Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Предлагаемый законопроект направлен в соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации на реализацию права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
В законопроекте учтены интересы граждан, общества и государства, а также зарубежный опыт организации альтернативной гражданской службы.
Законопроект придает альтернативной гражданской службе статус особого вида трудовой деятельности в интересах общества и государства.
Законопроект состоит из 6 глав и 25 статей.
Глава первая раскрывает вопросы правового регулирования и понятие альтернативной гражданской службы, определяет место прохождения альтернативной гражданской службы, срок ее прохождения, организацию альтернативной гражданской службы, устанавливает ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона, определяет организацию альтернативной гражданской службы в период военного положения, в период мобилизации и в военное время.
Организация альтернативной гражданской службы возлагается на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Определены функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы и администрации организаций, в которых предусмотрено прохождение гражданами альтернативной гражданской службы.
Порядок несения альтернативной гражданской службы предлагается определить Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Предложенная организация альтернативной гражданской службой позволит реализовать как территориальный, так и экстерриториальный принципы ее прохождения гражданами, обеспечит возможность планового применения их труда в приоритетных для государства сферах, исключит местнический подход в использовании граждан при направлении их на объекты работ.
Отдельной статьей определяются источники финансирования расходов, связанных с организацией альтернативной гражданской службы. Дополнительные финансовые затраты на реализацию предлагаемого законопроекта будут определяться численностью граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, и в основном потребуются на оплату проезда граждан к месту жительства при проведении ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно. Частично организация альтернативной гражданской службы будет финансироваться и за счет средств организаций, в которых граждане проходят эту службу, а также за счет средств внебюджетных источников.
Во второй главе излагается порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу.
В главе третьей определены порядок прохождения гражданами альтернативной службы и предоставления отпусков гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу.
Глава четвертая устанавливает статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, определяет их права, обязанности и ответственность. Отдельной статьей определяется порядок оплаты труда, социальное страхование и обеспечение гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу.
В главе пятой определены основания и порядок увольнения граждан с альтернативной гражданской службы и их зачисления в запас.
Глава шестая посвящена заключительным положениям законопроекта.
Текст законопроекта согласован с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", законодательства Российской Федерации о труде.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Реализация рассматриваемого законопроекта потребует дополнительного финансирования на осуществление мероприятий, связанных с прохождением гражданами альтернативной гражданской службы, из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Количество денежных средств будет зависеть от количества граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу.
При подготовке финансово-экономического обоснования к проекту федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" предполагалось, что количество граждан, которых можно будет направить на альтернативную гражданскую службу, будет соответствовать количеству поданных в 2000 году в военные комиссариаты заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и составит 2000 человек.
Предполагается также, что до 70% указанных граждан будут направлены в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, и до 30% в организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении расчетов учитывалось, что дополнительных расходов по оповещению граждан, их медицинскому освидетельствованию и обследованию, по явке в военный комиссариат на заседание призывной комиссии, отправке к месту прохождения альтернативной гражданской службы и обратно при ее окончании, не потребуется, так как эти расходы предусмотрены федеральным бюджетом Российской Федерации на мероприятия, связанные с призывом граждан на военную службу и комплектованием войск (сил) рядовым и сержантским составом.
По результатам расчетов ежегодные дополнительные расходы на осуществление мероприятий, связанных с альтернативной гражданской службой, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации составят 1442000 рубля, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 618000 рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе"
В данной редакции законопроект потребует внесения дополнения в пункт 2 статьи 55 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в части освобождения от военных сборов граждан Российской Федерации, прошедших альтернативную гражданскую службу в Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.