Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" установлены правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ.
На основании соглашения о разделе продукции произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором.
Соглашением определяются условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.
При этом, соглашением устанавливается порядок определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости, а также части произведенной продукции (в том числе предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его расходов на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция).
Состав расходов, подлежащих возмещению, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия и методы раздела продукции определяются конкретным соглашением о разделе продукции.
Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" внесены соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие налоговые и таможенные льготы.
В настоящее время вопросы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", а также законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам. Нормы, установленные указанными законодательными актами не в полной мере соответствуют нормам Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции отнесена к специальным налоговым режимам.
Настоящий федеральный закон разработан с целью более четкого и полного определения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Отличие системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции от действующей налоговой системы заключается в сокращении числа уплачиваемых налогов и обязательных платежей, введении льгот по уплате налога на имущество предприятий, налога с владельцев транспортных средств, акцизов, таможенных пошлин, установлении особенностей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, связанных с понятием прибыльной продукции инвестора, а также замене уплаты отдельных налогов и таможенных платежей разделом продукции.
Взимание федеральных и региональных налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Взимание местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором или осуществляется согласно соответствующим нормативным правовым актам органов местного самоуправления с учетом положений законодательства Российской Федерации по вопросам соглашений о разделе продукции.
Включение в состав Налогового кодекса Российской Федерации отдельной главы 24.2 "Системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" вызвано необходимостью четко определить особенности налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в целях создания стабильных условий работы для инвесторов, а также соблюдения интересов государства при реализации указанных соглашений.
В отличие от норм действующего законодательства Российской Федерации в области налогообложения участников соглашений о разделе продукции настоящим законопроектом предусматривается уплата инвесторами по соглашениям о разделе продукции налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке с возмещением сумм указанного налога, подлежащих возмещению, в более короткие, чем это установлено главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса сроки.
Кроме того, в соответствии с нормами Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" настоящей главой предусматривается определение состава возмещаемых расходов законодательным актом, а не нормативным актом Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении
изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из консолидированного бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено поступление доходов от реализации соглашений о разделе продукции (проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Харьягинское месторождение", "Самотлорское месторождение") в общей сумме 1119,3 млн.рублей. Без учета средств от реализации Соглашения о разработке южной части Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе на условиях раздела продукции - в сумме 463,62 млн.рублей.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2002 год предусматривается поступление в доход консолидированного бюджета от реализации соглашений о разделе продукции 1351,2 млн.рублей, в доход федерального бюджета - 515,8 млн.рублей.
Основные параметры соглашений о разделе продукции формируются в ходе переговоров представителей органов исполнительной власти и потенциального инвестора на основе технико-экономического обоснования по конкретному участку недр. В ходе переговорного процесса может быть выбран различный предельный уровень компенсационной продукции, а также схема раздела прибыльной продукции. Перед подписанием каждого конкретного соглашения о разделе продукции необходимо проводить анализ его экономической эффективности, то есть влияния на доходную и расходную части бюджетов всех уровней. Заключение каждого конкретного соглашения возможно лишь при условии его эффективности.
Перечень
актов федерального законодательства, которые в связи с данным законом подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие иных законодательных актов в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.