Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем"
Настоящий федеральный закон устанавливает обязательный к уплате платеж - страховой взнос на финансирование профессиональных пенсионных систем, созданных с участием Пенсионного фонда Российской Федерации. Данный платеж обеспечивает мобилизацию средств для реализации прав работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, на выплаты из профессиональных пенсионных систем в соответствии с проектом федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации".
Учитывая, что данный вид платежа не может быть отнесен к налогам или сборам и, соответственно, на него не распространяются положения Налогового кодекса, в законопроекте используются основные понятия и термины, фактически аналогичные понятиям и терминам Налогового кодекса. По этой же причине законопроект исходит из того, что положения, регулирующие вопросы администрирования данного страхового взноса, аналогичны положениям Налогового кодекса. Предусмотрено, что администрирование данного взноса осуществляется налоговыми органами.
Некоторые положения, относящиеся к страховым взносам на финансирование профессиональных пенсионных систем, аналогичны соответствующим положениям проекта федерального закона, регулирующего уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование трудовых пенсий. В этой связи в тексте настоящего проекта федерального закона существуют отсылки к соответствующим нормам проекта федерального закона, регулирующего уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование трудовых пенсий, который должен вступить в действие в 2002 году.
Это касается вопросов определения прав и обязанностей плательщиков взноса и налоговых органов; определения цены товаров и услуг, предоставляемых в качестве натуральных выплат, для целей обложения взносом; порядка уплаты взноса обособленными подразделениями плательщиков; ответственности за нарушения порядка уплаты взноса.
Страховой взнос на финансирование профессиональных пенсионных систем начисляется только на выплаты и вознаграждения в отношении работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, определяемых в соответствии с проектом федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации". Плательщиками взноса являются только те работодатели, у которых есть такие рабочие места.
Расчет базы обложения страховым взносом производится по аналогии с расчетом базы единого социального налога. В статье 7 указаны виды выплат и вознаграждений, которые должны исключаться из базы обложения страховыми взносами.
Расчетным периодом, по истечении которого должно быть произведено исчисление суммы взноса, признается календарный год.
Тариф страхового взноса устанавливается без применения регрессии, но с ограничением облагаемой базы 600 тысячами рублей.
Проектом закона предусмотрено предоставления права уменьшать сумму страхового взноса на сумму пенсионных взносов, перечисляемых на финансирование профессиональных пенсионных систем с участием негосударственных пенсионных фондов.
Для получения права на уменьшение суммы взноса плательщики предоставляют в налоговые органы договор о создании профессиональной пенсионной системы с участием негосударственного пенсионного фонда, зарегистрированной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и платежные поручения на перечисление пенсионных взносов в соответствующий негосударственный пенсионный фонд.
При осуществлении расчетов по взносу по истечении расчетного периода в случае наличия разницы между уплаченной за расчетный период или за период с момента организации профессиональной пенсионной системы с участием негосударственного пенсионного фонда до конца соответствующего расчетного периода суммой пенсионных взносов и суммой платежей по страховому взносу, подлежащих уплате в соответствии с декларацией, плательщикам предоставляется право погасить сумму указанной разницы в течение 15 дней со дня подачи декларации и в трехдневный срок после погашения представить в налоговый орган платежное поручение о перечислении указанной суммы.
В случае если плательщик не перечисляет в указанный срок сумму образовавшейся разницы и не предоставляет платежное поручение на перечисление средств в профессиональную пенсионную систему с участием негосударственного пенсионного фонда в течение трех дней по истечении указанного срока, налоговые органы информируют о нарушении условий уменьшения суммы взноса соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, плательщика, уполномоченный негосударственный пенсионный фонд, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О страховом взносе на финансирование
обязательных профессиональных пенсионных систем"
Законопроект устанавливает тарифы дополнительных обязательных страховых (пенсионных) взносов в профессиональные пенсионные системы, исходя из необходимости обеспечения размеров выплат из профессиональной пенсионной системы, соответствующих среднему размеру пенсии по действующему законодательству.
Проектом предусматривается взнос в размере 6,0 процента к заработку работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, кроме занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и 14,2 процента к заработку работников, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
По отношению к общему фонду заработной платы организации указанные взносы составят в среднем 1,5 процента. Сумма указанных взносов в условиях 2003 года составит 43 млрд.рублей (2850 млрд.рублей х 0,015).
Поскольку указанные взносы будут отнесены на затраты, это приведет к сокращению облагаемой налогом прибыли (с учетом доли рентабельных организаций) на 26 млрд.рублей (43 млрд.рублей х 0,6) или порядка 1,1 процента от объема облагаемой налогом прибыли.
Выпадающие доходы в 2003 году, в условиях действия главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, по предварительной оценке, составят: по федеральному бюджету - 1,9 млрд.рублей, по бюджетам субъектов Российской Федерации - 3,8 млрд.рублей, по местным бюджетам - 0,5 млрд.рублей.
В случае замены (в соответствии с условиями коллективных договоров) части дополнительных взносов в профессиональные пенсионные системы компенсационной надбавкой к заработной плате потери налога на прибыль сократятся, а поступления налога на доходы физических лиц и социального налога возрастут.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О страховом взносе на финансирование
обязательных профессиональных пенсионных систем"
Принятие федерального закона "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Пояснения к расчетам дополнительных страховых тарифов в профессиональные
пенсионные системы
Принят следующий сценарий для расчета:
соотношение численности мужчин и женщин принято по данным статистической отчетности;
работник становится участником профессиональной пенсионной системы (ППC) в момент поступления на работу с особыми условиями труда;
средний возраст поступления на работу принят 20 лет;
профессиональный стаж соответствует нормам законопроекта об обязательных профессиональных пенсионных системах;
участие работника в ППС не прекращается, после того, как работник, выработав установленный профессиональный стаж, переходит на работу в нормальные условия труда, но работодатель прекращает платить страховые взносы;
стаж участия работника в ППС определяется как, сумма двух величин - профессионального стажа и последующего стажа работы в нормальных условиях труда. В период работы в нормальных условиях труда страховые взносы не уплачиваются, но начисляется инвестиционный доход на пенсионные накопления;
период выплаты пенсии их ППС определяется исходя из разницы общеустановленного и досрочного возраста выхода на пенсию;
величина средней пенсии в период досрочного пенсионного обеспечения принимается на уровне средней пенсии, сложившейся в 2001 г. При этом во всех случаях размер пенсионных выплат не может быть ниже минимальной суммы страховой и базовой частей трудовой пенсии;
административные расходы ППС приняты на уровне 10% от инвестиционного дохода;
расчет проводится на основе данных долгосрочного макроэкономического прогноза.
Количественные параметры использованных в расчете показателей и результаты расчета приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Муж. | Жен. | |||
Общеустановленный пенсионный возраст | лет | 60 | 55 | |
Работники, занятые на рабочих местах с особыми условиями труда, кроме занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах |
||||
Возраст выхода на пенсию | лет | 55 | 50 | |
Период выплаты пенсии | лет | 5 | 5 | |
Профессиональный стаж | лет | 12,5 | 10 | |
Средний стаж участия в ППС | лет | 35 | 30 | |
Работники, занятые на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах |
||||
Возраст выхода на пенсию | лет | 50 | 45 | |
Период выплаты пенсии | лет | 10 | 10 | |
Профессиональный стаж | лет | 10 | 7,5 | |
Средний стаж участия в ППС | лет | 30 | 25 |
Таблица 2
Коэффициент замещения - 32%
Инвестиционный доход - 7%
Административные расходы -10%
Уплата страховых взносов в ППС начинается с 2003 года
Условия труда |
Пол | Доля в общей численно- сти |
Стаж работы в особых условиях труда |
Период работы после приобретения профессиона- льного стажа |
Период досрочной выплаты пенсии |
Страховой тариф |
% | Лет | лет | лет | % | ||
Тяжелые и вредные |
6,0 | |||||
Муж. | 60% | 12,5 | 22,5 | 5,0 | ||
Жен. | 40% | 10,0 | 20,0 | 5,0 | ||
Особо тяжелые и вредные |
14,2 | |||||
Муж. | 80% | 10,0 | 20,0 | 10,0 | ||
Жен. | 20% | 7,5 | 17,5 | 10,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.