Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об оценке земель"
Первым правовым актом в России, регулирующим деятельность по оценке земель, был указ М.Ф.Романова, который ввел понятие оценки (лучшая, средняя или худшая земля). Манифест Екатерины II от 19.09.1765 года уже довольно подробно и детально регламентировал деятельность по оценке земель, в том числе и порядок подготовки оценщиков в должности коллежских асессоров.
Манифесты Александра II (1861 год) и Николая II (1899 год) также регулировали оценку земель, в связи с выкупом земли крестьянами, переходом от подушной платы на поземельный налог, развитием ипотечных кредитов.
В годы советской власти необходимость в оценке земли отпала и она осуществлялась в усеченном виде в основном для целей централизованного планирования и контроля.
В настоящее время необходимость в получении достоверной оценочной стоимости земельных участков испытывают как государственные и муниципальные органы власти при проведении земельной и налоговой политики, так и собственники земель при совершении сделок с земельными участками.
Принятие федерального закона "Об оценке земель" является необходимым шагом для реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего исчисление земельного налога на основании кадастровой стоимости земельного участка.
После принятия Земельного кодекса Российской Федерации остро стал вопрос об ускорении определения стоимости земли для применения в случаях приватизации земельных участков, их продажи, покупки, передачи в залог, аренду, доверительное управление, установления частных и публичных сервитутов и т.д.
Применяемая сегодня в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" (статья 25) нормативная цена земли, не отражает действительную стоимость земельных участков и в силу использования субъектами Российской Федерации различных подходов к ее исчислению в целом по территории России не сопоставима (от 50 до 700-кратной ставки земельного налога).
Проведение пообъектной (индивидуальной) оценки рыночной стоимости земельных участков требует больших финансовых, временных и трудовых затрат.
В свою очередь, определение кадастровой стоимости земельных участков, потребует гораздо меньших финансовых затрат и позволит в короткие сроки получить объективные результаты стоимости земель различных категорий и разного целевого назначения необходимые для формирования рынка земли в Российской Федерации.
Внесенный законопроект включает две главы и двадцать статей, в которых содержатся нормы, устанавливающие четкие правовые рамки проведения оценки земельных участков.
В статьях 1-5 определены отношения регулируемые законом, законодательство, регулирующее деятельность по оценке земли в Российской Федерации, основные понятия, используемые в законе, цели оценки земель, обязательность проведения оценки земель.
В статьях 6-8 законопроекта детально прописаны порядок и методики определения рыночной стоимости, кадастровой стоимости и нормативной стоимости земельных участков.
В статьях 10-14 проекта федерального закона "Об оценке земель" перечислены элементы и характеристики земельных участков, которые должны учитываться при определении стоимости земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, земель иного специального назначения, земель лесного бонда, земель водного фонда, земель особо охраняемых территорий и земель запаса.
В статье 19 законопроекта установлено, что после утверждения в субъекте Российской Федерации результатов кадастровой стоимости земельных участков в данном регионе не будет применяться нормативная стоимость земли, которая определяется в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Расчеты показывают, что реализация федерального закона "Об оценке земель", наряду с реформированием налоговой политики в сфере земельных отношений, позволит за счет более полного охвата налогообложением землепользователей и более объективной дифференциации земельных платежей увеличить их годовой объем с 50 млрд. рублей до 70-75 млрд. рублей после введения в действие данного федерального закона.
Введение в действие и реализация федерального закона "Об оценке земель" будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета на соответствующий год, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации".
Дополнительных затрат на введение в действие и реализацию федерального закона "Об оценке земель" не потребуется.
Пересмотра действующего законодательства и принятия новых нормативных правовых актов в связи с введением в действие федерального закона "Об оценке земель" не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие и реализация федерального закона "Об оценке земель" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов, принятие, изменение либо дополнение которых
потребует принятие проекта федерального закона "Об оценке земель"
Принятие проекта федерального закона "Об оценке земель" не потребует внесения изменений или дополнений в нормативные правовые акты.
Депутат Государственной Думы |
А.В.Четвериков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.