Проект федерального закона N 168328-3
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О космической деятельности"
(по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (Российская газета от 6 октября 1993 года; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст.5609) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 5 после слов "поддержки ракетно-космической отрасли;" дополнить новыми абзацами в следующей редакции:
"осуществляет меры по координации планирования и выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований нормативных и иных документов в области обеспечения безопасности космической деятельности при реализации международных договоров Российской Федерации и международных космических проектов;
рассматривает и утверждает нормативные документы по обеспечению безопасности космической деятельности в процессе разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;".
2. В статье 6 абзац "обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность космической деятельности;" изложить в следующей редакции:
"в соответствии с разделом V настоящего федерального закона обеспечивает совместно с соответствующими органами государственной власти безопасность космической деятельности;".
3. В статье 7 после слов "предложений о государственной политике в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;" дополнить новым абзацем в следующей редакции:
"организует и координирует выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;".
4. Статью 11 дополнить новым пунктом 5 в следующей редакции:
"5. Космические проекты (программы), осуществляемые по международным договорам Российской Федерации, подлежат государственной экспертизе и должны проводиться федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности на основании настоящей статьи и иных нормативных правовых актов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.".
5. Раздел V изложить в следующей редакции:
"Раздел V. Обеспечение безопасности космической деятельности
Статья 22. Основные понятия
В настоящем федеральном законе применяются следующие основные понятия:
безопасность космической деятельности - сохранение на всех этапах разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, производство космических материалов и разработки космических технологий состояния, при котором исключено влияние (обеспечивается снижение до допустимых пределов) опасностей, возникающих в процессе осуществления космической деятельности и создающих угрозу: жизни и здоровью членов экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающего персонала и населения; космической технике, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, а также государственному имуществу, имуществу муниципальных образований, имуществу физических и юридических лиц и окружающей природной среде;
обеспечение безопасности космической деятельности - разработка и реализация комплекса правовых, научно-технических, организационных и иных мероприятий, направленных на защиту: членов экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающего персонала и населения, космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры; государственного имущества, имущества муниципальных образований, имущества физических и юридических лиц, а также окружающей природной среды от опасностей, возникающих при осуществлении космической деятельности;
происшествие - событие, возникающее вследствие нарушений работоспособного состояния образцов космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, ошибочных действий персонала, нерасчетных (превышающих допустимый уровень) воздействий на окружающую среду и иных причин;
авария - происшествие без гибели члена экипажа пилотируемого космического объекта, обслуживающего персонала или населения, приведшее к возникновению угрозы их здоровью или жизни, срыву решаемых задач космической деятельности, к утрате, повреждениям или иному ущербу:
образцам космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, государственному имуществу, имуществу муниципальных образований, имуществу физических и юридических лиц, к превышению допустимых воздействий на окружающую среду;
катастрофа - происшествие, связанное с гибелью члена экипажа пилотируемого космического объекта, обслуживающего персонала или населения, или приведшее к срыву решаемых задач космической деятельности, утрате или выходу из строя космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, а также превышение допустимых воздействий на окружающую природную среду, требующее проведения специальных природовосстановительных мероприятий.
Статья 23. Цель и задачи обеспечения безопасности космической деятельности
1. Целью обеспечения безопасности космической деятельности является предотвращение вреда жизни и здоровью членам экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающему персоналу и населению, а также предотвращение ущерба государственному имуществу, имуществу муниципальных образований, имуществу физических и юридических лиц и окружающей природной среде, в процессе разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры.
2. Задачами обеспечения безопасности космической деятельности являются:
гарантированное обеспечение безопасности членам экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающему персоналу и населению в сочетании с соблюдением государственных интересов Российской Федерации;
реализация организационных, технических, технологических и иных решений, исключающих происшествия в процессе разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
обязательность выявления и устранения причин происшествия;
предупреждение и снижение вредных воздействий на окружающую природную среду до допустимого нормативными документами уровня.
Статья 24. Требования по обеспечению безопасности космической деятельности
1. Космическая деятельность должна осуществляться с соблюдением требований безопасности, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность и общее руководство работами по обеспечению безопасности космической деятельности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне.
Космическая деятельность должна осуществляться с учетом обеспечения уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую природную среду и околоземное пространство.
2. Безопасность космической деятельности должна обеспечиваться:
изготовлением, испытаниями, использованием (эксплуатацией) надежной и безопасной космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, участием в этой деятельности обслуживающего персонала, имеющего необходимый профессиональный уровень подготовки;
выбором конструктивных и технологических решений, а также проведением организационно-технических мероприятий, направленных на исключение возникновения происшествий.
3. Функциональная структура, конструкция космической техники, космических объектов и объектов космической инфраструктуры должна обеспечивать:
безопасность входа на рабочие места и выхода из них, возможность своевременной эвакуации обслуживающего персонала при возникновении аварийной ситуации;
ограничение попадания в окружающую среду агрессивных, токсичных и вредных веществ;
минимизация до допустимого предела ущерба от проливов компонентов ракетных топлив, горюче-смазочных веществ, охлаждающих, криогенных и других агрессивных жидкостей, попадания их на рабочие места и оборудование;
поддержание температурно-влажностного режима, состава газовой среды на рабочих местах в соответствии с эргономическими и санитарно-гигиеническими требованиями;
возможность установки и подключения систем обнаружения, распознавания, локализации и парирования нештатных, в том числе аварийных, ситуаций, а также опасных и вредных воздействующих факторов для различных режимов функционирования космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
исключение самопроизвольного или несанкционированного формирования команд и сигналов оповещения об опасности, включения аварийных средств защиты и спасения на всех режимах эксплуатации и применения;
исключение возможности распространения пожара на образцы космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры и сопрягаемые объекты;
исключение воздействия на обслуживающий персонал вредных веществ в процессе пожаротушения;
выполнение иных требований по обеспечению безопасности обслуживающего персонала, космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, государственного имущества, имущества муниципальных объединений, имущества физических и юридических лиц, окружающей природной среды.
4. Предельно допустимые уровни концентрации вредных химических веществ, паров токсичных компонентов ракетных топлив и продуктов их сгорания в рабочих зонах обслуживающего персонала должны соответствовать экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
5. В составе каждого проекта (программы) разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению их безопасности.
6. В состав космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, должны находиться средства индивидуальной и коллективной защиты экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающего персонала от опасных воздействий в случае возникновения аварийных ситуаций.
7. Для обеспечения безопасности в районах падения и посадки отделяющихся частей космических объектов должны быть предусмотрены зоны отчуждения и охранные зоны с учетом географических, метеорологических, геологических и ландшафтных условий, проводиться работы по оповещению и эвакуации населения и охране окружающей природной среды.
8. Районы для размещения создаваемых стартовых комплексов, пусковых установок, баз хранения компонентов ракетных топлив, агрессивных и вредных веществ, районы падения и посадки отделяющихся частей космических объектов, взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники и иные объекты, представляющие опасность для населения и окружающей природной среды, выделяются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом результатов экспертизы безопасности космических проектов (программ) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны согласовывать с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и федеральным органом исполнительной власти по обороне социально-экономические планы развития территорий размещения, производства, испытания, использования (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, районов падения и посадки отделяющихся частей космических объектов, а также непосредственно примыкающих территорий.
10. Траектории (трассы) выведения космических объектов на орбиты должны выбираться из условий обеспечения безопасности населения, объектов государственной инфраструктуры и окружающей природной среды, повреждения которых может привести к последствиям катастрофического характера.
Статья 25. Полномочия органов государственной власти по обеспечению безопасности космической деятельности
1. Полномочия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности космической деятельности определяется и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции:
разрабатывают и представляют Правительству Российской Федерации основные направления и мероприятия по обеспечению безопасности космической деятельности и нормативные документы, регламентирующие порядок и содержание работ по обеспечению безопасности космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, на стадиях их разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации;
координируют выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по внедрению в практику эффективных методов и способов обеспечения безопасности космической деятельности в пределах средств, выделяемых на реализацию Федеральной космической программы;
организуют и контролируют выполнение мероприятий по обеспечению космической безопасности, осуществляемой по международным договорам Российской Федерации и международным космическим проектам;
организуют и проводят межведомственные и ведомственные экспертизы проектов разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры; оценку достаточности используемых методов, способов и средств для обеспечения безопасности членов экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающего персонала и населения;
совершенствуют систему обеспечения качества и надежности космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, путем их сертификации в соответствии со статьей 10 настоящего Закона, и проведения специальных испытаний для оценки показателей безопасности и качества в соответствии с требованиями нормативных документов;
организуют и координируют наблюдение за космическими объектами и явлениями, представляющими угрозу жизни и здоровью экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающему персоналу, населению, угрозу нанесения вреда государственному имуществу, имуществу муниципальных объединений, имуществу физических и юридических лиц, и своевременно информируют органы государственной власти о возникшей угрозе;
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в работе Государственных комиссий, создаваемых по решению Правительства Российской Федерации, организуют и проводят работу комиссий по расследованию обстоятельств, исследованию причин и оценке последствий происшествий при осуществлении космической деятельности, с установлением объема (размера) нанесенного ущерба.
3. Федеральные органы исполнительной власти с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции принимают участие в экспертизе космических проектов (программ) по вопросам выбора мест размещения, производства, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, районов падения и посадки отделяющихся частей космических объектов с целью обеспечения безопасности населения, сохранения государственного имущества, имущества муниципальных объединений, имущества физических и юридических лиц.
Статья 26. Права и обязанности членов экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающего персонала при осуществлении космической деятельности
1. Члены экипажей пилотируемых космических объектов и обслуживающий персонал при осуществлении космической деятельности имеют право на:
защиту жизни и здоровья;
достоверную информацию об опасностях, возникающих в процессе разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
защиту своих мнений у должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции о достаточности принятых мер, выбранных способов, методов и средств по обеспечению безопасности, а также по устранению причин и вредных последствий происшествий, возникших при осуществлении космической деятельности.
2. Члены экипажей пилотируемых космических объектов и обслуживающий персонал при осуществлении космической деятельности обязаны:
выполнять в пределах своих должностных обязанностей требования законодательных, нормативных и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности, в том числе экологической;
применять в практической работе способы и средства индивидуальной и коллективной защиты, а также средства обнаружения (контроля), распознавания, локализации и ликвидации последствий происшествий;
информировать органы государственной власти в соответствии с их компетенцией о нарушениях правил и мер обеспечения безопасности, о неправомерных действиях или бездействии должностных лиц по обеспечению безопасности, об обстоятельствах происшествий на космической технике, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
совершенствовать профессиональный уровень по обеспечению безопасности.
3. Должностные лица организаций, осуществляющих разработку, изготовление, испытания, использование (эксплуатацию) и утилизацию космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, в пределах их компетенции обязаны:
выполнять требования законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности, в том числе экологической;
обеспечивать создание условий, отвечающих требованиям обеспечения безопасности и охране здоровья членам экипажа пилотируемых космических объектов и обслуживающему персоналу;
допускать к работе по выполнению операций при эксплуатации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры обслуживающий персонал, соответствующий требованиям по профессиональной пригодности, состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, определяемых законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
исключать возможность несанкционированных действий с космической техникой, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры;
исключать присутствие обслуживающего персонала или обеспечить требуемый уровень его безопасности при проведении опасных операций на космической технике, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, путем автоматизации и (или) механизации технологических процессов;
заключать договоры (соглашения) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении участков территории под районы падения и посадки отделяющихся частей космических объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
создавать зоны безопасности в местах хранения и использования взрывоопасных, пожароопасных и высокотоксичных веществ в районах эксплуатации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры.
Статья 27. Расследование происшествий при осуществлении космической деятельности
1. Происшествия, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности подлежат расследованию, порядок которого определяется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Происшествия, не приводящие к срыву выполнения космических проектов (программ) по международным договорам Российской Федерации, расследуются комиссиями, создаваемыми в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Происшествия, включая аварии и катастрофы, при реализации космических проектов (программ) по международным договорам Российской Федерации, расследуются государственными комиссиями, создаваемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
4. Порядок проведения и обоснованность результатов расследования происшествий, включая аварии и катастрофы, могут быть обжалованы в суд.
Статья 28. Поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий
1. Поисковые и аварийно-спасательные работы, а также ликвидация последствий происшествий при осуществлении космической деятельности производятся соответствующими федеральными органами государственной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц.
2. Работы по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности включают восстановление и реконструкцию промышленных и иных объектов, пострадавших вследствие происшествий, необходимые природоохранные мероприятия, компенсацию ущерба субъектам Российской Федерации, физическим и юридическим лицам.
3. Лица, привлекаемые к выполнению работ по ликвидации последствий аварий и катастроф при осуществлении космической деятельности, пользуются льготами, предоставляемыми обслуживающему персоналу объектов космической инфраструктуры.
4. Поисковые и аварийно-спасательные работы на месте происшествий, включая аварии и катастрофы, возникших при реализации космических проектов (программ) по международным договорам Российской Федерации, проводятся федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и (или) федеральным органом исполнительной власти по обороне с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, российских физических и юридических лиц в пределах их компетенции.
5. Иностранные физические и юридические лица могут участвовать в поисковых и аварийно-спасательных работах на месте происшествий и при ликвидации последствий происшествий, включая аварии и катастрофы, совместно с российскими физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями (условиями) контрактов (соглашений), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
6. Поисковые и аварийно-спасательные работы, а также работы по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности на территории иностранного государства производятся по согласованию с компетентными органами этого государства за счет средств физических и юридических лиц, осуществляющих такую деятельность, средств Российского космического фонда либо федерального бюджета.
Статья 29. Страхование космической деятельности
1. Физические и юридические лица, которые используют (эксплуатируют) космическую технику, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, или по заказу которых осуществляются разработка, изготовление, испытания, использование (эксплуатация) и утилизация космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, производят обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажей пилотируемых космических объектов и обслуживающего персонала, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц, в порядке и на условиях, которые установлены другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Физические и юридические лица, осуществляющие космическую деятельность, могут проводить добровольное страхование космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры (рисков утраты, недостачи или их повреждения).
Статья 30. Информационное обеспечение безопасности при осуществлении космической деятельности и его защита
1. Федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне по требованию заинтересованных физических и (или) юридических лиц обязаны предоставлять информацию об опасности, возникающей при осуществлении космической деятельности, если это неб противоречит требованиям государственной безопасности Российской Федерации.
При возникновении угрозы безопасности населения и (или) окружающей природной среды федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне незамедлительно информируют об этом соответствующие органы государственной власти, а также физических и юридических лиц.
2. Информация об опасностях, возникающих в процессе разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, о их техническом состоянии, надежности и качестве, а также информация о происшествиях и их последствиях в процессе осуществления космической деятельности, должна накапливаться, обобщаться, структурироваться и использоваться для предупреждения происшествий и повышения безопасности космической деятельности.
3. Информация о сроках проведения запусков космических объектов, об опасностях населения и окружающей природной среде в районах разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, в районах падения и посадки отделяющихся частей космических объектов предоставляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Защита информационных ресурсов, информационных технологий, средств создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации при всех видах космической деятельности, сертификации информационной и программной продукции, предотвращения любых форм незаконного и несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, регулируются Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.".
6. Раздел VI изложить в следующей редакции:
"Раздел VI. Международное сотрудничество
Статья 31. Международные договоры Российской Федерации в области космической деятельности
1. Международные договоры Российской Федерации в области космической деятельности подлежат ратификации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 32. Правовой режим иностранных физических и юридических лиц
1. Иностранные физические и юридические лица, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для российских физических и юридических лиц, в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством российским физическим и юридическим лицам.
2. Российская Федерация обеспечивает правовую охрану технологий и коммерческих тайн иностранных физических и юридических лиц, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и на взаимной основе.
Иная необходимая охрана технологий и коммерческих тайн иностранных физических и юридических лиц, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, обеспечивается на взаимной основе.
3. Иностранные физические и юридические лица, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, производят страхование космической техники, а также рисков, связанных с космической деятельностью, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 33. Правовое регулирование международного сотрудничества
1. Российские физические и юридические лица, принимающие участие в осуществлении международных проектов в области космической деятельности, заключают договоры (соглашения) с иностранными физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено этими договорами (соглашениями).
2. В случае коллизии норм законодательства Российской Федерации и законодательства иностранного государства, применимых к космической деятельности с участием российских физических и юридических лиц, действует законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 34. Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических проектов (программ) по международным договорам Российской Федерации
1. Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических проектов (программ) должно осуществляться в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации по исследованию и использованию космического пространства.
2. Физические и юридические лица, участвующие в реализации космических проектов (программ) по международным договорам Российской Федерации, обязаны выявлять опасности, возникающие при осуществлении космической деятельности, информировать о них установленном порядком органы государственной власти Российской Федерации и международные организации в пределах их компетенции.
3. Российские физические и юридические лица, участвующие в реализации космических проектов (программ) по международным договорам Российской Федерации, осуществляют взаимодействие с иностранными физическими и юридическими лицами в области обеспечения безопасности космической деятельности через органы государственной власти Российской Федерации, специально уполномоченные Правительством Российской Федерации.
4. Международные договоры Российской Федерации в области космической деятельности должны содержать разделы по обеспечению безопасности на всех этапах осуществления международного космического проекта (программы).
5. Иностранные физические и юридические лица, участвующие в реализации международных космических проектов (программ) под юрисдикцией Российской Федерации, должны обеспечивать безопасность собственной части проекта (программы) в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
6. Российские физические и юридические лица, участвующие в реализации космических проектов (программ) по международным договорам Российской Федерации, должны обеспечивать безопасность собственной части проекта (программы) в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.".
7. Раздел VII изложить в следующей редакции:
"Раздел VII. Ответственность за нарушения настоящего закона Российской
Федерации
Статья 35. Ответственность должностных лиц организаций
1. Должностные лица организаций (независимо от форм собственности), виновные в нарушении настоящего Закона Российской Федерации и других законодательных актов, регулирующих космическую деятельность, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае, если в действиях должностного лица организации, виновного в нарушении настоящего Закона, содержатся признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, такое должностное лицо привлекаеся к уголовной ответственности в установленном федеральным законом порядке.
Статья 36. Ответственность юридических и физических лиц
1. Юридические и физические лица, виновные в нарушении настоящего Закона Российской Федерации и других законодательных актов, регулирующих космическую деятельность, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае, если в действиях юридического или физического лица, виновных в нарушении настоящего Закона, содержатся признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, такое лицо привлекается к уголовной ответственности в установленном федеральным законом порядке.
Статья 37. Ответственность за причинение вреда при осуществлении космической деятельности
1. Ответственность за вред, причиненный космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности на территории Российской Федерации или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.
2. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту Российской Федерации или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме возлагается на физических и юридических лиц, владеющих космическим объектом, причинившим вред, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Вред, причиненный физическому или юридическому лицу или их имуществу космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежит возмещению физическим или юридическим лицам, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда, в объеме и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.".
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Статья 3. Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.