Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 544 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Действующее законодательство предоставляет энергоснабжающим организациям широкие возможности для понуждения потребителей своевременно оплачивать поданную им (использованную ими) энергию. Одним из наиболее активно используемых этими организациями рычагов воздействия на потребителей являются ограничения и прекращения подачи энергии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 486 ГК РФ приостановление подачи энергии в случае нарушения сроков ее оплаты допускается, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. В настоящее время перечень не подлежащих отключению организаций утвержден Правительством РФ. При этом, сосредоточившись на решении задачи обеспечения своевременности расчетов потребителей топливно-энергетических ресурсов с энергоснабжающими организациями, Правительство РФ допустило перекос в пользу этих организаций, упустив из виду необходимость обеспечения устойчивого энергоснабжения граждан и организаций. Так, в перечень не подлежащих отключению организаций, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 г. N 601, включены только стратегические организации, обеспечивающие безопасность государства. В результате стали возможными ограничения и прекращения подачи энергии в одностороннем порядке в жилые дома, больницы, дома инвалидов, иные объекты социального назначения, а также организациям, отключение которых создает угрозу жизни и безопасности людей, может привести к тяжелым экологическим последствиям либо к возникновению аварийной ситуации. Причем в подавляющем большинстве случаев причиной несвоевременной оплаты энергии является недостаточное бюджетное финансирование организаций-потребителей.
Очевидно, что, испытывая сильнейшее давление со стороны монополиста РАО "ЕЭС России", Правительство РФ не в состоянии обеспечить баланс между интересами энергоснабжающих организаций и потребителей энергии. В связи с этим предлагается урегулировать эту проблему на уровне закона и указать в статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации потребителей, ограничение или прекращение подачи энергии которым в одностороннем порядке не допускается. К таким потребителям должны быть отнесены граждане, организации здравоохранения, организации социального и культурно-бытового назначения, связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, вентиляции, водоотлива, телевизионные и радиовещательные компании, а также стратегические организации, обеспечивающие безопасность государства, потребители, отключение которых создает угрозу жизни и безопасности граждан, может привести к тяжелым экологическим последствиям либо к возникновению аварийной ситуации. Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, потребителей, отключение которых создает угрозу жизни и безопасности граждан, может привести к тяжелым экологическим последствиям либо к возникновению аварийной ситуации должен утверждаться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, законопроект вводит в статью 546 Гражданского кодекса Российской Федерации полный запрет на одностороннее расторжение соответствующего договора энергоснабжающей организацией, что также обеспечивает блокирование произвольного прекращения подачи электроэнергии любому потребителю без тщательного рассмотрения существа возникшего спора в суде.
Принятие и введение в действие настоящего федерального закона не потребует дополнительных бюджетных затрат и не повлечет изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в статьи 544 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 544 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статьи 544 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Вносимый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 544 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации" не требует дополнительного финансирования за счет бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.