Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Потребительская кооперация играет важную роль в удовлетворении потребностей населения в необходимых ему товарах, а также в обеспечении сбыта продукции сельских товаропроизводителей и ее переработки. Во многих случаях потребкооперация является сегодня и останется в ближайшей перспективе единственной структурой по снабжению сельского населения, поскольку сельские населенные пункты, особенно отдаленные, не представляют интереса для коммерческой деятельности.
В этой связи жизненно необходимой является политика государственной поддержки потребкооперации, которую гарантирует потребительским обществам и их союзам, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
Статьей 297 "Особенности определения расходов организациями системы потребительской кооперации" части второй Налогового кодекса Российской Федерации разрешено организациям потребительской кооперации включать в расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) дополнительно расходы, связанные с отчислениями на содержание потребительских обществ и их союзов, уплатой процентов за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, отчислениями в фонд развития потребительской кооперации. Тем самым продолжена практика государственной поддержки развития системы обеспечения сельского населения товарами и услугами через потребительскую кооперацию.
Однако в текст указанной статьи включено носящее дискриминационный характер положение, распространяющее действие данной статьи только на организации, входящие в состав Союза потребительских обществ Российской Федерации, то есть на определенную часть системы потребительской кооперации. Между тем критерием отнесения организаций к потребительской кооперации является не членство в этом Союзе, а осуществление своей деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", который предусматривает добровольный принцип вхождения в союзы. Дискриминации также подвергнуты созданные сельскими жителями (пайщиками) потребительские общества, зарегистрированные на территории Российской Федерации как организации потребительской кооперации, имеющие соответствующий код в органах государственной статистики и выполняющие функции обслуживания сельских жителей, но по разным причинам не входящие в Центросоюз России. Положения названной статьи не распространяются на все союзы потребительских обществ любого другого уровня (районные, областные, краевые, республиканские), так как в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" членами Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации являются только потребительские общества.
Таким образом, формулировка статьи 297 Налогового кодекса Российской Федерации ставит в неравное положение хозяйствующие субъекты, действующие на едином экономическом пространстве, нарушает принцип добровольности вхождения потребительских обществ в союз.
Источником доходов потребительских обществ и их союзов как некоммерческих организаций являются целевые поступления в виде отчислений на их содержание. Однако в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса имеет место упущение, которое заключается в отсутствии в перечне целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности этого вида доходов потребительских обществ и их союзов.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" позволяет устранить дискриминацию части организаций потребительской кооперации и привести налоговое законодательство Российской Федерации в соответствие с принципами построения правовой системы России.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из бюджетов всех уровней.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.