Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривается снижение ставки акциза на вина шампанские и игристые.
Законопроектом устанавливается благоприятный налоговый режим для восстановления и развития производства шампанских вин в России. На сегодняшний момент в России реально действуют лишь 12 заводов, производящих шампанские и игристые вина. Эти заводы все вместе производят лишь 110-115 млн. бутылок в год или менее 1 бутылки на человека в год, что совершенно не соответствует статусу страны, являющейся одной из родоначальниц производства шампанских вин, как классическим способом, так и методом непрерывной шампанизации.
На данный момент ставка акциза на шампанские и игристые вина в пересчете на этиловый спирт составляет примерно 92 руб. за один литр спирта, что превышает ставку акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (88 руб. 20 коп.).
Доля акцизных поступлений от реализации вин шампанских и игристых в консолидированном бюджете составляет 1,7% от всех акцизных поступлений по алкогольной продукции.
Данные Госкомстата РФ свидетельствуют, что увеличение акцизных поступлений обусловлено, прежде всего, ростом производства, а не индексацией ставок акцизов, повышение которых, как правило, приводит к снижению объемов реализации и последующему спаду производства, следовательно, принятие данного законопроекта обеспечит увеличение налоговых поступлений по акцизам от шампанских вин.
Предусмотренное законопроектом снижение ставки акциза, являющегося косвенным налогом, положительно отразится на отпускной цене продукции, при этом значительно увеличится спрос на такой социально значимый напиток, как шампанское, что создаст предпосылки для роста объемов производства шампанских и игристых вин, а, как следствие, и для восстановления виноградарства в России.
Реализация законопроекта не требует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу
22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Расчет налоговых поступлений от уплаты акцизов по винам шампанским и игристым в консолидированный бюджет Российской Федерации при изменении ставки акциза на вина шампанские и игристые*
Период | Произведено, тыс.дкл. |
Уплачено акцизов | |
Млн.руб. | В общей сумме акциза по алкогольной продукции (%) |
||
2000 год Ставка - 9 руб. за 1 литр. (ранее действ. закон) |
6701 | 510 | 1,73 |
Первое полугодие 2001 года Ставка - 10 руб. 58 коп. за 1 литр. (действ. закон) |
2431 | 197 | 1,13 |
2001 год (прогноз) Ставка - 10 руб. 58 коп. за 1 литр. (действ. закон) |
5811 | 438,3 | 1,1 |
2002 год (прогноз) Ставка 9 руб. 45 коп. за 1 литр. (проект закона) |
6578 | 495,7 | 1,3 |
Примечание:
Как видно из приведенных расчетов, увеличение ставки акциза на вина шампанские и игристые не приводит к росту акцизных поступлений. Напротив, даже учитывая сезонный рост (в конце года) производства, объем произведенного в 2001 г. шампанского по прогнозам составит около 87% от объемов производства в прошлом году. Как следствие, консолидированный бюджет России недополучит в 2001 г. 71,7 млн.руб. Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" позволит привлечь в бюджет дополнительно 57 млн.руб.
______________________________
* Расчет произведен по данным Государственного комитета по статистике РФ и по данным основных производителей, продукция которых составляет до 90% товарного рынка России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.