Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Согласно официальным данным количество наркоманов во всем мире составляет более 58 миллионов человек. По некоторым подсчетам жители планеты ежегодно тратят на незаконное приобретение наркотиков больше, чем на пищу, жилье и одежду, образование и медицинское обслуживание вместе взятые.
Доходы преступных организаций, которые производят и распространяют наркотики по всему миру, по некоторым оценкам достигают 500 миллиардов долларов в год. Паразитирующий на наркобизнесе преступный мир хорошо организован, имеет разветвленную агентуру, располагает собственными вооруженными силами и разведывательными службами, банками, морскими судами и авиацией.
На территории России и стран СНГ уровень наркомании растет и имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту. Наркомания становится не только социальным явлением, угрожающим здоровью и будущему нации, но и политическим явлением, угрожающим целостности и безопасности России. Последние события в мире показывают, что наркоманы оказываются разрушительным орудием в руках наиболее экстремистских политических сил.
Почвенно-климатические условия в России и большинстве стран СНГ весьма благоприятны для произрастания дикорастущих и возделывания наркосодержащих культур. Только конопля свободно растет на площадях около 3 миллионов гектаров. Широкое распространение имеют и наркотики опийной группы, изготавливаемые из масличного и опийного мака, в основном поступающие с территории Украины, Белоруссии, Прибалтики. Ежегодно таможенными органами России только в ходе контроля транспортных средств и грузов изымается несколько тысяч тонн наркотиков.
В рамках ежегодной операции "Мак" в 2001 году в Краснодарском крае уничтожено 380 очагов произрастания и изъяты из оборота более 32,7 тонны наркотикосодержащих растений. Изъято более двух килограммов героина, более 27 килограммов опия, 321 килограмм марихуаны, 102 килограмма маковой соломки.
Наряду с наркотиками растительного происхождения на рынок во все больших масштабах поступают химические заменители, разрушительное воздействие которых на организм и психику человека еще сильнее, нежели чем у наркотиков растительного происхождения.
Ежегодно рост преступлений, связанных с наркобизнесом, составляет 20-30 процентов. Если в 1991 году по Краснодарскому краю было выявлено около одной тысячи преступлений, связанных с наркотиками, то в 1995 году - уже пять тысяч. В 1999 году - свыше 12 тысяч, и только за 11 месяцев 2001 года - уже свыше девяти тысяч таких преступлений. В суд направлено 8213 уголовных дел.
В нынешнем году на Кубани пресечена незаконная деятельность 270 преступных групп и около 100 притонов. За склонение к употреблению наркотиков в 2001 году понесли ответственность 30 человек.
Наблюдается устойчивый рост групповых преступлений. Они носят все более организованный характер и имеют устойчивые транснациональные и межрегиональные связи, существенно влияют на дестабилизацию нашего общества. Все вышесказанное свидетельствует о том, что Россия уже втянута в международный наркобизнес.
Это диктует необходимость перехода от экстенсивных к интенсивным формам противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом, повышению эффективности деятельности правоохранительных органов.
В связи с этим возникла необходимость во внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия наркомании.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации уже принят ряд федеральных законов по этой проблеме. Однако практика показывает, что принятых мер недостаточно.
Предлагаемый проект федерального закона направлен на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Его положения соответствуют Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятой еще в июле 1993 года, а также рекомендациям Организации Объединенных Наций в этой сфере деятельности.
Проект предусматривает внесение следующих изменений и дополнений:
введение нормы, предусматривающей снижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность за незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, до 14 лет;
дополнение перечня видов наказаний, предусмотренных статьей 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, особыми мерами контроля за лицами, совершившими преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ;
дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 151.1 "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ";
дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 231.1 "Предоставление помещений для незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ".
Предлагаемый проект федерального закона направлен на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, изменения действующего законодательства.
Председатель Законодательного |
В.А.Бекетов |
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению
и дополнению в случае принятия Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" отмена, внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты федерального законодательства не потребуются.
Председатель Законодательного |
В.А.Бекетов |
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", в настоящее время регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребуется разработка нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Председатель Законодательного |
В.A.Бекетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.