г) определение и представление для утверждения руководителю Департамента ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
д) ежегодная оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
е) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Департамента, разработка предложений по их исключению;
ж) консультирование должностных лиц Департамента по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
з) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Департамента по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
и) разработка процедур внутреннего расследования, связанного с осуществлением антимонопольного комплаенса;
к) организация, в соответствии с установленным порядком, внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса в Департаменте, и участие в них;
л) взаимодействие с координирующим, уполномоченным органами, предусмотренными Методическими рекомендациями, по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса;
м) информирование руководителя Департамента о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
н) разработка и внесение на утверждение руководителю Департамента плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
о) подготовка для подписания руководителем Департамента и утверждения коллегиальным органом доклада об антимонопольном комплаенсе;
п) иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
IV. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Департамента
10. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства, а также их распределение по уровням рисков являются неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения Департаментом антимонопольного законодательства и осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями.
11. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Отделом внутреннего финансового аудита совместно с Правовым управлением, в соответствии с Положением об анализе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и правоприменительной практики в сфере антимонопольного комплаенса, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Департаменте за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Департамента;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Департамента;
г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
12. При проведении Отделом внутреннего финансового аудита анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства Департамента реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора сведений в структурных подразделениях Департамента о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Департаменте.
13. При проведении, в соответствии с Положением о размещении и сборе информации по нормативным правовым актам и их проектам на сайте Департамента, Отделом внутреннего финансового аудита анализа нормативных правовых актов Департамента реализуются следующие мероприятия:
а) обеспечение разработки и размещения на официальном сайте Департамента перечня нормативных правовых актов Департамента, которые могут привести к риску нарушения антимонопольного законодательства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне (в срок не позднее 25 мая отчетного года);
б) обеспечение размещения на официальном сайте Департамента уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее 25 мая отчетного года);
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление руководителю Департамента сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Департамента.
14. При проведении, в соответствии с Положением о размещении и сборе информации по нормативным правовым актам и их проектам на сайте Департамента, Отделом внутреннего финансового аудита анализа проектов нормативных правовых актов реализуются следующие мероприятия:
а) обеспечение размещения на официальном сайте Департамента проекта нормативного правового акта Департамента, который может привести к риску нарушения антимонопольного законодательства (далее - проект нормативного правового акта), с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
15. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства Отделом внутреннего финансового аудита, в соответствии с Положением об анализе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и правоприменительной практики в сфере антимонопольного комплаенса, реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Департаменте;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Департаменте.
16. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства Отделом внутреннего финансового аудита должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительной власти города Москвы по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
В качестве матрицы рисков используется следующая формула:
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
V. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства
17. В карту рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме, предусмотренной Методическими рекомендациями, включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
18. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем Департамента и размещается на официальном сайте Департамента в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
VI. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
19. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Отделом внутреннего финансового аудита на основе карты рисков ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме, согласно приложению 2 к настоящему Положению, подлежащий пересмотру при внесении изменений в карту рисков нарушения антимонопольного законодательства.
20. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должен содержать в разрезе каждого риска (согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства указываются:
- наименование мероприятий по минимизации и устранению рисков (согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства);
- описание конкретных действий, направленных на минимизацию и устранение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- ответственное должностное лицо (структурное подразделение);
- показатели выполнения мероприятия;
- срок исполнения мероприятия и представления отчета о достигнутых результатах руководителю Департамента.
21. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем Департамента.
22. Отдел внутреннего финансового аудита на постоянной основе осуществляет мониторинг выполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
23. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства подлежит рассмотрению и утверждению руководителем Департамента.
VII. Ключевые показатели и оценка эффективности антимонопольного комплаенса
24. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства, которые могут быть выражены как в абсолютных (единицы, штуки), так и в относительных (проценты, коэффициенты) значениях.
25. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Отделом внутреннего финансового аудита в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти города Москвы антимонопольного комплаенса, предусмотренной Методическими рекомендациями, утверждаются руководителем Департамента ежегодно и должны быть определены как для Департамента в целом, так и для Отдела внутреннего финансового аудита.
26. Отдел внутреннего финансового аудита ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
27. Оценка эффективности организации и функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
28. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе, согласованный с Правовым управлением Департамента, представляется начальником Отдела внутреннего финансового аудита на подпись руководителю Департамента в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Начальник Отдела внутреннего финансового аудита обеспечивает подписание проекта доклада руководителем Департамента в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Подписанный доклад в течение семи дней с момента его подписания, в установленном порядке представляется в коллегиальный орган.
29. Коллегиальный орган, в соответствии со своим Положением, рассматривает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
30. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
31. Доклад об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте Департамента в течение месяца после его рассмотрения коллегиальным органом.
IX. Ознакомление должностных лиц Департамента с антимонопольным комплаенсом и обучение требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
32. При поступлении на государственную гражданскую службу города Москвы, а также при приеме на работу в Департамент на должность, не относящуюся к государственной службе, Отдел внутреннего финансового аудита совместно с Отделом государственной службы и противодействия коррупции, обеспечивают ознакомление гражданина Российской Федерации с Методическими рекомендациями и настоящим Положением.
33. Отдел внутреннего финансового аудита совместно с Отделом государственной службы и противодействия коррупции, организуют систематическое обучение сотрудников Департамента требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
34. Ознакомление с требованиями антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса осуществляется в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- обучающие мероприятия.
35. Вводный (первичный) инструктаж проводится при приеме на работу в Департамент, в частности, при переводе на другую должность, если она предполагает другие служебные (трудовые) функции.
36. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения, при выявлении признаков (установлении факта) нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Департамента.
X. Ответственность за неисполнение документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса
37. Сотрудники Департамента несут дисциплинарную ответственность за неисполнение документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Приложение 1
к Положению о системе внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимонопольного
законодательства в Департаменте предпринимательства
и инновационного развития города Москвы
Форма карты рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Вид риска (описание) |
Причины и условия возникновения (описание) |
Общие меры по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению о системе внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимонопольного
законодательства в Департаменте предпринимательства
и инновационного развития города Москвы
План
мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
Риск нарушения антимонопольного законодательства |
Общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте риска) |
Предложенные действия |
Необходимые ресурсы |
Распределение ответственности и полномочий |
Календарный план выполнения работ |
Критерии качества работы |
Требования к обмену информации и мониторингу |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы от 27 февраля 2019 г. N П-18-12-44/9 "Об утверждении Положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы от 23 сентября 2020 г. N П-18-12-276/20
Изменения вступают в силу с 23 сентября 2020 г.
Приказ Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы от 28 февраля 2020 г. N П-18-12-57/20