Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 181253-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со ст.101 Конституции Российской Федерации и ст.1 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата Российской Федерации (далее Счетная палата) является постоянно действующим органом Государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами Российской Федерации. При реализации своих полномочий, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает независимостью (ст.1 ФЗ).
Действующее законодательство Российской Федерации позволяет Счетной палате осуществлять контрольно-ревизионную экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, предусмотренные Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации". Вместе с тем, накопленный Счетной палатой за более чем пятилетний срок практический опыт свидетельствует о том, что нормы действующего Федерального закона нуждаются в совершенствовании. Так, например, законодательно не закреплен ряд важнейших полномочий Счетной палаты, позволяющих ей не только выявлять финансовые нарушения, но и способствовать более эффективному их устранению, а также возврату средств в федеральный бюджет. Необходимость изменений и дополнений обусловлена также накопленными за пять лет проблемами в области государственного контроля и изменившимися экономическими условиями в России, не отраженными в действующем Законе "О Счетной палате Российской Федерации".
Данная законодательная инициатива разработана в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации N 354 от 14 ноября 2001 года "Об отчете Счетной палаты Российской Федерации за 2000 год".
Вносимые законодательной инициативой изменения и дополнения предусматривают конкретные шаги по формированию единой системы государственного контроля в Российской Федерации, выявлению и устранению финансовых правонарушений, а также возврату в федеральный бюджет выявленных незаконно использованных средств федерального бюджета.
Законопроект, в частности, предусматривает:
- уточнение содержания задач, стоящих перед Счетной палатой. В развитие основной задачи по осуществлению контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных органов в части 1 ст.2 отмечается необходимость контроля за законностью и обоснованностью предоставления налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ; в части 2 ст.2 ставится задача определения эффективности и целесообразности расходов средств федерального бюджета и использования федеральной собственности; в части 3 ст.2 заявляется о необходимости проверки отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год; части 4, 5 ст.2 определяются задачи подготовки заключений на проект закона о федеральном бюджете и проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах на очередной финансовый год и подготовки заключений на проекты федеральных законов об исполнении этих бюджетов;
- конкретизацию взаимоотношений Счетной палаты и Президента Российской Федерации, а именно: предоставление отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий не только палатам Федерального Собрания, но и Президенту Российской Федерации (ст.2); регулярное представление Президенту Российской Федерации информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах, проводимых контрольных мероприятий (ст.7); обязательное включение в планы и программы работы Счетной палаты поручений Президента Российской Федерации (ст.10); проведение Счетной палатой экспертиз и заключений по поручению Президента Российской Федерации (ст.10). Более тесное взаимодействие Счетной палаты с Президентом Российской Федерации будет способствовать усилению эффективности деятельности всех ветвей власти в Российской Федерации;
- уточнение взаимоотношений Счетной палаты и Центрального банка в сфере вопросов компетенции Счетной палаты (ст.13, 14), в частности в необходимости предоставления Счетной палате необходимой информации и документации по операциям со средствами федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- уточнение функций Председателя и заместителя Председателя счетной палаты, в частности: Председателю Счетной палаты предоставляется возможность участвовать в процедурах представления кандидатур к назначению на должности и освобождению от должностей аудиторов Счетной палаты, выступать в палатах Федерального Собрания с докладом по отчету о работе Счетной палаты (ст.5), а заместителю Председателя Счетной палаты выступать соответственно с содокладом (ст.5) и также ряд других поправок организационного характера;
- уточнение полномочий Счетной палаты в части оперативного контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов Государственных внебюджетных фондов текущего финансового года в части предоставления Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации необходимой информации и документов на основании которых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также финансовую отчетность (ст.14); Счетная палата наделяется правом разработки, утверждения и введения форм обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности, необходимой Счетной палате Российской Федерации для контроля за исполнением федерального бюджета (ст.14) и др.;
- учитывая доминирующее влияние на бюджетную политику России, объемов Государственного долга, уточняются функции Счетной палаты по контролю за состоянием и обслуживанием государственного долга, законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также законностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе (ст.16);
- определяются меры ответственности должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции за отказ или уклонение от своевременного представления необходимой информации или документации по требованиям Счетной палаты, либо за предоставление ложной информации (ст.13);
- предусматривается право обращения в суд Счетной палаты в случае выявления в ходе контрольных мероприятий нарушений охраняемых законом государственных интересов (ст.25). Основанием для данного обращения является решение Коллегии Счетной палаты и неэффективность досудебных процедур;
- уточняются действия сотрудников Счетной палаты по результатам проведенных контрольных мероприятий (ст.15).
Принятие данного федерального закона позволит в большей степени реализовать потенциал Счетной палаты, направленный на обеспечение сохранности и эффективного использования бюджетных, внебюджетных средств и государственной собственности.
Финансово-экономическое обоснование
реализации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не потребует.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.