Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"
Целью внесения данного законопроекта является приведение системы государственной службы и технологий профессионального отбора и назначения граждан на государственные должности в соответствие со сложившимися в настоящее время общественными отношениями и новыми экономическими условиями, повышение эффективности ее функционирования в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.
В разделе "Кадровая политика в системе государственной службы" Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 15 августа 2001 года Пр-1496, определено, что в связи с изменениями квалификационных требований к уровню образования граждан и, в частности, к уровню образования государственных служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, к ним "не предъявляются требования о наличии у них дополнительного высшего профессионального образования". Данное положение существенно изменяет объем квалификационных требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации при их поступлении на государственную службу, упрощает прием на государственную должность лиц, имеющих высшее образование и большой опыт работы в определенной отрасли или сфере деятельности, но не имеющих соответствующего второго высшего образования.
На сегодняшний день в условиях реформирования социально-экономических отношений в Российской Федерации, проведения реформы государственной службы недопустимо оставлять без внимания опыт работы граждан, который они накопили в течение своей трудовой деятельности и который несомненно оказался бы полезен при исполнении ими своих должностных обязанностей на государственной должности государственной службы. В этой связи наличие дополнительного высшего профессионального образования, с учетом имеющихся определенных трудностей в его получении, должно являться желательным, но необязательным квалификационным требованием к гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы.
Кроме того, следует отметить, что рассматриваемая норма в действующей редакции содержит внутренние противоречия, так как неоднозначно толкуется понятие "образование по специализации государственных должностей государственной службы".
Пунктом 2 статьи 6 установлено, что для замещения государственной должности государственной службы требуется образование с учетом специализации соответствующего профессионального образования в зависимости от функциональных особенностей и предмета ведения соответствующих государственных органов, тогда как в контексте подпункта 1) части первой пункта 4 указанной статьи заложено двойное толкование требований для высших и главных государственных должностей государственной службы.
Например, с учетом определения, данного в пункте 2 статьи 6, понимается, что для замещения должности заместителя министра здравоохранения требуется медицинское образование, а при признании равноценным зооветеринарного образования требуется получение дополнительного образования. Возникает вопрос: какого? Медицинского образования или образования академии государственной службы? Такое разночтение затрудняет применение нормы на практике.
Статья 22 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает порядок проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы, закрепляет проведение процедуры конкурсного отбора граждан на замещение вакантной государственной должности как процедуры, практически обеспечивающей право граждан России на равный доступ к государственной службе. Законодательством Российской Федерации на конкурсную комиссию при проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы возложена обязанность проведения всесторонней оценки конкурсантов с последующей рекомендацией наиболее подходящих кандидатов для назначения на соответствующую государственную должность.
Как правило, в состав конкурсной комиссии включаются представители органа государственной власти, его кадровой службы, эксперты и иные заинтересованные стороны, компетентные в области отбора и расстановки кадров на государственные должности. В ходе проведения заседаний конкурсной комиссии для достижения достоверного результата ее работы имеется необходимость оперативного сравнения полученного кандидатами высшего образования. И поскольку состав конкурсной комиссии фактически уполномочен оценивать, сравнивать и определять равноценность высшего образования, полученного в том или ином вузе, то в целях повышения эффективности деятельности данных комиссий необходимо юридически закрепить за ними в законодательстве Российской Федерации право признавать образование равноценным.
На основании вышеизложенного считаем целесообразным внести предлагаемые изменения в Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального
закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"
Для реализации настоящего закона не потребуется дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием данного Закона
Реализация данного федерального закона не потребует отмены, приостановления, изменения, дополнения действующих нормативных правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.
Председатель Саратовской |
А.П.Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.