Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Ежегодно в Российской Федерации образуется 7 млрд.тонн отходов, из которых утилизации подвергается лишь 2 млрд. тонн. (28,6%). В результате на территории страны в отвалах и хранилищах к настоящему времени накопилось около 80 млрд. тонн разнообразных твердых отходов, из них 1,5 млрд. тонн приходится на высокотоксичные. И ежегодно к ним добавляется еще примерно 0,6 - 1 млн. тонн медицинских отходов, что составляет 2 - 3% от объема твердых бытовых отходов. К сожалению, количество таких отходов имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Всемирная организация здравоохранения еще в 1972 году отнесла медицинские отходы по специфическим особенностям к группе опасных и указала на необходимость создания специальных служб по их переработке. В составе этих отходов кроме микробиологических и токсических примесей могут присутствовать также радиоактивные и полимерные материалы. Причем доля последних достигает 20% общей массы, что в 4 - 5 раз больше, чем в твердых бытовых отходах. В учреждениях здравоохранения потенциально инфицированные отходы (выделения больных, шприцы, бинты, хирургический инструментарий и т.п.), в основном, обезвреживаются по месту их образования, после чего жидкая часть сбрасывается в канализационные системы, а твердая масса вывозится на полигоны. Но, как часто бывает, из-за отсутствия в медицинских учреждениях финансовых средств или других причин все эти вопросы решаются со значительным запаздыванием, что требует дополнительной правовой конкретизации.
Серьезной проблемой является обработка и уничтожение лекарственных препаратов с просроченными сроками реализации, фальсифицированных препаратов, а также лекарственных средств, конфискованных при осуществлении таможенных процедур.
В последние годы с особой тревогой можно констатировать, что территории городов стали подвергаться несанкционированному загрязнению отработанными шприцами, различными медицинскими изделиями и материалами, неиспользованными радиоактивными материалами и реактивами и другим. Все это может привести к риску поражения людей, угрозе распространения туберкулеза, заражению граждан, особенно детей, вирусами гепатита В и С, другими вирусными инфекциями, загрязнению окружающей природной среды.
Таким образом, важность разрешения на законодательном уровне проблемы обращения отходов лечебно-профилактических учреждений и отходов, содержащих фармацевтическую продукцию, не подлежит сомнению.
Одновременно с этим, под полигоны и свалки твердых отходов ежегодно выделяется до 10 тыс.га земель, включая и земли, ранее используемые в сельскохозяйственном обороте. При этом не учитываются земли, которые загрязняются или замусориваются многочисленными несанкционированными свалками.
Принятый 24 июня 1998 года Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ, ряд особо острых и чрезвычайно актуальных вопросов правового характера в этой сфере не разрешил.
В этой связи, настоящий проект федерального закона направлен не только на устранение возникших правовых пробелов, но также на дополнение и дальнейшую конкретизацию действующей законодательной базы в области обращения отходов в целом. В законопроект введен целый ряд новых понятий и их определений, таких как "отходы медицинские", "отходы биологические", "вторичное сырье" и др. Кроме того, предложена новая редакция понятий "отходы производства" и "отходы потребления"; конкретизированы понятия "обращение с отходами" и "размещение отходов" и другие. Одновременно в законопроекте значительно расширены требования к размещению и устройству полигонов твердых бытовых отходов, а также введена принципиально новая и очень важная норма, которые регулирует вопросы обращения медицинских отходов. Все эти нововведения в сочетании с другими нормами, которые нашли отражение в законопроекте, позволили значительно усилить правовую сторону защиты здоровья граждан и окружающей природной среды от опасного воздействия отходов производства и потребления.
Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие данного законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
законодательных актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие данного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых федеральных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.