Методические указания
"О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР"
от 26 февраля 1991 г. N 02-15
1 октября 1991 г., 11 февраля 1994 г., 27 февраля 1995 г., 14 марта 1996 г.
Приказом ЦБР от 27 сентября 1996 г. N 02-368 приказ от 26 февраля 1991 г. N 02-15, утвердивший настоящие Методические указания, признан утратившим силу с 1 ноября 1996 г.
См. Временное положение о клиринговом учреждении (Дополнение от 1 октября 1991 г. N 4 к Методическим указаниям "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР")
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством и имеют целью оказать содействие учреждениям Центрального банка в организации работы по созданию и контролю за деятельностью коммерческих банков на территории РСФСР.
При подготовке методических указаний использовались следующие законодательные акты. Законы РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", постановление Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", Закон СССР "О банках и банковской деятельности", положение Совета Министров РСФСР "Об акционерных обществах", положение Совета Министров СССР "Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью".
1. Создание банка
1. Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в Центральном банке РСФСР. Подтверждением его права на проведение банковских операций служит лицензия Центрального банка РСФСР на совершение банковских операций.
2. Учредителями и другими участниками коммерческих банков могут быть советские и иностранные юридические лица и физические лица.
Число учредителей коммерческого банка не может быть менее трех.
Запрещено использовать для формирования уставного капитала коммерческих банков средства исполкомов и Советов народных депутатов всех уровней, политических организаций и специализированных общественных фондов.(Имеются в виду все их структурные подразделения и нехозрасчетные предприятия и организации.)
Не могут быть участниками банков предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные неплатежеспособными. Уставный капитал коммерческих банков формируется только за счет собственных (а не привлеченных) средств участников. В частности, не допускается формирование уставного капитала за счет кредитов банка. Доля любого из участников в уставном капитале не должна превышать 35%.
3. Уставный капитал коммерческого банка нецелесообразно создавать менее 5 млн. рублей для паевых (закрытых акционерных обществ) и 25 млн. рублей для открытых акционерных обществ. В порядке исключения малыми предприятиями и гражданами могут быть созданы паевые коммерческие банки с уставным капиталом не менее 500 тыс. рублей.
Требования, предъявляемые к уставному капиталу банков, установлены письмом ЦБР от 17 февраля 1995 г. N 145, телеграммой ЦБР от 17 апреля 1996 г. N 55-96
4. Для обеспечения гарантий успешного формирования уставного капитала лица, участвующие в учреждении коммерческого банка или подписавшиеся на его акции (паи), до начала учредительной конференции должны внести на временный расчетный счет (см. письмо Госбанка СССР НР 320 от 31.08.1990 г.), открытый учредителям коммерческого банка в расчетно-кассовом центре Центрального банка РСФСР по предполагаемому местонахождению коммерческого банка не менее 10% номинальной стоимости акций (паев), на которые они подписались. Основанием для открытия временного расчетного счета является учредительный договор.
Учредительный договор подписывают учредители - юридические и физические лица, выступившие инициаторами создания коммерческого банка. В учредительном договоре определяются:
- характер банка (паевой, акционерный) и т.д.;
- предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале. (Доля учредителей не должна быть менее 25% величины уставного капитала в течение первых двух лет после его создания);
- ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств;
- стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.д.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц его подписавших.
В том случае, когда взносы учредителей покрывают лишь часть уставного капитала, в учредительном договоре обговариваются условия, на которых предполагается привлекать акционеров (пайщиков) банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, на основе которых акционеры или пайщики сообщают о своем решении участвовать в учреждении коммерческого банка. Подписные листы служат основанием для перечисления акционерами (пайщиками) банка установленного в учредительном договоре взноса средства на временный расчетный счет учредителей.
После регистрации банка остаток средств с этого счета перечисляется в уставный капитал коммерческого банка. Основанием для этого служит открытие банку корреспондентского счета в Центральном банке РСФСР. В случае отказа в выдаче лицензии и регистрации банка, остаток средств со временного расчетного счета возвращается участникам банка по их заявлению.
5. За выдачу лицензии на совершение банковских операций с банков и учреждений, обратившихся за такой лицензией, в доход бюджета РСФСР (раздел 12, параграф 30, символ 62, плата за государственную регистрацию предприятий, кооперативов и общественных организаций) взимается плата в следующих размерах:
- с уставного капитала в 500 тыс. руб. - 10 тыс. руб.;
- с уставного капитала от 500 тыс.руб. до 5 млн. руб. - 25 тыс.руб.;
- с уставного капитала свыше 5 млн.руб. - 50 тыс.руб.
Кроме того, коммерческие банки и другие кредитные учреждения вносят за каждый отрытый ими филиал дополнительную плату в размере 5 тыс. руб.
За регистрацию вновь образуемых коммерческих банков оплата производится со временного расчетного счета учредителей: за перерегистрацию действующих коммерческих банков - с корреспондентского счета в Центральном бане. Взносы иных физических или юридических лиц от имени коммерческого банка не принимаются. В случае отказа в выдаче лицензии и регистрации внесенная в бюджет плата не возвращается.
2. Регистрация коммерческих банков
Письмом ЦБР от 1 октября 1991 г. N 4 в пункт 6 настоящих Методических указаний внесены дополнения
6. Для регистрации коммерческого банка учредители представляют в Главное управление Центрального банка по месту своего нахождения, но не позднее чем через 3 месяца после проведения учредительного собрания, следующие документы:
Письмом ЦБР от 24 марта 1992 г. N 15-3-01/257 сообщено, что порядок открытия счетов организациям, учреждениям и коммерческим банкам, предусмотренный Инструкцией "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях" Госбанка СССР от 30 октября 1986 г., не подлежит изменению
6.1. Нотариально удостоверенное ходатайство о регистрации устава и выдаче лицензии на совершение банковских операций за подписью председателя Совета банка (форма произвольная).
6.2. Нотариально удостоверенный Устав банка, утвержденный собранием акционеров ((пайщиков), за подписью Председателя Совета Банка или уполномоченного на это собранием или Советом банка лица.
Телеграммой ЦБР от 11 февраля 1994 г. N 42-94 пункт 6.3 настоящих Методических указаний признан утратившим силу в части представления подписных листов
6.3. Учредительный договор и подписные листы участников, подписанные участниками банка и заверенные их печатями. (Подписи физических лиц, а также организаций, временно не располагающих печатями удостоверяются нотариально).
6.4. Нотариально удостоверенный протокол учредительного собрания, содержащий решения о создании банка, учреждении устава, избрании Совета банка, ревизионной комиссии и исполнительного органа (совета директоров, правления) банка. (В случае необходимости к протоколу могут быть приложены доверенности от организаций на конкретных лиц, подписавших учредительские документы от их имени).
6.5. Список пайщиков или акционеров банка с указанием их:
- полных наименований и ведомственной принадлежности,
- почтовых адресов и телефонов,
- платежных реквизитов,
- размеров вносимых паев, а также доли в предполагаемом уставном капитале, подписанный Председателем Совета банка. (Отдельно выделяются сведения по учредителям. На долю учредителей должно приходиться не менее 25% паевого взноса в уставном капитале банка).
6.6. Заключение аудиторской организации о финансовом положении участников банка (контрольно-ревизионной службы Министерства финансов, Центрального банка (Госбанка), вышестоящих организаций, или независимых от проверяющих организаций служб, которые уполномочены осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности).
6.7. Декларации о доходах (для физических лиц - участников банка).
6.8. Экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс банка на конец его первого года работы и расчет плана доходов, расходов и прибыли банка на первый год его деятельности.
6.9. Справка о фактической задолженности по ссудам и остаткам средств на расчетных, депозитных и других счетах юридических и физических лиц, принимаемых на обслуживание банком с указанием банка, в котором они обслуживались ранее.
6.10. Копия платежного документа, подтверждающего внесение в бюджет платы за регистрацию банка.
6.11. Данные о руководителях банка (председателе (директоре), главном бухгалтере, их заместителях, заверенные подписью председателя Совета банка.
7. Не позднее одного месяца с момента поступления документов Главное управление Центрального банка РСФСР по месту нахождения коммерческого банка направляет в его адрес заключение, которое оформляется на бланке и содержит:
- обоснование целесообразности создания коммерческого банка на данной территории;
- информацию о финансовой устойчивости и репутации пайщиков банка, наличии у них свободных средств, готовности банка к проведению операций, обеспеченности его квалифицированными кадрами, помещением, необходимым оборудованием;
- подтверждение о перечислении на временный счет, отрытый в расчетном центре Центрального банка РСФСР 10% величины акций (паев) учредителей;
- подтверждение о внесении платы за регистрацию банка;
- подтверждение профессиональной пригодности руководителей (председателя, директора) их заместителей и главного бухгалтера банка к выполнению банковских операций, которые в частности должны удовлетворять следующим требованиям: а) наличие высшего экономического образования; б) стаж работы в банковской системе на руководящих постах, как правило, не менее 3-х лет; в) отсутствие судимостей.
В случае, когда кандидат, предлагаемый на руководящую должность в исполнительном органе банка, не полностью соответствует предъявленным требованиям, вопрос о его назначении может быть рассмотрен в порядке исключения региональным управлением (Главным управлением), которое должно дать свое развернутое заключение о профессиональной пригодности кандидата.
Региональные управления несут всю полноту ответственности за объективность и достоверность предоставляемой информации.
8. Не позднее трех месяцев после рассмотрения документов в региональном управлении Центрального банка РСФСР Совет коммерческого банка направляет заказной корреспонденцией в Главное управление по работе с коммерческими банками Центрального банка РСФСР документы, указанные в п. 6 с учетом следующих особенностей. Предоставляются 4 экземпляра устава банка и 2 экземпляра списков пайщиков и учредителей с указанием вносимых паев. Кроме этого прилагается заключение Главного управления Центрального банка РСФСР по месту нахождения коммерческого банка.
9. Для получения лицензии на совершение банковских операций на территории РСФСР иностранным банком или его филиалом необходимо представить следующие документы
а) иностранным юридическим лицам:
- решение соответствующего органа иностранного учредителя (участника) о его участии в создании банка на территории РСФСР или об открытии филиала. (Решение о том, какой конкретно орган, исполнительный, наблюдательный или собрание акционеров (пайщиков), должен принять соответствующее решение может быть сделан лишь на основе устава конкретного иностранного партнера);
- устав или иной документ, подтверждающий статус юридического лица;
- его опубликованные балансы за три предыдущие года (Достоверность балансов должна быть заверена аудитором);
- письменное согласие контрольного органа страны местоприбывания иностранного учредителя (участника) на участие последнего в создании банка на территории РСФСР или на открытие филиала.
б) иностранным гражданам:
- подтверждение первоклассного (согласно международной практике) иностранного банка о платежеспособности этого лица. (Вывод о классе банка - гаранта может быть сделана на основе заключения Внешэкономбанка СССР и Внешторгбанка РСФСР);
- рекомендации не менее чем двух иностранных юридических или физических лиц с известной платежеспособностью.
10. Для регистрации совместного коммерческого банка с участием советского и иностранного капитала учредители представляют в Центральный банк РСФСР документы, перечисленные в пунктах 6, 7 и 9.
11. Центральный банк РСФСР рассматривает ходатайство банков о выдаче им лицензий на проведение банковских операций и регистрации их Уставов в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения всех предусмотренных для этого документов. В случае необходимости Центральный банк запрашивает дополнительную информацию о финансовом состоянии учредителей. Материалы рассматриваются как правило без вызова представителей банка.
Сообщение о регистрации публикуется Центральным банком РСФСР в печати. (В частности, в "Российской газете", а также соответствующем органе совета народных депутатов по месту нахождения коммерческого банка). В случае отказа в регистрации учредители извещаются об этом письменно. (Мотивированный отказ направляется учредителям в течение недели после принятия данного решения).
11.а) Центральный банк РСФСР может отказать в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава коммерческого банка по следующим основаниям:
- несоответствие учредительного договора и устава действующему в РСФСР законодательству (в частности, речь может идти о включении в состав участников банка юридических или физических лиц, которым запрещено формировать уставный капитал банка; превышении квоты в 35% одним из участников и т.д.);
- неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка. (Об этом в частности может свидетельствовать отсутствие у участников банка необходимых средств для оплаты в установленный срок уставного капитала; несоответствие кандидатур руководителей исполнительного органа коммерческого банка требованиям к их профессиональной подготовленности).
12. В соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности" Центральный банк РСФСР регистрирует уставы коммерческих банков и ведет реестр (общереспубликанскую Книгу регистрации) банков, получивших лицензии. При этом записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензии. Однако для обеспечения ликвидности кредитных учреждений, на срок до оплаты учредителями 50% уставного капитала, коммерческий банк получает временную лицензию, дающую право на открытие корреспондентского счета и аккумуляцию взносов акционеров (пайщиков) банка для формирования уставного капитала. (Временная лицензия действует в течение года с момента ее выдачи).
После представления Главному управлению по работе с коммерческими банками подтверждения об оплате 50% объявленного уставного капитала коммерческому банку взамен временной выдается лицензия, позволяющая осуществлять операции, предусмотренные его уставом.
В течение года после регистрации должны быть оплачены все 100% объявленного уставного капитала. В противном случае регистрация банка признается недействительной, а временная лицензия отзывается. Контроль за выполнением этого требования возлагается на Главные управления Центрального банка РСФСР по месту нахождения коммерческих банков.
13. Нотариально заверенная копия зарегистрированного устава коммерческого банка в десятидневный срок после регистрации подлежит представлению этим банком в соответствующий финансовый орган по месту нахождения для организации налогообложения.
14. В месячный срок с момента регистрации устава коммерческий банк обязан пройти регистрацию в Главном вычислительном центре (ГВЦ) Центрального банка РСФСР для включения его в классификатор предприятий и организаций (КПО), для чего заполняется карта регистрации коммерческого банка.
15. Все представленные для регистрации документы хранятся в Главном управлении по работе с коммерческими банками Центрального банка РСФСР. копия документов находится в региональном управлении Центрального банка РСФСР по месту нахождения коммерческого банка.
2.а. Регистрация изменений и дополнений, внесенных в учредительские документы коммерческого банка
О порядке регистрации изменений, вносимых в учредительные документы банка, см. также телеграмму ЦБР от 29 мая 1991 г. N 15-3/196 и телеграмму ЦБР от 1 января 1992 г. N 15-3/154
16. Изменения и дополнения к уставу и учредительскому договору регистрируются Центральным банком РСФСР в порядке, установленном для регистрации учредительных документов при выдаче лицензий коммерческим банкам. При этом в Главное управление по работе с коммерческими банками Центрального банка РСФСР представляются следующие документы:
- ходатайство о внесении в Устав изменений и дополнений за подписью Председателя Совета коммерческого банка;
- письменное согласие на это Главного управления Центрального банка РСФСР по месту нахождения банка;
- протокол (выписка из протокола) собрания участников банка о внесении изменений и дополнений в Устав коммерческого банка;
- полный перечень всех вносимых в устав (учредительный договор) изменений и дополнений, за подписью Председателя Совета банка по образцу формы 1 - 3 экз.
Изменения и дополнения к учредительным документам вступают в силу с момента принятия их Центральным банком РСФСР.
17. Коммерческие банки обязаны согласовывать с Главным управлением Центрального банка РСФСР по месту своего нахождения все изменения, проводимые в составе руководства своего исполнительного органа. При этом коммерческий банк представляет в Главное управление по месту своего нахождения документы, подтверждающие профессиональные качества вновь назначаемых должностных лиц.
Коммерческие банки информируют также Главные управления Центрального банка РСФСР по месту нахождения об изменении величины их уставных капиталов.
Информация обо всех изменениях направляется Главным (региональным) управлением в 10-ти дневный срок с момента их одобрения в Главное управление по работе с коммерческими банками Центрального банка РСФСР.
3. Надзор за деятельностью коммерческих банков
22. Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные управления Центральный банк РСФСР по месту их нахождения, а также Главное управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РСФСР.
Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-расчетных операций.
Центральный банк РСФСР может обязать коммерческий банк принять меры, необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать полномочия, указанные в пункте 24 настоящих указаний.
23. Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Центральным банком РСФСР. Банки публикуют в печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных в них сведений.
Региональные управления Центрального банка РСФСР ежеквартально направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения.
Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа и надзора за ее работой Центральный банк РСФСР создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РСФСР организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер.
3.а. Ответственность коммерческих банков
24. К коммерческим банкам, допускающим отдельные недостатки в работе и нарушения правил проведения операций, перечисленные в п.25 настоящих указаний, Главные управления Центрального банка РСФСР, на которые возложен надзор за их деятельностью, имеют право применить следующие меры:
- давать рекомендации руководству банков о возможных путях ликвидации недостатков;
- предъявлять требования учредителям банка о принятии мер по устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей банка;
- направлять в банк своего представителя для выяснения причин имеющихся недостатков и для разработки предложений по их устранению;
- вносить на рассмотрение Совета директоров Центрального банка РСФСР предложения о введении ограничений на проведение банком операций и отзыве лицензии на проведение банковских операций.
25. Центральный банк РСФСР может отозвать лицензию на введение банковских операций или ввести ограничения на проведение банком операций в следующих случаях:
- обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия и осуществлена регистрация банка;
- представлении недостоверных или вводящих в заблуждение балансовых данных, статистической отчетности и других сведений, или непредставления требуемых данных;
- задержки начала деятельности банка более чем на один год с даты регистрации устава;
- осуществлении банком операций, выходящих за пределы предоставленной ему лицензии;
- обнаружении других нарушений, предусмотренных статьей 33 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)". Об этом, в частности, может свидетельствовать систематическое несоблюдение коммерческим банком установленных Центральным банком РСФСР экономических нормативов и норм депонирования средств в фонде регулирования кредитных ресурсов банковской системы РСФСР, нарушение правил ведения бухгалтерского учета или при запущенности бухгалтерского учета;
- выявлении нарушений банком требования антимонопольного законодательства РСФСР (например, превышение доли в 35% уставного капитала банка одним из его участников; решение Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур о монопольном положении коммерческого банка в кредитной системе РСФСР);
- признании банка неплатежеспособным (банкротом).
Директор Главного управления |
С. Родионов |
"Утверждаю"
Председатель Центрального банка РСФСР |
Г.Г. Матюхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" от 26 февраля 1991 г. N 02-15
Текст документа официально опубликован не был
Приказом ЦБР от 27 сентября 1996 г. N 02-368 приказ от 26 февраля 1991 г. N 02-15, утвердивший настоящие Методические указания, признан утратившим силу с 1 ноября 1996 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо ЦБР от 14 марта 1996 г. N 252
Телеграмма ЦБР от 27 февраля 1995 г. N 146
Телеграмма ЦБР от 11 февраля 1994 г. N 42-94
Письмо ЦБР от 1 октября 1991 г. N 4