Проект федерального закона N 83224-3
"Об охране почв"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
Глава II. Государственное регулирование деятельности в (ст.ст. 8 -12)
области охраны почв
Глава III. Требования в области охраны почв при (ст.ст. 13-17)
осуществлении хозяйственной и иной
деятельности
Глава IV. Организация деятельности в области охраны (ст.ст. 18-20)
почв
Глава V. Контроль в области охраны почв (ст.ст. 21-23)
Глава VI. Экономический механизм регулирования (ст. 24)
деятельности в области охраны почв
Глава VII. Ответственность за нарушение (ст.ст. 25-26)
законодательства РФ в области охраны почв
Глава VIII. Международное сотрудничество РФ в области (ст. 27)
охраны почв
Глава IX. Заключительные положения (ст. 28)
Доработанная редакция
в соответствии с п.6 ст.112 Регламента ГД
Настоящий Федеральный закон направлен на сохранение почв как одного из основных компонентов природной среды и регулирует отношения в области охраны почв от деградации, загрязнения, истощения, порчи и уничтожения в результате хозяйственной и иной деятельности в целях реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
почвы - компонент природной среды, неразрывно связанный с земной поверхностью, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающий определенным строением и свойствами, включая плодородие, выполняющий экологические, санитарно-гигиенические функции и используемый в качестве средства производства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (далее - хозяйственные функции);
деградация почв - ухудшение состава, строения и свойств почв, включая плодородие, а также частичное или полное разрушение почв в результате природного и антропогенного воздействий;
загрязнение почв - содержание в почвах химических, радиоактивных, биологических веществ и микроорганизмов, а также отходов производства и потребления, в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду и приводящих к ухудшению или утрате способности почв выполнять свои функции;
качество почв - состояние почв, определяющее степень пригодности почв для обитания животных, растений и почвенных организмов, а также степень пригодности земель для использования их по целевому назначению;
состояние почв - совокупность показателей, характеризующих состав, строение и свойства почв и определяющих способность почв выполнять свои функции;
нормативы качества почвы - показатели, характеризующие состав, строение и свойства почвы, при которых почвы сохраняют способность выполнять свои функции;
нормативы допустимого воздействия на почвы - показатели воздействия хозяйственной и иной деятельности на почвы, при которых соблюдаются нормативы качества почв которые не приведут к превышению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на почвы;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы - показатели комплексного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности на почвы, при котором обеспечиваются способность почв выполнять свои функции;
вред, причиненный почвам - частичная или полная потеря способности почв выполнять свои функции;
восстановление почв - комплекс мероприятий, направленных на восстановление экологических, санитарно-гигиенических и хозяйственных функций почв;
плодородный слой почвы - верхний слой почвы, обладающий запасами минеральных и органических веществ и способный удовлетворять потребность растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде;
почвенные организмы - совокупность обитающих в почвах организмов, участвующих в процессе почвообразования;
редкие почвы - почвы, сформировавшиеся в уникальных природно-климатических условиях и имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное ценное значение;
почвы находящиеся под угрозой исчезновения - почвы, необратимо утрачивающие свои свойства или исчезающие как естественные природные объекты в результате хозяйственной и иной деятельности;
охрана почв - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами и направленных на предотвращение деградации и загрязнения почв, восстановление деградированных и загрязненных почв.
Статья 2. Правовое регулирование в области охраны почв
Правовое регулирование в области охраны почв осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Земельные отношения в области охраны почв регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей законодательства в той мере, в какой это необходимо для охраны почв.
Статья 3. Основные принципы в области охраны почв
Основными принципами, которыми должны руководствоваться органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на почвы, являются:
сохранение почв как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего жизнедеятельность настоящего и будущих поколений;
применение почвозащитных технологий и других мер по предотвращению деградации и загрязнения почв при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
своевременное выявление негативных изменений состояния почв;
обязательность проведения мероприятий по восстановлению деградированных и загрязненных почв;
гласность, полнота и достоверность информации о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв;
научная обоснованность мер по охране почв;
участие общественности при принятии решений в области охраны почв;
неотвратимость ответственности за вред, причиненный почвам.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны почв
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны почв относятся:
установление порядка разработки, пересмотра и утверждение нормативов в области охраны почв;
установление порядка и осуществление государственного учета почв;
установление порядка отнесения почв к редким и находящимся по угрозой исчезновения и режимов их использования;
установление порядка и ведение Красной книги почв Российской Федерации;
установление порядка и проведение обследования состояния почв на землях, находящихся в федеральной собственности;
установление порядка организации и осуществление государственного контроля в области охраны почв;
предоставление информации в области охраны почв;
организация проведения научных исследований в области охраны почв;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны почв.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны почв
1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны почв определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать отношения в области охраны почв, не урегулированные Российской Федерацией.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны почв
1. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области охраны почв в пределах полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области охраны почв с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Статья 7. Государственное управление в области охраны почв
Государственное управление в области охраны почв осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации в установленном порядке на осуществление государственного управления в сфере отношений, связанных с охраной почв, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава II. Государственное регулирование деятельности в области охраны
почв
Статья 8. Нормирование в области охраны почв
1. В целях охраны почв, обеспечения выполнения ими экологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных функций осуществляется государственное нормирование в области охраны почв.
Государственное нормирование в области охраны почв осуществляется посредством установления нормативов качества почв, нормативов допустимых воздействий на почвы и иных норм и правил в области охраны почв.
2. Нормативы качества почв включают показатели предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных, биологических веществ и микроорганизмов в почве и допустимых изменений состава, строения и свойств почв, обеспечивающих выполнение почвами своих функций, и устанавливаются с учетом типа почв и целевого назначения земель.
Нормативы качества почв для земель сельскохозяйственного назначения должны включать также нормативы плодородия почв и обеспечивать получение растениеводческой и иной сельскохозяйственной продукции, безопасной для жизни и здоровья человека.
3. Нормативы допустимых воздействий на почвы включают нормативы допустимого конкретного вида воздействия хозяйственной и иной деятельности на почвы для конкретного источника воздействия и нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы.
4. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы устанавливаются по каждому виду воздействия на почвы и совокупному воздействию на почвы всех источников воздействия, находящихся на конкретной территории исходя из особенностей почвообразования в различных природно-климатических зонах, способности почв к самовосстановлению и целевого назначения земель.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы земель сельскохозяйственного назначения должны обеспечивать сохранение плодородия почв.
5. Нормативы в области охраны почв устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Государственные стандарты и иные нормы и правила в области охраны почв
1. Государственные стандарты и иные нормы и правила в области охраны почв устанавливают требования к работам (услугам) в области охраны почв, к технике, технологии, материалам, веществам и продукции, которые могут оказать негативное воздействие на почвы, а также к средствам и методам контроля в области охраны почв.
2. Новые и ввозимые из-за рубежа техника, технологии, оборудование, материалы, вещества и иная продукция, которые оказывают воздействие на почвы, подлежат сертификации на соответствие их требованиям государственных стандартов в области охраны почв в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о сертификации.
Статья 10. Государственный учет состояния почв
1. Государственный учет состояния почв осуществляется при ведении государственного земельного кадастра и включает учет количественных и качественных показателей состояния почв.
2. Данные государственного учета состояния почв включаются в государственный земельный кадастр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Перечень показателей состояния почв, включаемых в государственный земельный кадастр и порядок осуществления государственного учета состояния почв определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Государственный мониторинг состояния почв
Государственный мониторинг состояния почв осуществляется в рамках государственного мониторинга земель и государственного мониторинга окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
1. В целях сохранения природного разнообразия почв редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат особой охране и занесению в Красную книгу почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации, которые содержат свод сведений об указанных почвах, а также о необходимых мерах по их сохранению и восстановлению.
Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок ведения Красной книги почв Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации, порядок ведения Красных книг почв субъектов Российской Федерации определяются субъектами Российской Федерации.
2. Занесение почв в Красную книгу почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации является основанием для установления особого правового режима, обеспечивающего сохранение редких почв и сохранение и восстановление находящихся под угрозой исчезновения почв.
3. Правовой режим охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв предусматривает создание на земельных участках с указанными почвами особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством об особо охраняемых территориях, а также установление регулируемого режима хозяйственной и иной деятельности и землепользования, обеспечивающего сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, на территориях, не вошедших в состав особо охраняемых природных территорий.
4. Для создания особо охраняемых природных территорий выделяются земельные участки с неизмененными или малоизмененными в процессе хозяйственной и иной деятельности почвами. Размер указанных участков должен обеспечивать реализацию мер по их сохранению редких, а также сохранению и восстановлению почв, находящихся под угрозой исчезновения.
Глава III. Требования в области охраны почв при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности
Статья 13. Требования в области охраны почв при размещении, планировании, проектировании, строительстве объектов хозяйственной и иной деятельности
1. При планировании, проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на почвы, в максимальной степени должны быть сохранены земельные участки с ценными, недеградированными, незагрязненными и плодородными почвами.
2. Выбор земельного участка для размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на почвы, должен осуществляется на основе материалов оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, содержащих сведения о состоянии почв, прогнозе изменений состояния почв на территориях прямого или косвенного влияния планируемой деятельности на почвы.
3. При проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на почвы, должны учитываться нормативы допустимых воздействий на почвы, и предусматриваться мероприятия по предупреждению деградации и загрязнения почв на участках размещения этих объектов и прилегающих к этим объектам территориях.
При проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к разрушению почв, должны предусматриваться мероприятия по раздельному снятию, хранению и последующему использованию плодородного и других слоев почвы для рекультивации земель и улучшения земель.
4. При планировании хозяйственной и иной деятельности на сельскохозяйственных землях, включая освоение новых земель, в проектах землеустройства и иной проектной документации должны предусматриваться мероприятия по предотвращению деградации и загрязнения почв, сохранению и повышению почвенного плодородия, улучшению свойств почв, повышению продуктивности сельскохозяйственных угодий.
5. Размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности должно осуществляться при положительном заключении государственной экологической и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации государственных экспертиз на проектную документацию.
Статья 14. Требования в области охраны почв при эксплуатации, ликвидации или консервации объектов хозяйственной и иной деятельности
1. Эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на почвы, должна проводиться в соответствии с требованиями, нормами и правилами в области охраны почв и не приводить к деградации и загрязнению почв.
2. Физические и юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на почвы, обязаны использовать наилучшие технологии с высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также специально оборудованными объектами обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, направленные на предотвращение загрязнения почв на территориях размещения объектов и в пределах их воздействия на природную среду.
В случаях, если загрязненные почвы на территориях прямого или косвенного влияния объектов хозяйственной или иной деятельности представляют угрозу жизни и здоровья населения, хозяйствующие субъекты обязаны провести работы по снятию, транспортировке и захоронению загрязненных слоев почвы как опасных отходов и провести рекультивацию загрязненных земель.
3. При ликвидации или консервации объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на почвы, физические или юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на указанных объектах, обязаны обеспечить проведение обследования состояния почв на территориях размещения объектов и в пределах их воздействия на природную среду и мероприятий по восстановлению почв до состояния, пригодного для дальнейшего использования земельных участков по целевому назначению.
Статья 15. Требования в области охраны почв земель сельскохозяйственного назначения
1. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения, хозяйствующие субъекты обязаны использовать наилучшие почвозащитные технологии, обеспечивающие предотвращение деградации и загрязнение почв.
2. Внесение органических и минеральных удобрений в почву на землях сельскохозяйственного назначения в целях повышения плодородия почв и продуктивности сельскохозяйственных земель должно осуществляться в соответствии с установленными нормами и правилами, и не приводить к их накоплению в почве в количествах, опасных для окружающей среды, жизни и здоровья человека.
Не допускается использование осадков сточных вод для повышения плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения без предварительного их обеззараживания и очистки от тяжелых металлов в соответствии с государственными стандартами и иными нормами и правилами.
3. Для предупреждения деградации почв пастбищ, включая оленьи пастбища в районах Крайнего Севера, осуществляется нормирование нагрузки выпаса скота с учетом особенностей их использования, а также проводятся мероприятия по обустройству пастбищ, обеспечивающие сохранение почв и высокую продуктивность пастбищ.
Статья 16. Требования по восстановлению деградированных и загрязненных почв
1. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, почвы которых подверглись деградации и загрязнению, обязаны обеспечить восстановление почв до состояния, соответствующего нормативам качества почв с учетом целевого назначения земель.
Компенсация затрат собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков на восстановление деградированных и загрязненных почв проводится за счет лиц, деятельность или бездействие которых привели к деградации и загрязнению почв.
В случаях, если лицо, по вине которого произошла деградация и загрязнение почв, не установлено, восстановление деградированных и загрязненных почв земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется специализированными организациями за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Мероприятия по восстановлению деградированных и загрязненных почв разрабатываются на основе современных научно-обоснованных способов и методов восстановления почв с учетом вида и степени деградации, вида и уровня загрязнения почв, природной способности почв к самовосстановлению и самоочищению, а также с учетом целевого назначения земель.
3. Восстановление полностью или частично разрушенных почв земель, нарушенных при проведении строительных и иных работ, осуществляется на основании проекта рекультивации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Проекты рекультивации должны содержать обоснование способа, технологических этапов рекультивации, обеспечивающих создание условий для процессов почвообразования и восстановления плодородия почв и других свойств почв, а также сроков достижения нормативов качества почв с учетом целевого назначения земель.
4. При восстановлении деградированных и загрязненных почв могут вводиться специальный режим использования земельных участков с такими почвами, направленный на уменьшение антропогенной нагрузки и обеспечение восстановления функций почв и предусматривающий введение ограничений или запрета на отдельные виды пользования.
В случаях, когда использование земельных участков с деградированными и загрязненными почвами по целевому назначению приводит к дальнейшему ухудшению состояния почв и представляет угрозу жизни и здоровью людей проводится консервация земельных участков с такими почвами с полным или частичным исключением их из хозяйственного оборота в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
5. В случаях загрязнения почв в результате аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, работы по дезактивации почв проводятся одновременно с работами по ликвидации аварийной ситуации или непосредственно после их завершения в соответствии с заранее разработанными, утвержденными и получившими положительное заключение государственной экологической экспертизы планами ликвидации аварийных ситуаций.
Конкретные виды восстановительных работ, а также условия их проведения на конкретных земельных участках, почвы которых подверглись загрязнению в результате аварийной ситуации, должны быть согласованы с собственниками земельных участков и органами местного самоуправления, на территориях которых произошла авария.
6. Невыполнение обязанностей по восстановлению деградированных и загрязненных почв является основанием для принудительного лишения прав на земельный участок в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причиненного почвам.
Статья 17. Требования к использованию снятого плодородного слоя почвы
1. Снятый плодородный слой почвы используется для восстановления почв нарушенных, деградированных и загрязненных земель, а также для улучшения качества почв земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, городских и иных поселений, природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения.
2. Использование снятых слоев почвы, включая плодородный слой, для целей, не связанных с восстановлением почв нарушенных, деградированных и загрязненных земель и улучшением качества малопродуктивных земель допускается только в исключительных случаях при невозможности их использования для целей, указанных в п.1 настоящей статьи.
3. Плодородные слои почвы, снимаемые на территориях городских, сельских и иных поселений, используются для озеленения и благоустройства этих территорий при соответствии их гигиеническим нормативам качества почв.
4. Запрещается вывоз из Российской Федерации снятых плодородных слоев почвы.
Вывоз образцов почв и почвенных коллекций из Российской Федерации допускается только в научных целях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Организация деятельности в области охраны почв
Статья 18. Программы и мероприятия по охране почв
1. В целях сохранения почв, планирования мер по предотвращению деградации и загрязнения почв, а также восстановления деградированных и загрязненных почв осуществляется разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ, а также местных программ в области охраны почв в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Федеральные и региональные целевые программы повышения плодородия почв направлены на сохранение и воспроизводство плодородия почв и должны включать мероприятия по сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв для созданий условий роста производства сельскохозяйственной продукции.
Федеральные и региональные целевые программы по реабилитации радиационно загрязненных территорий должны включать мероприятия по восстановлению почв, загрязненных радиоактивными веществами.
3. Мероприятия по охране почв от деградации и загрязнения могут быть включены в состав федеральных и региональных программ социально-экономического развития территорий.
4. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют реализацию программ и мероприятий, направленных на обеспечение требований в области охраны почв на соответствующей территориях муниципальных образований, а также участвуют в подготовке и реализации государственных программ в области охраны почв.
Статья 19. Обследования состояния почв
1. В целях получения достоверной и полной информации о состоянии почв, выявления земельных участков с деградированными и загрязненными почвами, а также оценки состояния почв после восстановления земель с деградированными и загрязненными почвами, включая консервацию и рекультивацию земельных участков с такими почвами, проводятся почвенные и иные обследования.
Почвенные и иные обследования проводятся по аттестованным и утвержденным в установленном порядке методикам и инструкциям.
2. Обследование состояния почв осуществляется по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, а также по инициативе физических и юридических лиц.
3. Сведения о состоянии почв, полученные в результате почвенных и иных обследований, проведенных по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, вносятся в установленном порядке в государственный земельный кадастр.
4. Порядок проведения обследований состояния почв определяется Правительством Российской Федерации.
5. Финансирование работ по обследованию состояния почв осуществляется за счет средств соответствующих государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, принявших решение о проведении обследования состояния почв, либо за счет средств юридических и физических лиц, по ходатайству которых проводятся указанные работы.
Статья 20. Информация в области охраны почв
Информация о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв является открытой и общедоступной за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Информация о состоянии почв, внесенная в государственный земельный кадастр, предоставляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственном земельном кадастре.
Глава V. Контроль в области охраны почв
Статья 21. Государственный контроль в области охраны почв
1. Государственный контроль в области охраны почв осуществляется в рамках государственного экологического контроля, государственного контроля за использованием и охраной земель и контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Государственный контроль в области охраны почв включает контроль за:
состоянием почв при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное (вредное) воздействие на почвы;
выполнением требований, норм и правил в области охраны почв;
осуществлением мероприятий, предусмотренных землеустроительной, градостроительной и иной документацией, содержащей мероприятия по предотвращению деградации и загрязнения почв, восстановлению почв и ликвидации негативных процессов в почвах;
достоверностью сведений предоставляемых о состоянии почв;
принятием мер по устранению выявленных нарушений в области охраны почв.
3. Государственный контроль в области охраны почв осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Муниципальный и общественный контроль в области охраны почв
1. Органы местного самоуправления осуществляют контроль в области охраны почв при предоставлении и использовании земель, находящихся в муниципальной собственности, а также при возврате муниципальных земель, переданных в аренду.
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за состоянием почв муниципальных земель и проведением мероприятий по охране почв на указанных землях, в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Общественный контроль в области охраны почв осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением требований в области охраны почв в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Статья 23. Производственный контроль в области охраны почв
Производственный контроль в области охраны почв осуществляют собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, и иные хозяйствующие субъекты, хозяйственная или иная деятельности которых оказывается прямое или косвенное воздействие на почвы в рамках производственного земельного контроля и производственного экологического контроля.
Указанные лица обязаны предоставить сведения об организации производственного контроля в области охраны почв в государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Экономический механизм регулирования деятельности в области
охраны почв
Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области охраны почв
Экономическое стимулирование деятельности в области охраны почв осуществляется посредством предоставления физическим и юридическим лицам налоговых и иных льгот, включая предоставление льгот по земельному налогу и арендной плате, при внедрении ими почвозащитных технологий, проведении мероприятий по восстановлению деградированных и загрязненных почв, и осуществлении других мер по охране почв в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации в области охраны почв
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны почв
1. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны почв, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Привлечение лица, виновного в совершении правонарушений в области охраны почв, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные правонарушения в области охраны почв и возместить вред, причиненный почвам.
Статья 26. Возмещение вреда, причиненного почвам
1. Вред, причиненный почвам в результате деятельности физических или юридических лиц, а также органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, подлежит возмещению в полном объеме.
2. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества почв или уничтожению почв, обязаны обеспечить проведение работ по восстановлению почв до состояния, соответствующего установленным нормативам качества почв либо до состояния, предшествующего факту причинения вреда.
3. Убытки, причиненные собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам ухудшением качества почв в результате деятельности других лиц включают убытки, связанные со снижением стоимости земельных участков с деградированными и загрязнения почвами, а также упущенную выгоду вследствие снижения продуктивности земель.
3. Возмещение вреда, причиненный почвам, и убытков, причиненных собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам ухудшением качества, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. На требования о возмещении убытков вреда, причиненного почвам, исковая давность не распространяется.
Глава VIII. Международное сотрудничество Российской Федерации в области
охраны почв
Статья 27. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны почв
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны почв осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
2. Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны почв являются:
участие Российской Федерации в международных договорах, программах и проектах в области охраны почв;
гармонизация норм и правил Российской Федерации в области охраны почв с международными стандартами;
обмен научно-технической информацией и опытом в области охраны почв.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона и приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.