Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных
образовательных технологий)
Настоящий проект федерального закона является доработанным проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционного обучения) с учетом замечаний Правительства Российской Федерации (заключение Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 г.).
В настоящее время в системе образования широкое применение получают дистанционные образовательные технологии, базирующиеся на возможностях средств информатизации и телекоммуникации, потенциал которых в последнее десятилетие резко возрос и позволяет коренным образом модернизировать образовательный процесс. К таким средствам, в том числе относятся компьютеры и программное обеспечение, спутниковое телевидение, кабельные линии связи, Интернет (всемирная сеть, обеспечивающая накопление информации и обмен ею между удаленными пользователями).
Использование дистанционных образовательных технологий позволяет успешно решить в системе образования целый ряд сложных задач, в том числе:
создать условия для получения образования независимо от местонахождения обучающихся (образовательный процесс может быть организован в любой географической точке);
снизить затраты на образование;
привлечь к образовательному процессу наиболее подготовленную часть педагогических работников;
значительно расширить доступ для обучающихся к информационным ресурсам;
индивидуализировать обучение;
организовать систему оперативного контроля за освоением обучающимися образовательных программ;
обеспечить условия для непрерывности образования, что особенно важно для работающих граждан;
создать условия для оптимального использования научно-педагогических потенциалов образовательных учреждений при совместной организации образовательного процесса и формировании открытого образования.
Все это позволит в значительной мере расширить доступность образования, а также повысить его качество.
Одновременно следует отметить, что дистанционные образовательные технологии могут эффективно применяться для всех форм получения образования, а также как для обеспечения доступа к образовательному процессу на удалении, так и для организации образовательного процесса непосредственно в образовательном учреждении.
Для Российской Федерации с населением, распределенном на громадной территории, отсутствием достаточно развитых путей сообщения, применение дистанционных образовательных технологий является особо актуальной задачей, позволяющей не только решить проблему обеспечения конституционного права граждан на образование, но и сделать профессиональное обучение массовым и высококачественным.
При этом следует учитывать, что внедрение дистанционных образовательных технологий вносит значительные изменения в установившиеся отношения в области образования, что требует законодательного разрешения.
Представленный проект федерального закона вносит изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", направленные на легитимацию дистанционных образовательных технологий, регулирование особенностей правовых отношений, возникающих при использовании указанных технологий.
Наиболее важные дополнения внесены в статью 33, так как применение дистанционных технологий обучения требуют изменения процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Поэтому вносимые дополнения предусматривают, что особенности предмета и содержания экспертизы образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ в полном или частичном объемах, должны быть определены федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
Учитывая, что образовательное учреждение, использующее дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ в полном объеме, непосредственно само осуществляет учебный процесс и аттестацию обучающихся в своих филиалах, законопроект предусматривает возможность при экспертизе филиалов такого образовательного учреждения учитывать обеспеченность педагогическими работниками указанного образовательного учреждения, а также распространяет аттестацию и государственную аккредитацию указанного образовательного учреждения на его филиалы. Но одновременно законопроект значительно повышает ответственность образовательного учреждения за результативность работы филиалов, устанавливая, что при аттестации указанного образовательного учреждения учитывается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников, обучавшихся в филиалах этого образовательного учреждения, требованиям государственных образовательных стандартов.
Статья 41 дополняется положением, устанавливающим, что использование образовательными учреждениями различных методик образовательного процесса и образовательных технологий (в том числе и дистанционных образовательных технологий) не влечет за собой увеличения нормативов финансирования. Это положение особо подчеркивает, что настоящий законопроект не накладывает на государство каких-либо дополнительных финансовых обязательств.
Статьей 2 законопроекта вносятся аналогичные дополнения в три статьи (8, 10 и 16) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Следует предположить, что рассматриваемый федеральный закон будет положительно воспринят педагогической общественностью, обучающимися, их родителями и позволит отечественной системе образования сохранить передовые позиции в условиях перехода высокоиндустриальных стран к информационному обществу.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части
дистанционных образовательных технологий)
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных образовательных технологий) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных
образовательных технологий)
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных образовательных технологий) не накладывает каких-либо финансовых обязательств на государство. Более того, в данной редакции законопроекта введено положение, констатирующее, что использование образовательными учреждениями при реализации образовательных программ различных методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, не влечет за собой увеличения нормативов их финансирования.
Таким образом, реализация проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных образовательных технологий) не потребует материальных затрат за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.