Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Закон
Российской Федерации "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
Согласно п.б) ст.26 Закона Российской Федерации "О политических партиях", политические партии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, установленных Законом Российской Федерации "О политических партиях" и иными законами. Однако ни порядок, ни объем участия политических партий в выработке таких решений действующим законодательством не предусмотрены, поэтому указанная правовая норма является декларативной.
Предлагаемые поправки к законам Российский Федерации обеспечивают реальное участие политических партий в принятии решений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, создают механизм общественного контроля над их деятельностью, формируют достаточные условия для аккумулирования политическими партиями мнений граждан по любым вопросам общественной жизни и донесение этих мнений до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Участие политических партий в выборах на региональном уровне по пропорциональной системе в настоящее время не предусмотрено нормативными актами в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. По этой причине политические партии лишены возможности влиять каким-либо способом на политику, проводимую органами власти в регионах и такое положение вряд ли кардинально измениться в ближайшее время как из-за инертности региональных и муниципальных властей, так и из-за нежелания этих властей допустить гражданский контроль к своей нормотворческой деятельности. Предлагаемые поправки позволяют без финансовых затрат изменить такое положение, предоставив региональным и местным отделениям политических партий эффективные инструменты влияния на социально-экономическую ситуацию в регионах и муниципальных образованиях.
Поправки сводятся к законодательному закреплению трех следующих необходимых и достаточных полномочий для региональных и местных отделений политических партий, позволяющих им участвовать в выработке решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
1. Право законодательной (правотворческой) инициативы;
2. Право на получение информации о планах нормотворческой деятельности;
3. Право участия на заседаниях с правом совещательного голоса.
При этом указанными полномочиями могут пользоваться только те отделения политических партий, которые зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в соответствующем субъекте Российской Федерации или на территории соответствующего муниципального образования.
Наделение региональных и местных отделений политических партий правом законодательной (правотворческой) инициативы позволит активизировать нередко неоправданно вялотекущий нормотворческий процесс в регионах и на местах, будет способствовать не только принятию новых, но изменению и отмене ранее принятых нормативных актов, которые противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также которые ущемляют права граждан, юридических лиц и негативно влияют на социально-экономическую ситуацию в регионах и на местах. К тому же нормативный акт, принятый, например, по инициативе регионального отделения партии в одном регионе при положительном экономическом эффекте может быть инициирован региональными отделениями этой же партии в других подобных регионах, что безусловно принесет пользу населению этих регионов.
Право на получение информации о планах нормотворческой деятельности необходимо региональным и местным отделениям политических партий для их заблаговременной подготовленности к обсуждению на заседаниях органов власти решений, для привлечения специалистов для заключений по проектам решений и информирования общественности в случае принятия социально значимых решений.
Поскольку в настоящее время федеральное законодательство не предусматривает участие представителей общественности в нормотворческом процессе, органы власти, несмотря на то, что заседания формально открыты, пытаются отказать в присутствии на них под самыми различными предлогами. Попасть на такие заседания "посторонним лицам" необычайно сложно, а при принятии непродуманных решений - невозможно. Законодательное закрепление на федеральном уровне права региональных и местных отделений политических партий участвовать на заседаниях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с правом совещательного голоса является гарантией того, что представители партий будут не только непосредственно участвовать при обсуждении, но также на заселении будут выслушаны их доводы в пользу или против принимаемых решений.
Без указанных полномочий полноценное и гарантированое участие политических партий в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления неосуществимо и, следовательно, только принятие предлагаемых поправок создаст действенный правовой механизм для реализации политическими партиями предусмотренного п.б) ст.26 ФЗ "О политических партиях" положения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Закон
Российской Федерации" Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнительных затрат из бюджета не потребуется.
Справка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Закон
Российской Федерации "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.