Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации"
Представленный законопроект призван уточнить текст первой части Налогового кодекса с учетом накопленного опыта применения его норм.
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации в свое время должно было систематизировать правовые нормы, регулирующие процесс налогообложения, привести в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему налоговое законодательство, устранить такие недостатки существующей налоговой системы как отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения. Помимо этого, законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации на уровне Налогового кодекса Российской Федерации было обусловлено необходимостью систематизировать работу налоговых органов по проведению контрольных мероприятий в области налогового контроля. Трехлетний опыт применения норм части первой Налогового кодекса, в целом, оправдали возложенные на него надежды. С введением в действие части первой кодекса налоговая система получила нормативную базу, которая позволяет эффективно осуществлять сбор налогов, не ущемляя при этом прав налогоплательщиков. В этой связи подготовленный законопроект не имеет свой целью кардинального изменения идеологии Налогового кодекса и не затрагивает основ правового регулирования системы налогообложения.
Проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" вносится в целях устранения неточностей в формулировках, имеющих место в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Основные изменения части первой Налогового кодекса, содержащиеся в законопроекте, призваны решить следующие задачи:
A) устранить противоречия норм Налогового кодекса с иными нормативными правовыми актами российского законодательства;
Б) устранить внутренние противоречия между нормами Налогового кодекса;
B) упростить систему налогового администрирования.
Прежде всего, уточняется процедура установления налогов и сборов на территории Российской Федерации. При этом проектом предусмотрено разделение терминов "установление налогов" и "введение налогов". Это необходимо для того, чтобы определение налогоплательщиков и всех элементов налогообложения в соответствии со статьей 17 НК не означал бы введение налога на той или иной территории. Для введения налога, помимо его установления, необходима воля законодателя взимать данный налог на той или иной территории. Кроме того, уточнена компетенция федеральных, региональных и местных органов власти по установлению и введению налогов и сборов на территории Российской Федерации.
Уточнен перечень участников налоговых правоотношений. В частности, исключены из числа участников органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции. С принятием главы 24 НК "Единый социальный налог" налоги, собираемые в государственные внебюджетные фонды, стали администрироваться налоговыми органами, а следовательно, органы внебюджетных фондов утратили право по взиманию платежей, отвечающих признаками налогов, и поэтому должны быть выведены из числа участников налоговых правоотношений. В целях исключения дублирования контрольных функций налоговыми органами и органами налоговой полиции последние исключены из числа участников налоговых правоотношений. Налоговая полиция, будучи правоохранительной структурой, должна заниматься предотвращением налоговых преступлений, проведением дознания и следствия по делам о налоговых преступлениях. В этой связи, налоговая полиция не должна заниматься текущим контролем за уплатой налогоплательщиками налогов.
Предлагается уточнить определения ряда правовых категорий, применяемых в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, в проекте уточнены определения "налог", обособленное подразделение", унифицирован порядок производства по делу о налоговом правонарушении. Определенные изменения предлагаются в определении важнейших для налогового законодательства терминов - "товар", "работы", "услуги".
Множество проблем возникает сегодня у налоговых органов в ходе применения статьи 40 НК РФ. Как показывает судебная практика, сложность применения данной статьи во многом определяется сложным сочетанием условий, которые должны наступить, прежде чем налоговые органы получат право переоценить для целей налогообложения результаты сделок налогоплательщика. На наш взгляд, предлагаемые изменения статьи 40 помогут налоговым органам более эффективно использовать указанную статью.
Внесены изменения в нормы, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Предлагается более четко разделить термин "исполнение обязанности по уплате налогов" и "уплата налогов".
В настоящее время в Российской Федерации функционирует система налогового контроля за расходами физического лица (ст.ст.86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации), не имевшая ранее аналогов в российском законодательстве. Указанная система налогового контроля должна была способствовать выявлению сокрытых доходов физических лиц путем сопоставления произведенных расходов заявленным этим лицом доходам. Однако реализация указанных статей на практике приводит к существенным бюджетным расходам за счет того, что налоговые органы вынуждены контролировать множество сделок, которые по своей природе не могут свидетельствовать об использовании физическим лицом средств, сокрытых от налогообложения. В этой связи предлагается сократить число сделок физических лиц, расходы по которым подлежат контролю.
Проектом закона предлагается внести уточнения в отдельные положения Кодекса, касающиеся сроков предоставления и (или) предъявления документов участниками налоговых правоотношений. Так, в частности, уточнены сроки направления налогоплательщику (налоговому агенту) требования об уплате налога, сроки проведения актов сверки в случае наличия разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом и т.п.
В рамках предлагаемого проекта закона предлагается решение ряда проблем, связанных с предоставлением и использованием отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов.
Настоящим проектом предлагается также внести изменения и дополнения в Главу 14 Налогового кодекса РФ, с целью устранения многочисленных споров, возникающих на стадии производства по делам о налоговых правонарушениях. Так, проектом предлагается уточнить срок проведения проверки, порядок и условия представления возражений налогоплательщиков (налоговым агентом), конкретизировать порядок и условия привлечения специалистов, переводчиков и свидетелей.
В законопроект включены поправки к главе Налогового кодекса о налоговых правонарушениях. Указанные поправки были сделаны на основе анализа судебной практики применения главы 16 и 18 Налогового кодекса.
Кроме того, в представленном законопроекте предусматриваются изменения и дополнения, направленные на устранение внутренних противоречий в тексте, несогласованности отдельных положений Кодекса и неясностей формулировок.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в иные нормативные правовые акты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в первую
часть Налогового кодекса Российской Федерации"
Представленный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и не приведет к неоправданным потерям бюджетов всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.