Пояснительная записка
по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
В настоящее время существенно ухудшилась ситуация на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Падение мировых цен на основные товары российского экспорта - нефть и газ, значительное уменьшение положительного сальдо торгового баланса Российской Федерации, непродуманное снижение в августе 2001 года уровня обязательной продажи резидентами валютной выручки, отсутствие действенных мер по пресечению незаконной утечки российского капитала за рубеж (не менее 22 млрд.долларов за 2001 год) вынудили Центральный банк Российской Федерации неоднократно осуществлять в целях сохранения стабильности курса рубля валютные интервенции. В результате таких мер значительно снизились валютные резервы Центрального банка Российской Федерации, что увеличивает угрозу наступления валютного кризиса в случае дальнейшего сокращения стоимостного объема экспорта, увеличения импорта, а также отсутствия договоренности с иностранными кредиторами о сокращении ежегодных выплат Российской Федерации по погашению внешнего долга.
Уменьшение продажи валюты на внутрироссийском рынке прекратило действие достаточно эффективного механизма монетизации российской экономики, который заключался в скупке Центральным банком Российской Федерации за рубли излишнего предложения валюты, увеличении его валютных резервов и одновременном насыщении экономики дополнительной безналичной рублевой массой, обеспеченной приращением валютных резервов. Такая политика, проводившаяся в период с сентября 1998 по август 2001 года, в значительной степени обеспечила рост российской экономики, в первую очередь промышленности и сельского хозяйства, резкое снижение использования в сделках между хозяйствующими субъектами бартера и денежных суррогатов, что, в свою очередь привело к повышению собираемости основных налогов и сборов. Стабильной оставалась все это время и динамика валютного курса рубля.
В сложившейся ситуации представляется необходимым вернуться к действовавшей правовой норме о 75 процентом уровне обязательной продажи на внутреннем российской рынке валютной выручки резидентов, полученной ими от экспорта товаров.
Кроме того в целях оперативного реагирования на различные угрозы, которые могут негативно повлиять на стабильность курса рубля, целесообразно предоставить право Президенту Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации принимать решение о временном - на срок до 6 месяцев - установлении уровня продажи валютной выручки от 75 до 100 процентов.
Принятие законопроекта позволит практически исключить повторение валютного кризиса 1998 года и обеспечить стабильность курса рубля вне зависимости от конъюнктуры мировых цен на энергоносители, стабильно наращивать валютные резервы Центрального банка Российской Федерации, производить необходимые выплаты по государственному внешнему долгу, также стимулировать экономический рост за счет возобновления процесса монетизации экономики.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановленную, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
В данной сфере правового регулирования действуют Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты.
Финансово-экономическое обоснование
по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
В течение 2001 года "бегство капитала" за границу с использованием схем фиктивного импорта и невозврата экспортной выручки возросло по сравнению с 2000 годом на более чем на 26%, то есть с 5,3 до 6,7 млрд.долларов. Существенную роль в увеличении оттока капитала сыграло снижение норматива обязательной продажи валютной выручки, произведенное в августе 2001 года. В результате, общий отток капитала (с использованием как упомянутых, так и иных "черных" и "серых" схем) из страны в четвертом квартале 2001 года возрос по сравнению с третьим с 1,6 до 5 млрд.долларов, также значительно сократились валютные резервы Центрального банка Российской Федерации.
Такая ситуация наряду с увеличением импорта приведет к снижению сальдо текущих операций платежного баланса Российской Федерации с 34,2 млрд.долларов в 2001 году до приблизительно 18 млрд.долларов в 2002 году, что меньше общей суммы ожидаемого в 2002 году оттока капитала из страны - около 20 млрд.долларов.
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" позволит по экспертным оценкам на 3-4 млрд.долларов сократить отток капитала за границу, а также - что наиболее важно - увеличить на 20-24% валютные резервы Центрального банка Российской Федерации. Такое увеличение позволит избежать угрозы валютного кризиса независимо от динамики изменения цен на основные экспортные товары, стабилизировать среднегодовой валютный курс рубля на уровне 31,5-32 рублей за доллар, обеспечить выплату внешних долгов Российской Федерации. Кроме того, повышение норматива обязательной продажи валютной выручки обеспечит в 2002 году рост денежной массы (в первую очередь за счет ее неналичноденежной кредитной части - денежный агрегат М2), опережающий прогнозируемый уровень инфляции на 5-10%, что увеличит собираемость налогов на 5-7% (что в свою очередь повлечет за собой увеличение доходной части бюджета).
Введение в действие указанного федерального закона может повлечь частичные дополнительные расходы экспортеров, осуществляющих также и импорт товаров, которые составят не более 200 млн.долларов в год. Указанные расходы будут покрыты из прибыли указанных экспортеров, которые являются частными предприятиями и никоим образом не отразится на доходах федерального бюджета.
Таким образом, дополнительные доходы федерального бюджета за счет введение в действие данного закона могут составить не менее 500-700 млн.долларов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.