Проект федерального закона N 99113823-2
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
второе чтение
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.356; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1593; 1997, N 9, ст.1028) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Федеральный закон
О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
Глава II. Капитал Банка России (ст.ст. 9 - 10)
Глава III. Органы управления Банком России (ст.ст. 11 - 20)
Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами (ст.ст. 21 - 23)
государственной власти и органами местного
самоуправления
Глава V. Отчетность Банка России (ст.ст. 24 - 26)
Глава VI. Организация наличного денежного обращения (ст.ст. 27 - 34)
Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст.ст. 35 - 44)
Глава VIII. Операции Банка России (ст.ст. 45 - 49)
Глава IX. Международная и внешнеэкономическая (ст.ст. 50 - 54)
деятельность
Глава X. Банковское регулирование и надзор (ст.ст. 55-74.1)
Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями (ст.ст. 75 - 77)
Глава XII. Организация безналичных расчетов (ст.ст. 78 - 80)
Глава XIII. Принципы организации Банка России (ст.ст. 81 - 85)
Глава XIV. Служащие Банка России (ст.ст. 86 - 90)
Глава XV. Аудит Банка России (ст.ст. 91 - 93)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.
Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами данного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. Банк России не отвечает по обязательствам государства, если он не принял на себя таких обязательств.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов и функционирования платежных систем в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает, приостанавливает и отзывает лицензии кредитных организаций;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов;
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации операций покупки и продажи иностранной валюты; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы, методологию и статистические данные;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума осуществляет следующие полномочия:
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совета директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает решение;
рассматривает годовой отчет Банка России и принимает решение;
проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
Банк России при осуществлении своих функций вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.
Статья 6. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются самостоятельно Банком России.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам.
Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.
Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российский Федерации нормативные акты Банка России, устанавливающие:
курсы иностранных валют по отношению к рублю;
изменение процентных ставок;
величину резервных требований;
величину обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп в соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона;
прямые количественные ограничения.
Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации почтовой или иной связью.
Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных актов федеральных министерств и ведомств.
Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.
Статья 7. Банк России не вправе выступать участником кредитных организаций, если иное не установлено федеральным законом.
Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России), Банка внешней торговли (Внешторгбанка), а также следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.
Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2005 года.
Уменьшение или отчуждение доли Банка России в уставном капитале Сбербанка России и Внешторгбанка, не приводящее к сокращению доли участия Банка России в указанных банках до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Уменьшение или отчуждение доли Банка России в уставном капитале Сбербанка и Внешторгбанка, приводящее к сокращению доли участия Банка России в указанных банках до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона.
Уменьшение, а также отчуждение доли Банка России в уставных капиталах Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне осуществляется в порядке и сроки, определяемые Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Банк России не вправе выступать участником или членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 8. Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями.
Глава II. Капитал Банка России
Статья 9. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.
Статья 10. Прибыль Банка России определяется как разница между доходами от операций, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, а также доходами от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Глава III. Органы управления Банком России
Статья 11. Органами управления Банком России являются Национальный банковский совет, Совет директоров и Председатель Банка России.
Статья 12. Национальный банковский совет - коллегиальный орган.
Численность Национального банковского совета составляет 13 (12) (выносится на решение Государственной Думы) человек, из которых три назначаются Президентом Российской Федерации, три - Правительством Российской Федерации, два - Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, четыре (три) (выносится на решение Государственной Думы) - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.
Направление и освобождение членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, делегировавшим их для членства в Национальном банковском совете.
Члены Национального банковского совета за исключением Председателя Банка России не работают в Банке России на постоянной основе.
Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.
Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета.
Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в семь человек.
При принятии Национальным банковским советом решений мнение членов Национального банковского совета, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.
В случае равенства голосов членов Национального банковского совета голос председательствующего является решающим.
Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.
Заседания Национального банковского совета назначаются Председателем Национального банковского совета, лицом, его замещающим, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов Национального банковского совета.
Члены Национального банковского совета своевременно уведомляются о заседании Совета.
Статья 13. К компетенции Национального банковского совета относятся следующие вопросы:
1) утверждение годовой финансовой отчетности Банка России, и представление годового отчета в Государственную Думу;
2) утверждение на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:
общего объема расходов Банка России на содержание персонала;
общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование персонала;
общего объема капитальных вложений;
общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
3) при необходимости утверждение дополнительных расходов на содержание персонала, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование персонала, капитальных вложений, а также дополнительных прочих административно-хозяйственных расходов;
4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:
о реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
о банковском регулировании и надзоре;
о реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
об организации системы расчетов в Российской Федерации;
об исполнении сметы расходов Банка России;
о проектах законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;
9) определение аудиторской организации - аудитора финансовой отчетности Банка России;
10) утверждение правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
11) внесение предложения в Государственную Думу о привлечении Счетной палаты Российской Федерации для проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его учреждений.
Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.
В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения.
В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:
1) истечения срока полномочий;
2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
3) личного заявления об отставке;
4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Статья 15. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.
Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.
Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
Члены Совета директоров освобождаются от должности:
по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России;
до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
Статья 16. Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.
Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.
Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.
Статья 17. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.
Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.
Статья 18. Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; готовит проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения Национальному банковскому совету, а также Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Государственной Думе в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона;
2) рассматривает годовую финансовую отчетность Банка России, аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности и заключение Счетной палаты Российской Федерации и представляет их Национальному банковскому совету;
2.1) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации и анализ исполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики и направляет указанные материалы Национальному банковскому совету для представления в Государственную Думу в составе годового отчета;
3) рассматривает и представляет Национальному банковскому совету на утверждение с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:
общий объем расходов Банка России на содержание персонала;
общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование персонала;
общий объем капитальных вложений;
общий объем прочих административно-хозяйственных расходов;
4) утверждает смету расходов Банка России исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России на содержание персонала, расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование персонала, капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года;
5) при необходимости утверждает дополнительные расходы Банка России, не предусмотренные в смете, после утверждения Национальным банковским советом общих объемов расходов на содержание персонала, расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование персонала, капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов;
6) определяет структуру Банка России;
7) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
8) принимает решения:
о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп в соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона;
о величине резервных требований;
об изменении процентных ставок Банка России;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в международных организациях;
об участии или членстве Банка России в организациях, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений и организаций, в том числе о стоимости этой недвижимости и иных условиях совершаемых сделок;
о применении прямых количественных ограничений;
о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
о порядке формирования резервов кредитными организациями;
9) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;
10) утверждает порядок работы Совета директоров;
11) представляет Национальному банковскому совету для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;
12) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
13) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
14) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы за исключением Банка России;
14.1) дает согласие на изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России (выносится на решение Государственной Думы);
15) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению Совета директоров Банка России.
Решения Совета директоров оформляются протоколами, подписываемыми председательствующим.
Решения Совета директоров по следующим вопросам:
об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
о величине резервных требований;
об изменении процентных ставок Банка России;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о применении прямых количественных ограничений;
о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
о порядке формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") в течение десяти дней со дня принятия этих решений.
Статья 19. Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации.
Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации должны быть произведены в течение месяца с момента назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.
Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.
На членов Совета директоров распространяются ограничения, установленные статьей 88 настоящего Федерального закона.
Статья 20. Председатель Банка России:
1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;
3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему и являющемуся членом Совета директоров Банка России;
4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
5) вправе делегировать полномочия своим заместителям;
6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
8) обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава IV. Взаимоотношения банка России с органами государственной власти
и органами местного самоуправления
Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Министр финансов Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Статья 23. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операций по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами.
Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами.
Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных операций по поручению Правительства Российской Федерации.
Глава V. Отчетность Банка России
Статья 24. Отчетный период Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
Статья 25. Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет Государственной Думе годовой отчет.
Годовой отчет Банка России включает:
отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России;
анализ исполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;
годовую финансовую отчетность Банка России;
аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности;
заключение Счетной палаты Российской Федерации.
В целях настоящего Федерального закона под годовой финансовой отчетностью Банка России понимается:
годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
отчет о формировании и использовании резервов и фондов Банка России;
отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями, входящими в состав имущества Банка России;
отчет о расходах на содержание аппарата Банка России за отчетный год;
отчет об исполнении сметы капитальных вложений.
Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также для заключения в Правительство Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение.
Годовой отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
Статья 26. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной прибыли по итогам года, остающейся после уплаты в соответствии с Налоговым кодексом Российском Федерации налогов и утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Национальным банковским советом.
Прибыль, получаемая Банком России, направляется на обеспечение функций Банка России, а также в доходы федерального бюджета в порядке, установленном настоящим федеральным законом.
Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его учреждениями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Глава VI. Организация наличного денежного обращения
Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Статья 28. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
Статья 29. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Статья 30. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.
Статья 31. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.
При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.
Статья 32. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.
Статья 33. Совет директоров принимает решение о выпуске и изъятии банкнот и монеты нового и старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство Российской Федерации и в Государственную Думу.
Статья 34. В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организации;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций.
Глава VII. Денежно-кредитная политика
Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) выпуск от своего имени облигаций.
Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Статья 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные Кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами.
При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.
Статья 39. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг и облигаций Банка России, краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.
Статья 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Статья 42. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Статья 43. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 43.1. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Статья 44. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
концептуальные принципы, лежащие в основе политики, проводимой Банком России;
краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
систематизированный обзор и прогноз ожидаемого исполнения важнейших денежно-кредитных и валютных показателей за текущий год;
количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанный целей и обоснование их возможной корректировки;
сценарный (состоящий не менее, чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемые каждым из сценариев;
прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели целевой инфляции, денежной базы, денежной массы, процентной ставки, накопления валютных резервов;
основные показатели денежной программы на предстоящий год;
варианты применения инструментов денежно-кредитной политики, обеспечивающие достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической и финансовой конъюнктуры;
план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и системы платежей.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Глава VIII. Операции Банка России
Статья 45. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения установленных ему настоящим Федеральным законом целей:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
7) выдавать поручительства и банковские гарантии;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
11) осуществлять другие банковские операции и иные сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статья 46. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;
иностранная валюта;
векселя в российской и иностранной валюте;
государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров.
В случаях, установленных Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.
Статья 47. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Статья 48. Банк России не имеет права:
1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в статье 47 настоящего Федерального закона;
2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7 и 8 настоящего Федерального закона;
3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 49. Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность
Статья 50. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Банк России вправе запросить орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, полученных от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, и вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, не содержащие сведении об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения органами банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, полученных от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательством иностранного государства.
Статья 51. Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.
Увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.
Статья 52. Банк России устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
Статья 53. Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.
Статья 54. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
Глава X. Банковское регулирование и надзор
Статья 55. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий соответствующие структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функции.
Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.
Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России.
Статья 56. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила начинают применяться в отношении отчетности, составляемой за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Банк России вправе устанавливать для юридические лиц - участников банковской группы порядок предоставления информации о собственной деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия соответствующей кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.
Положения настоящей статьи распространяются на информацию, собираемую и передаваемую Банком России по поручению Правительства Российской Федерации международным организациям.
Статья 57. Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов, а также требовать предоставления информации о клиентах и иных третьих лицах, не связанной с их банковским обслуживанием, которая не предусмотрена федеральными законами.
Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, не предусмотренные федеральными законами, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.
Статья 58. Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает и отзывает их.
Статья 59. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к руководителям (единоличному исполнительному органу, его заместителям, членам коллегиального исполнительного органа) и главным бухгалтерам, их заместителям кредитных организаций и их филиалов.
Статья 60. Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов - предварительного согласия Банка России.
Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, сделки по приобретению акций (долей) кредитной организации считаются разрешенными.
Уведомление о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента приобретения. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки по приобретению более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
Приобретение акций (долей) кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.
Статья 61. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания за рубежом дочерних организаций и (или) открытия филиалов, приобретения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;
2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитных организаций;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) нормативы ликвидности кредитной организации;
6) нормативы достаточности капитала;
7) размеры валютного, процентного и иных рисков;
8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
9) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
10) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Обязательные нормативы, указанные в части первой настоящей статьи, могут устанавливаться Банком России для банковских групп.
Статья 62. Размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организации в качестве условия создания за рубежом дочерних организаций и (или) открытия филиалов, приобретения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получении кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка определяется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Об увеличении размера собственных средств (капитала) для кредитных организаций, указанных в части первой настоящей статьи, Банк России официально объявляет не позднее чем за один год до момента его введения.
Статья 63. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации (собственных средств банковской группы).
При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, предоставленные кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.
Статья 64. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации (банковской группы).
Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5 процентов собственных средств кредитной организации (банковской группы).
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов собственных средств кредитной организации (банковской группы).
Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп).
Статья 65. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов.
Статья 66. Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
Статья 67. Нормативы использования собственных средств кредитной организации для приобретения долей (акций) других юридических лиц устанавливаются в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации (банковской группы).
Размер норматива использования собственных средств для приобретения долей (акций) не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации (банковской группы).
Статья 68. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.
Статья 69. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.
Статья 70. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком (банковской группой) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств банка (банковской группы).
Указанный норматив не может превышать 50 процентов.
Статья 71. Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.
Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций.
О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.
В целях определения величины собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности величину собственных средств (капитала), определенную Банком России.
Если величина собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, Банк России обязан направить в кредитную организацию требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Банка России в порядке, сроки и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Статья 72. Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, и по его поручению - аудиторскими организациями.
Уполномоченные представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, а также юридических лиц - участников банковских групп, при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.
Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.
При осуществлении функций банковского надзора Банк России не вправе проводить две проверки кредитной организации и более по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующие году проведения проверки.
Проведение Банком России повторных проверок кредитных организаций за уже проверенный период разрешается только в случаях, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации.
Допускается проведение Банком России повторных проверок кредитных организаций в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации в порядке контроля проводится Банком России на основании мотивированного решения Совета директоров Банка России с соблюдением требований настоящей статьи.
Допускается проведение Банком России повторных проверок кредитных организаций на основании требований действующего законодательства Российской Федерации.
Статья 73. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов:
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
6) ввести запрет на осуществление процедур реорганизации кредитной организации, если в результате проведения реорганизации возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренные федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций;
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно либо в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до величины, обеспечивающей соблюдение ею обязательных нормативов.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.
Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения, указанного в настоящей статье, если со дня его совершения истекли пять лет. Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта.
Статья 74. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) с целью выявления ситуации, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.
В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 73 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Статья 74.1. В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.
Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями
Статья 75. Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Банк России обязан информировать кредитные организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен, но не более чем на месяц.
Статья 76. В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.
Статья 77. Банк России не несет ответственность по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не несут ответственность по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
Глава XII. Организация безналичных расчетов
Статья 78. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.
Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерация, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
Статья 79. Банк России осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения.
Статья 80. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Глава XIII. Принципы организации Банка России
Статья 81. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России.
Статья 82. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяется Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.
Статья 83. По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Статья 84. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
Статья 85. Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Глава XIV. Служащие Банка России
Статья 86. Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Статья 87. Совет директоров создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, а также организует страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России.
Статья 88. Служащие Банка России согласно перечню должностей, утвержденному Советом директоров:
не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности);
не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях;
обязаны письменно уведомить в десятидневный срок Совет директоров при приобретении долей (акций) кредитных организаций.
Статья 89. Служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России.
Статья 90. Служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров.
Глава XV. Аудит Банка России
Статья 91. Национальным банковский совет до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
Национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору Банка России по вопросам финансовой отчетности, а аудитор обязан обеспечить выполнение этих рекомендаций.
Статья 92. Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором представлять ей отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.
Договор об аудите должен предусматривать объем передаваемой аудиторской организации информации, а также ее ответственность за передачу полученной информации третьим лицам (за исключением информации, передаваемой Государственной Думе на основании части 2 статьи 91 настоящего Федерального закона).
Оплата услуг аудиторской организации по аудиту Банка России осуществляется за счет собственных средств Банка России.
Статья 93. Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Банка России."
Статья 2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормы, предусматривающие функции Банка России по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статья 9 новой редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вступает в силу с 1 января 2003 года. До вступления в силу данной статьи уставный капитал Банка России составляет 3 млн. рублей.
Часть вторая статьи 57 новой редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вступает в силу с 1 января 2004 года.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.