Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Законопроект направлен на недопущение снижения относительного уровня налоговых поступлений от акцизов по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические (конкретные в абсолютной сумме на единицу измерения) налоговые ставки. Принимая во внимание, что индексация ставок акцизов в 2001 году была произведена на 12 процентов, в то время как уровень инфляции за прошлый год составил более 18 процентов, и с учетом предполагаемого уровня инфляции 2002 года, предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на 15 процентов. Исключение предусмотрено для пива, сигарет и нефтепродуктов (бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильные масла).
Ставки акциза на пиво предлагается проиндексировать на 25 процентов. Тогда удельный вес акциза в отпускной цене с учетом акциза составит 11,7 процента или примерно на уровне, имевшем место в 1997 - 1998 годах. Увеличение ставок акциза на пиво не окажет существенного влияния на цены, так как по экспертной оценке торговая надбавка при реализации пива составляет свыше 60 процентов.
В связи с ростом цен на сигареты в 1998 - 2001 годах и снижением доли акциза в цене этой продукции среднюю ставку акциза на сигареты предлагается увеличить на 70 процентов. При индексации ставок в таком размере доля акциза в цене сигарет в среднем составит около 16 процентов, что даже несколько ниже, чем это было несколько лет назад.
В настоящее время статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации установлена дифференциация ставок акцизов на сигареты с фильтром в зависимости от их принадлежности к классам по ГОСТу 3935-81. Так, сигареты с фильтром отечественных марок, производимые по ГОСТу 3935-81, облагаются по ставке акциза в размере 39,2 руб. за 1000 штук, а сигареты иностранных марок - по более высокой ставке в размере 61,6 руб. за 1000 штук. Поскольку, начиная с 2003 года, вводится в действие новый ГОСТ 3935-2000 "Сигареты. Общие технические условия", который не разделяет сигареты по классам и в соответствии с которым должны производиться сигареты как отечественных, так и иностранных марок, предлагается установить для определения акцизов две группы сигарет (сигареты с фильтром и сигареты без фильтра) и установить на них комбинированные ставки акцизов, состоящие из специфической и адвалорной (в процентах).
Проект федерального закона направлен на частичную компенсацию потерь доходов региональных бюджетов в связи с отменой с 1 января 2003 г. Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", которым предусматривалась уплата налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. С этой целью предлагаются следующие меры:
1. Увеличить ставки акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильные масла) на 70 процентов. Такое увеличение ставок акцизов по расчетам не должно привести к существенному росту розничных цен на нефтепродукты.
2. Увеличить долю налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации с 14,5 процента до 16 процентов с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 7,5 процента до 6 процентов.
3. Ввести транспортный налог, предусмотренный в перечне региональных налогов в статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Региональный транспортный налог вводится взамен действующих налога с владельцев транспортных средств, регулируемого Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".
В качестве объекта налогообложения этим налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксирные суда) и другие водно-воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для всех транспортных средств независимо от марки и страны изготовления устанавливается единая налоговая база в виде мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах или в виде валовой вместимости транспортного средства.
Предлагаемая существенная дифференциация предельных налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя транспортного средства направлена на усиление социальной справедливости, имея в виду установление максимальных ставок по более мощным, а значит и более дорогим автотранспортным средствам. При этом по большинству автомобилей отечественного производства предусматриваются предельные минимальные ставки. Сравнительно высокие предельные налоговые ставки предусмотрены по таким транспортным средствам, как самолеты, яхты, катера, гидроциклы и иные подобные водные и воздушные транспортные средства, имея в виду, что владельцами такого имущества являются организации и физические лица с достаточно большими финансовыми возможностями.
Право установления конкретных налоговых ставок в пределах ставок, предусмотренных в федеральном законе, а также налоговых льгот предоставляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
4. Провести индексацию ставок земельного налога и арендной платы за землю против действующих в 2002 году в 1,8 раза. Соответственно, в законопроекте "О федеральном бюджете на 2003 год" будет предусмотрен отказ от централизации части этого налога на федеральном уровне и зачисление его в полной сумме в региональные и местные бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Принятие федерального закона обеспечит дополнительно поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации и тем самым позволит частично компенсировать потери, связанные с отменой налога на пользователей автомобильных дорог, всего на сумму около 130 млрд. рублей, за счет повышенной индексации специфических ставок акцизов по пиву, табачным изделиям и нефтепродуктам (бензину, дизельному топливу и автомобильным маслам), введения транспортного налога взамен действующих налога с владельцев транспортных средств и налога на водно-воздушные транспортные средства, а также индексации земельного налога и платы за аренду земли.
Увеличение доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в доходы региональных бюджетов с соответствующим уменьшением его доли, зачисляемой в федеральный бюджет, позволит увеличить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму около 45 млрд. рублей в расчете на год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
В связи с принятием данного федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.