Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О космической деятельности"
(по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
Настоящий законопроект разработан депутатами Государственной Думы с целью уточнения и дополнения правовых основ обеспечения безопасности космической деятельности в сложившихся условиях.
Разработанный ранее депутатами Государственной Думы второго созыва законопроект "Об обеспечении безопасности космической деятельности Российской Федерации" был подготовлен в развитие положений Закона Российской Федерации "О космической безопасности". Несмотря на то, что законопроект был поддержан Министерством обороны Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Российским авиационно-космическим агентством и другими федеральными органами исполнительной власти, Правительством Российской Федерации в заключении было указано, что отдельные его положения дублируют главы V и VI основного Закона и было предложено внести разработанные правовые нормы законопроекта в основной Закон в виде изменений и дополнений.
Космическая деятельность является одним из приоритетных направлений деятельности государства, занимает ключевое место в геополитике России, направлена на повышение эффективности решения задач экономического развития, обеспечения национальной безопасности государства, способствует развитию отечественной науки и техники и поэтому нормы космической безопасности должны занимать одно из главных мест, так как космическая деятельность обладает потенциальными источниками опасности, а может оказать глобальное воздействие на окружающую природную среду и антропогенную среду.
В настоящее время космическая деятельность, в том числе и безопасность космической деятельности, регулируются Законом Российской Федерации "О космической деятельности". За пределами правового регулирования остается ряд серьезных проблем по обеспечению безопасности космической деятельности в процессе разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники, включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры, а также права и обязанности органов государственной власти, членов экипажей пилотируемых космических объектов и обслуживающего персонала, а также других участников космической деятельности.
Основное назначение настоящего законопроекта - регламентировать, сформировавшийся на практике, единый комплексный подход к обеспечению безопасности при осуществлении космической деятельности. Законопроект предусматривает распространение соответствующих требований, реализацию мероприятий по обеспечению космической деятельности (физических и юридических лиц) в рамках традиционно существующих организационных структур, механизмов и процедур на всех этапах космической деятельности, в том числе действующего порядка разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники.
Основные изменения и дополнения касаются двух разделов Закона "О космической деятельности": раздела V "Безопасность космической деятельности" и раздела VI "Международное сотрудничество".
Предлагаемый законопроект призван урегулировать отношения в области обеспечения безопасности космической деятельности в целях предотвращения угроз личности, обществу, государству и окружающей природной среде в процессе разработки, изготовления, испытания, использования (эксплуатации) и утилизации космической техники.
В раздел V дополнительно включены: статьи 22 "Основные понятия" (безопасность космической деятельности, обеспечение безопасности космической деятельности, происшествие, авария, катастрофа), статья 23 "Цель и задачи обеспечения безопасности космической деятельности", статья 24 "Требования по обеспечению безопасности космической деятельности", статья 25 "Компетенция органов государственной власти по обеспечению безопасности космической деятельности", статья 26 "Права и обязанности членов экипажей пилотируемых космических объектов, обслуживающего персонала при осуществлении космической деятельности", статья 30 "Информационное обеспечение безопасности при осуществлении космической деятельности и его защита". В разделе V в статьях 27 и 28 по вопросам расследования происшествий, поисковых и аварийно-спасательных работ уточнены отдельные положения. В раздел VI дополнительно включена статья 34 "Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических проектов (программ) по международным договорам Российской Федерации".
В законопроекте закреплены принципы гарантированного соблюдения интересов Российской Федерации (пункт 2 статьи 23) в сочетании с обеспечением безопасности физических и юридических лиц.
Реализация законопроекта может потребовать дополнительное расходование средств из федерального бюджета, не повлечет увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О космической деятельности"
(по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
Законопроект не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов или изменение финансовых обязательств.
В настоящее время выполнение требований по обеспечению безопасности при осуществлении космической деятельности организуется, проводится и контролируется в соответствии с "Положением о порядке создания, серийного производства и эксплуатации ракетных космических комплексов" (РК-98-КТ).
Ряд мероприятий, прямо или косвенно связанных с обеспечением безопасности обслуживающего персонала, безаварийности космической техники, объектов космической инфраструктуры, безопасности окружающей природной среды, предусмотрены и другими нормативно-техническими и организационными документами. К таким документам относятся программы обеспечения надежности, программы обеспечения экологической безопасности, комплексные программы экспериментальной отработки, программы летных испытаний, комплексные планы эксплуатации космической техники, космической инфраструктуры на текущий период и др.
Поэтому выделить отдельные составляющие материальных затрат и соответствующих финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения безопасности космического проекта (программы), практически невозможно, а в некоторых случаях и нецелесообразно, поскольку это может привести к снижению эффективности использования имеющихся средств на различных этапах жизненного цикла образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры. Эти затраты определяются уровнем государственной поддержки космической деятельности и ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований.
Однако по отдельным вопросам, связанным с обеспечением безопасности космического проекта (программы), некоторые прямые расходы в пределах выделенных средств могут быть оценены. Так, по данным Министерства обороны Российской Федерации затраты по обеспечению безопасности при выполнении НИОКР в интересах Министерства обороны Российской Федерации в 1998 - 2000 годах составили примерно 1-3% от общих затрат на НИОКР.
Затраты на проведение исследований экологической обстановки в районах падения и посадки отделяющихся частей образцов космической техники составили сумму, равную затратам по обеспечению безопасности при выполнении НИОКР в интересах Министерства обороны Российской Федерации, при этом половина расходов осуществлялась за счет использования внебюджетных средств.
Непосредственные затраты по обеспечению безопасности в районах падения отделяемых частей ракет-носителей ежегодно составляют:
на содержание специальных подразделений - 20 - 40 млн.руб.;
на аренду авиационных средств - 06 - 10 млн.руб.;
на проведение медико-биологических исследований - 3 - 5 млн.руб.
В процессе создания комплексов и их изделий на экспериментальную отработку изделий, являющейся основой обеспечения надежности и безопасности ракетно-космической техники, тратится 55 - 65% от общей сметной стоимости. Таким образом, по оценочным данным Российского авиационно-космического агентства и Министерства обороны Российской Федерации затраты на обеспечение безопасности космической деятельности составляют ориентировочно до 70% от общей стоимости разработки и реализации конкретного космического проекта (программы, ОКР). По оценке некоторых специалистов расходы на обеспечение безопасности космической 5деятельности должны ориентировочно составлять 1,5 - 2 млрд.руб. в год, в зависимости от масштаба (объема экспериментальной отработки, количества планируемых запусков ракет-носителей, количества функционирующих космических аппаратов в орбитальной группировке и т.п.), от имеющихся потенциальных источников опасности и возможностей объектов наземной инфраструктуры, а также иных факторов, обеспечивающих и влияющих на эффективность обеспечения безопасности космической деятельности.
В федеральном бюджете выделяется недостаточное количество средств на создание и эксплуатацию ракетно-космической техники, что было отмечено на закрытых парламентских слушаниях "О состоянии и выполнении Федеральной космической программы России на период до 2000 года и международных обязательствах Российской Федерации в области космоса". Следовательно этих средств недостаточно и для обеспечения надежности и безопасности ракетно-космической техники в полном объеме.
Все затраты, связанные с обеспечением безопасности при осуществлении космической деятельности, входят в структуру цены создания и эксплуатации космической техники и объектов космической инфраструктуры и финансируются в рамках средств, выделяемых на реализацию космических проектов, включенных в Федеральную космическую программу России и космический раздел федеральной программы разработки, создания, производства вооружения и военной техники.
Вместе с тем, постоянный рост цен и незначительное увеличение объемов финансирования на Федеральную космическую программу России и на космический раздел федеральной программы разработки, создания, производства вооружения и военной техники, а также нестабильное, неритмичное ежегодное выделение средств, предусмотренных федеральным бюджетом на космическую деятельность, существенно влияют на уровень отработки ракетно-космической техники, ее качества и надежности, а в конечном объеме влияют на безопасность космической деятельности.
Для реализации требований настоящего законопроекта в полном объеме, финансирование космической деятельности должно осуществляться в 2002-2003 г.г. на уровне 0,6-0,7% от ВВП, с доведением в дальнейшем до уровня 1% от ВВП, как это предусмотрено Законом Российской Федерации "О космической деятельности".
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие
или отмене, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности"
(по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности) потребуется внесения изменений и дополнений в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо установить ответственность должностных лиц организаций (независимо от их формы собственности), физических и юридических лиц, виновных в нарушении правовых норм, регулирующих обеспечение безопасности космической деятельности, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, но которые не повлекли происшествий (аварий и катастроф), в том числе предусмотренных статьей 24, пунктами 2 и 3 статьи 25 предлагаемого законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.