Проект федерального закона N 97802184-2
"О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава II. Правовое положение военной организации как (ст.ст. 4-12)
юридического лица
Глава III. Имущество военной организации - юридического (ст.ст. 13-15)
лица
Глава IV. Осуществление военными организациями (ст.ст. 16-24)
финансово-экономической деятельности и ее
обеспечение
Глава V. Особенности регулирования договорных (ст.ст. 25-26)
отношений с участием военных организаций -
юридических лиц
Глава VI. Заключительные и переходное положения (ст.ст. 27-29)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение военных организаций, порядок формирования и использования имущества военных организаций, а также основы финансово-экономической деятельности военных организаций и порядок ее осуществления.
2. Для целей настоящего Федерального закона под военными организациями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также войск Пограничной службы Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войск гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службы внешней разведки Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Пограничной службы Российской Федерации, органов Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, органов Федеральной службы охраны Российской Федерации, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы).
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на военные организации, дислоцированные на территориях иностранных государств, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.
Статья 2. Правовое положение военных организаций
1. Военные организации создаются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Военная организация действует на основании положения о ней, утверждаемого Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, или руководителем иного органа военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Военная организация имеет действительное, а при необходимости и условное наименования.
Действительное и условное наименования военной организации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данные о действительных наименованиях военных организаций предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Военная организация может иметь статус юридического лица.
Решение о придании военной организации статуса юридического лица принимается Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится данная военная организация и который в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона осуществляет права собственника имущества указанной военной организации.
5. Правовое положение военной организации, являющейся юридическим лицом, определяется гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Особенности правового положения военных образовательных учреждений профессионального образования определяются также законодательством Российской Федерации в области образования.
Статья 3. Финансово-экономическая деятельность военных организаций
Финансово-экономическая деятельность военных организаций осуществляется с использованием средств федерального бюджета, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств, поступающих из внебюджетных источников финансирования, и включает в себя:
определение их финансовых и материальных потребностей;
планирование расходов и распределение финансовых средств;
исполнение смет расходов, в том числе по заключенным государственным контрактам и договорам;
бухгалтерский, статистический и оперативный учет исполнения смет расходов, учет имущества, обязательств и представление установленной финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности;
производство продукции (работ, услуг) для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
контроль за использованием финансовых и материальных средств.
Финансово-экономическая деятельность военных организаций осуществляется в соответствии с главой IV настоящего Федерального закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава II. Правовое положение военной организации как юридического лица
Статья 4. Военная организация как юридическое лицо
1. Военная организация признается юридическим лицом, если она имеет в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам имуществом в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пункте 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Военная организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации.
Военная организация как юридическое лицо должна иметь самостоятельный баланс или смету.
2. Военная организация как юридическое лицо помимо открываемых в установленном порядке лицевых счетов в органах федерального казначейства вправе в установленных законодательством Российской Федерации случаях открывать счета в банках на территории Российской Федерации. Открытие военной организацией счетов в банках за пределами территории Российской Федерации разрешается лишь в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 5. Организационно-правовые формы военных организаций - юридических лиц
1. Военные организации могут создаваться и действовать как юридические лица в следующих организационно-правовых формах:
федеральное государственное учреждение;
федеральное казенное предприятие.
2. Организационно-правовая форма военной организации - юридического лица определяется учредителем при ее создании или реорганизации.
3. Органы военного управления, объединения, соединения, воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов могут создаваться и действовать только в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения.
Статья 6. Особенности создания и ликвидации военной организации как юридического лица
1. Статус юридического лица может быть придан как ранее созданной, так и вновь создаваемой военной организации.
Придание военной организации статуса юридического лица осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации применительно к созданию юридического лица.
2. Ликвидация военной организации, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет за собой и ликвидацию указанной военной организации как юридического лица, осуществляемую в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Военная организация может быть лишена статуса юридического лица по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации для ликвидации юридического лица, без ликвидации указанной военной организации.
Лишение военной организации статуса юридического лица осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации применительно к ликвидации юридического лица.
Статья 7. Учредители военных организаций как юридических лиц
1. Учредителем военной организации, создаваемой как юридическое лицо в форме федерального казенного предприятия, является Правительство Российской Федерации.
2. Учредителем военной организации, создаваемой как юридическое лицо в форме федерального государственного учреждения, является федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится данная военная организация и который в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона осуществляет права собственника имущества указанной военной организации.
В установленных законодательством Российской Федерации случаях учредителем военной организации, создаваемой как юридическое лицо в форме федерального государственного учреждения, является Правительство Российской Федерации.
Статья 8. Наименование и место нахождения военной организации как юридического лица
1. При участии военной организации как юридического лица в регулируемых гражданским законодательством Российской Федерации отношениях используется ее условное наименование (при отсутствии условного наименования - действительное наименование), которое указывается в учредительных документах данной военной организации.
Действительное и условное наименования содержат указание на организационно-правовую форму военной организации как юридического лица, а действительное наименование - указание на характер деятельности данной военной организации.
В условном наименовании, содержащем слова "войсковая часть", организационно-правовая форма военной организации не указывается.
2. Военная организация как юридическое лицо имеет печать, штампы и бланки, на которых указываются ее условное наименование (при отсутствии условного наименования - действительное наименование) и организационно-правовая форма.
3. Место нахождения военной организации как юридического лица определяется местом нахождения органа указанного юридического лица.
Статья 9. Учредительные документы военной организации - юридического лица
1. Военная организация действует как юридическое лицо на основании устава.
Военная организация, созданная как юридическое лицо в форме федерального государственного учреждения, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Устав военной организации - юридического лица или общее положение об организациях данного вида утверждается учредителем указанной военной организации.
2. В учредительных документах военной организации - юридического лица должны содержаться сведения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 10. Представительства и филиалы военной организации - юридического лица
1. Военная организация как юридическое лицо может создавать свои представительства и филиалы в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Порядок назначения руководителей представительств и филиалов военной организации - юридического лица устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 11. Орган военной организации - юридического лица
1. Органом военной организации - юридического лица является руководитель указанной военной организации.
2. Назначение руководителя военной организации - юридического лица, руководителей ее представительств и филиалов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе для назначения военнослужащих на воинские должности.
Статья 12. Особенности государственной регистрации военной организации как юридического лица
1. Военная организация подлежит государственной регистрации как юридическое лицо в регистрирующем органе в порядке, определяемом федеральным законом о регистрации юридических лиц.
2. Данные государственной регистрации военных организаций как юридических лиц включаются в единый государственный реестр юридических лиц и предоставляются для ознакомления с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
3. Для отдельных видов юридических лиц военных организаций может устанавливаться специальный порядок регистрации.
Глава III. Имущество военной организации - юридического лица
Статья 13. Права собственника имущества военной организации - юридического лица
1. Имущество военной организации - юридического лица является федеральной собственностью и закрепляется за военной организацией на праве оперативного управления.
2. От имени Российской Федерации права собственника имущества военной организации - юридического лица осуществляет Правительство Российской Федерации.
В установленных Правительством Российской Федерации случаях указанные права осуществляет федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом или соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится указанная военная организация.
3. Права собственника имущества военной организации - юридического лица, которое федеральным законом отнесено к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Статья 14. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество военной организации - юридического лица
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество военной организации - юридического лица осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
2. Включение данных о государственной регистрации прав на недвижимое имущество военной организации - юридического лица в единый государственный реестр и предоставление информации о произведенной регистрации должны осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
3. Наряду с государственной регистрацией указанных прав федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся военные организации, осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, специальный учет отдельных видов недвижимого имущества указанных военных организаций.
Перечни указанных видов имущества определяются Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся данные военные организации.
Статья 15. Особенности гражданского оборота имущества военной организации - юридического лица
1. Отдельные виды имущества военной организации - юридического лица, в том числе вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию, результаты научно-исследовательских и проектных работ по созданию вооружения и военной техники, стратегические объекты и материалы и другие аналогичные виды имущества относятся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, и не могут быть предметом гражданско-правовых сделок.
Перечень имущества, изъятого из оборота, определяется федеральным законом.
2. Отдельные виды имущества военной организации - юридического лица относятся к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав и могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо находиться в обороте по специальному разрешению.
Перечень имущества, относящегося к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав, порядок принятия и реализации решений по его приобретению и отчуждению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Осуществление военными организациями финансово-экономической
деятельности и ее обеспечение
Статья 16. Определение финансовых и материальных потребностей военных организаций
1. Финансовые и материальные потребности военных организаций определяются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся военные организации, на основе:
установленной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
установленных Правительством Российской Федерации норм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих, заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
перечней работ, предусмотренных федеральной программой разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период, другими федеральными целевыми программами, направленными на обеспечение обороны страны и безопасности государства;
планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, их оперативной, боевой и мобилизационной подготовки и хозяйственной деятельности.
2. Финансовые потребности военной организации определяются расходами на оплату продукции (работ, услуг) в соответствии с материальными потребностями указанной военной организации, выплату денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, социальные и компенсационные выплаты и другими расходами, связанными с обеспечением деятельности указанной военной организации.
3. Для своевременного обеспечения финансовых и материальных потребностей военной организации федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится указанная военная организация, разрабатывает и представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предложения по финансированию указанных в пункте 2 настоящей статьи расходов для включения их в проект федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, по проектам государственного оборонного заказа и плана поставок продукции для федеральных государственных нужд, а также предложения по финансированию расходов по перечню федеральных целевых программ на очередной финансовый год.
Статья 17. Финансирование расходов военной организации
1. Финансирование расходов военной организации осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится указанная военная организация, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих из внебюджетных источников финансирования, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе средств, получаемых военными организациями от реализации продукции (работ, услуг).
Порядок, сроки и объемы выделения средств из федерального бюджета устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
2. Расчетно-кассовое обслуживание военных организаций, финансируемых из федерального бюджета, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Кредитование военных организаций - юридических лиц
Военная организация, созданная как юридическое лицо в форме федерального государственного учреждения, не вправе получать денежные средства в качестве кредита от банков, включая коммерческие банки, и иных кредитных организаций, за исключением случаев, когда получение кредита производится по распоряжению Правительства Российской Федерации в установленном им порядке.
Статья 19. Планирование расходов военных организаций и распределение финансовых средств
Порядок планирования расходов военных организаций, распределения финансовых средств и обеспечения военных организаций финансовыми средствами определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Обеспечение потребностей военных организаций в продукции (работах, услугах)
1. Обеспечение потребностей военных организаций в продукции (работах, услугах) осуществляется в соответствии с государственными контрактами и договорами, заключаемыми военными организациями как юридическими лицами на основании государственного оборонного заказа.
Порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа устанавливается федеральным законом.
2. Потребности военных организаций в продукции (работах, услугах), не включенной в государственный оборонный заказ, обеспечиваются в соответствии с заключенными военными организациями как юридическими лицами договорами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе законодательства Российской Федерации о поставках продукции для федеральных государственных нужд.
3. Отдельные виды продукции (работ, услуг) для обеспечения военных организаций могут приобретаться по договорам, заключенным с иностранными юридическими лицами.
При этом виды продукции (работ, услуг), порядок и условия приобретения такой продукции, а также полномочия военных организаций как юридических лиц по заключению указанных договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Реализация и использование высвобождаемого имущества военных организаций
1. Реализация и использование высвобождаемого имущества военных организаций осуществляются в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Средства, получаемые от реализации и использования высвобождаемого имущества военных организаций, расходуются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 22. Участие военных организаций как юридических лиц в международных коммерческих проектах
1. Военные организации как юридические лица в соответствии с международными договорами Российской Федерации на основании правовых актов Правительства Российской Федерации могут участвовать в коммерческих запусках космических аппаратов, оказании иностранным пользователям услуг связи и других международных коммерческих проектах.
2. Использование прибыли, получаемой от реализации международных коммерческих проектов, осуществляемых при участии военных организаций как юридических лиц, в том числе использование прибыли в интересах обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Налоги и сборы при осуществлении военными организациями финансово-экономической деятельности
Виды, размеры и порядок уплаты военными организациями налогов и сборов и льготы по ним устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 24. Контроль за финансово-экономической деятельностью военных организаций
Контроль за финансово-экономической деятельностью военных организаций осуществляют Счетная палата Российской Федерации, контрольно-ревизионный орган Президента Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, органы федерального казначейства, федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся военные организации, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава V. Особенности регулирования договорных отношений с участием
военных организаций - юридических лиц
Статья 25. Особенности исполнения договоров с участием военных организаций - юридических лиц
Организации, заключившие с военными организациями - юридическими лицами договоры энергоснабжения, договоры снабжения через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договоров снабжения указанными товарами военных организаций, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Особенности заключения публичных договоров военными организациями - юридическими лицами
1. Организации военной торговли, бытового обслуживания и другие военные организации - юридические лица при заключении предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации публичных договоров вправе оказывать предпочтения отдельным категориям потребителей - военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также предоставлять льготы по цене товаров, работ, услуг и иным условиям таких договоров для указанных категорий потребителей.
2. Порядок оказания предпочтений и предоставления льгот военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при заключении военными организациями - юридическими лицами публичных договоров устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные и переходное положения
Статья 27. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Учредительные документы военных организаций, созданных как юридические лица до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 28. Переходное положение
Военные организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона как юридические лица в организационно-правовой форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, подлежат преобразованию в предусмотренные настоящим Федеральным законом организационно-правовые формы или ликвидации в течение 2002 - 2006 годов.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.