Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" является составной частью пакета правовых актов по реализации пенсионной реформы в Российской Федерации. Проект направлен на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда.
В настоящее время сложилась широкая система льготных пенсий, назначаемых ранее общеустановленного пенсионного возраста. Досрочная пенсия устанавливается каждому четвертому вновь выходящему на пенсию работнику. По оценкам экспертов, каждая третья досрочная пенсия назначается работникам, занятым в нормальных условиях труда, в силу формального отнесения соответствующих профессий и должностей к спискам, дающим право на такую пенсию.
Широкое распространение льготных пенсий в значительной степени связано с отсутствием отдельного источника финансирования этих дополнительных пенсионных прав и предоставлением указанных пенсий в рамках единых для всех работодателей ставок социального налога. Такой подход приводит к снижению общего уровня пенсионного обеспечения и использованию средств пенсионной системы на компенсацию неблагоприятных условий труда, ответственность за которые должен нести работодатель.
Проект предусматривает создание профессиональных пенсионных систем, в рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, после введения в действие настоящего федерального закона. При этом работники, полностью или частично сформировавшие свои права на льготную пенсию, сохранят возможность реализовать их в соответствии с нормами законопроекта о трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Формирование профессиональных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаимодействия социальных партнеров. В соответствии с положениями коллективного договора профессиональная пенсионная система может быть создана с участием одного из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов.
В случае отсутствия коллективного договора, или положений в нем о реализации права на пенсию в связи с особыми условиями труда, работодатель обязан создать профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного фонда Российской Федерации.
Финансирование профессиональных пенсионных систем обеспечивается за счет уплаты работодателем дополнительных обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по тарифу, определяемому Федеральным законом "О страховом взносе на финансирование профессиональных пенсионных систем", либо пенсионных взносов в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды, исчисленных в размере тарифа обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В качестве альтернативы созданию профессиональной пенсионной системы в отношении работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, за исключением лиц, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, проект предусматривает возможность, на основе соответствующего положения коллективного договора, замену обязательных взносов равной по размеру компенсационной надбавкой к заработной плате работников.
Профессиональные пенсионные системы осуществляют свою деятельность на накопительных принципах. Взносы в профессиональную пенсионную систему учитываются на специальных индивидуальных счетах работников и подлежат инвестированию. Размещение пенсионных накоплений, сформированных в рамках Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется в том же порядке и на условиях, что и средства, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии. При этом на застрахованных в Пенсионном фонде Российской Федерации лиц не распространяется право выбора инвестиционного портфеля, установленное федеральным законом об инвестировании средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Размещение пенсионных накоплений иных профессиональных пенсионных систем осуществляют уполномоченные управляющие компании в соответствии с правилами и ограничениями, установленными настоящим федеральным законом, решениями Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, на которые, в соответствии с закрепленными за ними законодательством Российской Федерации функциями, будет возложен надзор и контроль за деятельностью уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем.
Проектом предусматривается обязательное заключение договора уполномоченных негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний с уполномоченным специализированным депозитарием, который будет осуществлять учет активов пенсионных накоплений, прием и передачу ценных бумаг в связи со сделками и операциями по инвестированию, ежедневный контроль за соблюдением уполномоченной управляющей компанией ограничений по составу и структуре активов пенсионных накоплений, установленных правовыми актами.
Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будет предоставлено работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда. Перечень профессий и должностей указанных работников устанавливается локальным нормативным актом работодателя на основании списков рабочих мест (производств, работ, профессий и должностей), определяемых Правительством Российской Федерации.
Обязательная профессиональная пенсия выплачивается ежемесячно в течение льготного периода до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер обязательной профессиональной пенсии определяется исходя из суммы пенсионных накоплений в пользу работника, и продолжительности фактического периода получения пенсии.
Для участников профессиональной пенсионной системы, за исключением лиц, работавших на подземных работах, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах, по их выбору может быть установлена единовременная выплата в размере суммы пенсионных накоплений. Единовременная выплата устанавливается также при наличии у застрахованных лиц (участников) менее половины профессионального стажа.
В связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к предмету ведения которого отнесено регулирование норм административной ответственности, и в целях защиты интересов застрахованных лиц и участников профессиональных пенсионных систем будет внесен законопроект по уточнению в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности за следующие составы правонарушений:
однократное грубое нарушение уполномоченным негосударственным пенсионным фондом требований настоящего федерального закона (осуществление деятельности без наличия лицензии, невыполнение предписаний уполномоченного федерального органа исполнительной власти, нарушение прав и законных интересов участников профессиональных пенсионных систем);
неоднократное нарушение уполномоченным негосударственным пенсионным фондом требований настоящего федерального закона, в том числе - если в результате таких действий был причинен материальный ущерб участникам;
однократное нарушение уполномоченными управляющей компанией или специализированным депозитарием требований, предъявляемых настоящим федеральным законом к составу и структуре активов пенсионных накоплений;
неоднократное нарушение уполномоченными управляющей компанией или специализированным депозитарием требований, предъявляемых к составу и структуре активов пенсионных накоплений;
допущение уполномоченным специализированным депозитарием нарушений порядка проведения предварительного контроля за совершением уполномоченными управляющими компаниями операций по инвестированию активов пенсионных накоплений;
допущение нарушения третьими лицами, руководителями и сотрудниками уполномоченных негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария порядка хранения и использования информации конфиденциального характера, в том числе совершение действий, повлекших материальный ущерб;
совершение уполномоченными негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией или специализированным депозитарием в нарушение законодательства Российской Федерации действий, повлекших или могущих повлечь нарушение прав участников, в том числе совершение действий, повлекших за собой материальный ущерб;
однократное грубое нарушение уполномоченными управляющей компанией или специализированным депозитарием положений кодексов профессиональной этики (осуществление деятельности в нарушение требований кодексов профессиональной этики, повлекших нарушение прав и законных интересов участников профессиональных пенсионных систем), в том числе неоднократное совершение уполномоченными управляющей компанией или специализированным депозитарием указанных действий, а также если такие действия повлекли за собой материальный ущерб;
однократное нарушение работодателем, учредившим профессиональную пенсионную систему, сроков представления либо представление им недостоверных сведений, необходимых для совершения операций по специальному индивидуальному счету;
неоднократное нарушение работодателем, учредившим профессиональную пенсионную систему, сроков представления либо представление им недостоверных сведений, необходимых для совершения операций по специальному индивидуальному счету.
Проект федерального закона предусматривается ввести с 1 июля 2002 года.
Статьи, регулирующие формирование доходов и обязательств профессиональных пенсионных систем, вводятся с 1 января 2003 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обязательных профессиональных
пенсионных системах в Российской Федерации"
Законопроект предусматривает установление дополнительных обязательных страховых (пенсионных) взносов в профессиональные пенсионные системы. Размеры взносов будут определяться Федеральным законом "О страховом взносе на финансирование профессиональных пенсионных систем".
Поскольку на работников государственных организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, нормы законопроекта не распространяются, введение в действие законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Рентабельные организации не бюджетных отраслей экономики должны уплачивать взносы на общих основаниях за счет собственных средств. Вопрос о финансировании расходов на уплату взносов убыточными организациями следует решать в рамках действующего законодательства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "Об обязательных профессиональных
пенсионных системах в Российской Федерации"
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ (изменения).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (дополнения).
3. Федеральный закон от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (изменения).
4. Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (изменения).
5. Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (изменения).
6. Федеральный закон об особенностях деятельности профессиональных пенсионных систем, созданных с участием иных уполномоченных организаций (принять).
7. Постановление Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем, порядка государственной регистрации профессиональной пенсионной системы, организационных и правовых основ и порядка выбора уполномоченной управляющей компании, порядка и условий инвестирования пенсионных накоплений, размера расходов, связанных с обеспечением деятельности уполномоченных организаций профессиональной пенсионной системы (принять).
8. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении типовых правил профессиональной пенсионной системы и типового положения о попечительском совете профессиональной пенсионной системы (принять).
9. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка перевода пенсионных накоплений из уполномоченных организаций профессиональной пенсионной системы (принять).
10. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка проведения работодателями аттестации рабочих мест с особыми условиями труда (принять).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.