Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения"
Разработка данного проекта федерального закона обусловлена изменением системы финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения, в связи со вступлением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего упразднение Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) и перевод соответствующих расходов в федеральный бюджет. Внесение изменений и дополнений в законодательство о занятости населения вызвано также необходимостью его совершенствования с целью учета особенностей складывающейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации для регулирования процессов на рынке труда.
Законопроектом предусмотрены нормы и положения, корректирующие порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения, исключающие по тексту Закона о занятости ссылки на Фонд занятости и определяющие соответственно другие источники финансирования (бюджеты разных уровней).
Другая часть поправок, предлагаемых к внесению в законодательство о занятости населения, связана с упорядочением социальных выплат безработным и предусматривает усиление дифференцированного подхода в определении размеров пособий и сроков их выплат различным категориям безработных граждан.
В целях повышения уровня материального обеспечения граждан, признанных безработными, законопроектом предусмотрено увеличить минимальный размер пособия по безработице с 20 до 30% прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации. При этом законопроектом предусмотрено расширить круг лиц, имеющих право только на минимальное пособие, рассчитываемое не в процентном отношении к получаемой ранее заработной плате, а в зависимости от величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
К этим лицам предлагается отнести граждан:
уволенных за нарушение трудовой дисциплины (с выплатой пособия в размере 30% величины прожиточного минимума);
направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (с выплатой пособия в размере 30% величины прожиточного минимума);
уволенных по собственному желанию без уважительных причин (с выплатой пособия в размере 40% величины прожиточного минимума).
При этом в соответствующих статьях законопроекта устанавливается исчерпывающий перечень причин, являющихся уважительными при увольнении по собственному желанию (переезд на новое место жительства в другую местность; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больными членами семьи и другие).
В настоящее время указанным категориям граждан выплачивается пособие по безработице исходя из средней заработной платы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено установить порядок, при котором гражданам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия (сокращением численности) и направленным органами службы занятости на профессиональное обучение, стипендия будет начисляться после истечения периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия. Это позволит исключить возможность получения указанной категорией граждан в рассматриваемый период одновременно стипендии и средней заработной платы.
Для устранения возможности получения двойных выплат безработными из различных источников законопроектом предусмотрено исключить положения о доплатах безработным гражданам на лиц, находящихся на их содержании. Соответствующие выплаты предусмотрены законодательством о государственной социальной помощи, согласно которому получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Предлагается уточнить положения отдельных статей в части отнесения к категории безработных граждан впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности) и определения для данной категории граждан подходящей работы. Эти изменения позволят усилить социальную защиту выпускников профессиональных образовательных учреждений. Для них будет считаться подходящей работа с учетом имеющейся профессии (специальности), а не любая оплачиваемая работа или общественные работы.
В целях приведения Закона о занятости в соответствие с вновь принятым Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" исключается норма Закона, предусматривающая лицензирование деятельности по содействию занятости населения, а также уточняются положения в части осуществления лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
В законопроект включены нормы и положения, уточняющие полномочия органов государственной власти по разработке и реализации федеральных и региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, а также положения об осуществлении мер по развитию трудовых ресурсов страны, повышению мобильности рабочей силы, защите национального рынка труда.
В дополнение к действующему законодательству о занятости населения предлагаются положения о внедрении эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (с учетом причин увольнения, стажа работы, образования, квалификации и др.).
Эти изменения и дополнения будут способствовать усилению социальной направленности разрабатываемых и реализуемых федеральных целевых и инвестиционных программ, обеспечению увязки содержащихся в них экономических мер с мероприятиями по поддержанию занятости населения, созданию и сохранению рабочих мест, регулированию процессов на рынке труда, социальной поддержке безработных.
Включение в законопроект статьи 2 вызвано необходимостью приведения отдельных норм и положений законодательных актов Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
В данные законодательные акты вносятся изменения, исключающие Фонд занятости как источник финансирования мероприятий по поддержанию занятости населения, а также положения, предусматривающие ссылки на этот фонд.
В целях активизации работы по социальной поддержке инвалидов внесены изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающие расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
При этом предлагается установить, что квота для трудоустройства инвалидов должна быть в пределах 2 - 4% от среднесписочной численности работников (в настоящее время - не менее 3%), а механизм введения указанной квоты - определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, устанавливается норма о внесении работодателями обязательной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для трудоустройства инвалидов. Эти изменения дают дополнительные возможности органам исполнительной власти на местах осуществлять практические меры по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов исходя из особенностей ситуации на региональных рынках труда.
Предлагается также внесение изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части выплаты пособия по безработице (стипендии) для граждан, проживающих в указанных районах, в размере и порядке, установленном законодательством Российской Федерации о занятости населения).
Учитывая, что за период после утверждения постановлением Верховного Совета Российской Федерации Положения о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации (от 8 июня 1993 г. N 5131-I) были приняты новые основополагающие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность службы занятости, статьей 3 законопроекта предусматривается признать утратившим силу указанное постановление Верховного Совета Российской Федерации.
Статьей 4 законопроекта предлагается установить, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Это позволит гражданам заблаговременно ознакомиться с изменениями и дополнениями Закона о занятости, в том числе уточнениями порядка назначения и выплаты пособий по безработице (стипендий), а органам службы занятости - провести необходимые организационные мероприятия.
В целях недопущения ухудшения норм социальной защиты от безработицы в законопроект включено положение, предусматривающее, что новый порядок и размеры выплаты пособий по безработице (стипендий) распространяются на случаи увольнения граждан из организаций после вступления настоящего Федерального закона в силу.
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения" потребует изменений или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации, перечень которых отражен в статьях 2 и 3 настоящего законопроекта.
Введение в действие рассматриваемого законопроекта не приведет к увеличению расходов федерального бюджета по сравнению с объемами средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2002 год.
Финансово-экономическое обоснование и расчеты к законопроекту прилагаются.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
финансирования мероприятий по содействию занятости населения"
При подготовке финансово-экономического обоснования к данному законопроекту использованы прогнозные оценки и статистическая информация о рынке труда, величине прожиточного минимума, размерах средней заработной платы и о фактически сложившемся на 1 июля 2001 года среднем периоде выплаты пособия по безработице.
Увеличение минимального размера пособия по безработице до 30% величины прожиточного минимума (вместо 20%), предусмотренное законопроектом, потребует дополнительно 717,6 млн.рублей.
Однако, исходя из норм законопроекта, расходы на выплату пособия по безработице могут быть снижены на 2013,7 млн.рублей за счет уменьшения размера пособия по безработице до 40% прожиточного минимума гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (кроме уволенных по уважительным причинам) и на 54,1 млн.рублей за счет уменьшения размера пособия по безработице до 30% прожиточного минимума гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия.
По нормам действующего законодательства вышеуказанные категории безработных граждан имеют право на получение пособия по безработице, исчисленное исходя из средней заработной платы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Кроме того, в целях устранения возможности получения двойных выплат безработными гражданами из различных источников в законопроекте предусмотрена отмена доплат на лиц, находящихся на содержании безработных граждан. Это позволит сократить расходы федерального бюджета на социальные выплаты безработным еще на 889,8 млн.рублей.
В целом уменьшение расходов федерального бюджета при введении в действие норм, предусмотренных законопроектом, может составить около 2240 млн.рублей.
Расходы на финансирование мероприятий по содействию занятости населения с учетом введения в действие законопроекта предусмотрены в федеральном бюджете на 2002 год.
Расчеты
средств федерального бюджета по проекту федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации но вопросам финансирования мероприятий но содействию
занятости населения"
N п/п |
Наименование показателей | Единица измерения |
По действ. законо- дат-ву |
По проекту Закона |
Изменение показате- ля (+) доп. (-) экон. |
1. |
Исходные данные для расчета Среднегодовая численность безработных, получающих пособие по безработице*(1) |
тыс.чел. |
1300,0 |
||
2. |
Прожиточный минимум Расчетные данные |
руб. | 1840,0 | ||
3. | Минимальный размер пособия по безработице: |
||||
3а | 20% прожиточного минимума | руб. | 368,0 | ||
3б | 30% прожиточного минимума | руб. | 552,0 | ||
3в | 40% прожиточного минимума | руб. | 736,0 | ||
4. | Средний размер пособия по безработице*(2) (прожиточный минимум) |
руб. | 1840,0 | ||
5. | Средний период получения пособия по безработице |
месяцев | 6,0 | ||
6. | Численность получающих пособие по безработице, всего в том числе: |
тыс.чел. | 1300,0 | 1300,0 *(3) |
|
6а | Уволенные по собственному желанию*(4) |
тыс.чел. | 304,0 | 304,0 | |
6б | Уволенные за нарушение трудовой дисциплины |
тыс.чел. | 7,0 | 7,0 | |
6в | Уволенные по другим основаниям | тыс.чел. | 339,0 | 339,0 | |
6г | Ищущие работу впервые, после длительного перерыва, не имеющие 26 календарных недель |
тыс.чел. | 650,0 | 650,0 | |
7. | Сумма средств, необходимая на выплату пособий по безработице, всего (стр.7а + стр.7б + стр.7в + стр.7г) в том числе: |
млн.руб. | 8611,2 | 7261,0 | -1350,2 |
7а | Уволенным по собственному желанию (стр.2 х стр.6а х стр.5) (стр.3в х стр.6а х стр.5) |
млн.рублей млн.рублей |
3356,2 |
1342,5 |
-2013,7 |
7б | Уволенным за нарушение трудовой дисциплины (стр.2 х стр.6б х стр.5) (стр.3б х стр.6б х стр.5) |
млн.рублей млн.рублей |
77,3 |
23,2 |
-54,1 |
7в | Уволенным по другим основаниям (стр.2 х стр.6в х стр.5) (стр.2 х стр.6в х стр.5) |
млн.рублей млн.рублей |
3742,5 |
3742,5 |
0,0 |
7г | Ищущим работу впервые, после длительного перерыва, не имеющие 26 календарных недель (стр.3а х стр.6г х стр.5) (стр.3б х стр.6г х стр.5) |
млн.рублей млн.рублей |
1435,2 |
2152,8 |
+717,6 |
8. | Общая сумма доплат па лиц находящихся на содержании безработного (0,1 х стр.2 х стр.1 х 0,5 х 1,24 х стр.5, где 0,1-10% от прожиточного минимума, 0,5 - удельный вес безработных, имеющих лиц находящихся на их содержании, 1,24 - коэффициент детности) |
млн.руб. | 889,8 | 0 | -889,8 |
9. | Общие затраты на выплату пособий по безработице с доплатами на лиц находящихся на содержании безработного (стр.7 + стр.8) |
млн.руб. | 9501,0 | 7261,0 | -2240,0 |
10. | Итого дополнительные затраты (+), экономия (-) (стр.7 + стр.8) |
млн.руб. | -2240,0 |
______________________________
*(1) По данным Минэкономразвития России "О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год и параметрах прогноза на период до 2004 года" (письмо от 13.08.01 N 2880).
*(2) Средний размер пособия по безработице, исчисленный исходя из средней заработной платы, составит 67,5% от средней заработной платы (3 мес. - 75%, 3 мес. - 60%) (3 х 0,75 + 3 х 0,60:6 = 67,5%). В денежном выражении это составит: 3550 руб. х 0,675 = 2396 руб., где 3550 руб. - средняя зарплата. Так как в соответствии со ст.33 Закона о занятости пособие по безработице не может превышать величину прожиточного минимума, а средний размер пособия по безработице, рассчитанный исходя из средней зарплаты составит 2396 руб., то фактический средний размер пособия по безработице будет равен 1840 рублям.
*(3) Здесь и далее расчеты произведены на основе статистических данных формы 2-т (трудоустройство).
*(4) Уволенные по собственному желанию, включая уволенных по основаниям, предусмотренным в законопроекте, относящимся к уважительным причинам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.