Заключение
Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год"
(основные положения)
(утв. протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации
от 24 декабря 2001 г. N 46(282))
Часть I. Основные результаты проверки отчета Правительства РФ
об исполнении федерального бюджета за 2000 г.
Часть II. Основные выводы и предложения по результатам проверки отчета
Правительства РФ об исполнении федерального бюджета
за 2000 г.
Часть I
Основные результаты проверки отчета Правительства Российской Федерации
об исполнении федерального бюджета за 2000 год
1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год" (далее - Заключение Счетной палаты), подготовленное в соответствии со статьей 278 Бюджетного кодекса Российской Федерации, рассмотрено и утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 24 декабря 2001 года (протокол N 46 (282)
Непосредственная проверка отчета Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2000 год, представленного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) и Счетную палату Российской Федерации (далее - Счетная палата) в форме проекта федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год", осуществлена в соответствии со статьями 277 и 278 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем проведения комплекса проверок и ревизий исполнения федерального бюджета за 2000 год на основании представленных первичных платежных документов по исполнению федерального бюджета, а также данных отчетности Министерства финансов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, Центрального банка Российской Федерации и иных органов, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия.
В рамках подготовки Заключения Счетной палаты проведено свыше 200 контрольных мероприятий, по результатам которых составлено 276 актов, в том числе Акт проверки Министерства финансов Российской Федерации (код 092) как главного распорядителя средств федерального бюджета в рамках исполнения федерального бюджета за 2000 год.
2. Правительство Российской Федерации представило проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год" (далее - законопроект) в Государственную Думу 25 августа 2001 года одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", в Счетную палату - 27 августа 2001 года (вх. N 1743), что соответствует статье 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Однако статьей 275 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что законопроект должен был быть представлен в Государственную Думу и Счетную палату не позднее 1 июня 2001 года.
Перечень документов и материалов, представленных одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за 2000 год, не в полном объеме соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации не представлены сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств, что противоречит статье 276 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 176 Бюджетного кодекса Российской Федерации в процессе подготовки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" задания главным распорядителям, распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям по предоставлению государственных или муниципальных услуг не устанавливались. В связи с этим в составе отчета Правительства Российской Федерации "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год" отсутствуют сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг, что не соответствует статье 276 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации не представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета за 2000 год распоряжения Минфина России о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов, что является нарушением пункта 5 статьи 261 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств, обязательность представления которого определена пунктом 4 статьи 223 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в Счетную палату также не представлялся.
Вместо реестра федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года представлены лишь изменения, внесенные в данный реестр в 2000 году.
В документах и материалах, представленных Правительством Российской Федерации вместе с проектом федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год", содержится отчет о доходах федерального бюджета, в том числе полученных от использования государственного имущества, вместо отчета о доходах, полученных от использования государственного имущества, предусмотренного статьей 276 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение пункта 2 статьи 272 и пункта 3 статьи 275 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за 2000 год не в полном объеме соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
3. Материалы, представленные Правительством Российской Федерации вместе с проектом федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год", не в полном объеме отражают исполнение Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год". В них не содержится анализ реализации текстовых статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Отсутствуют материалы о финансировании и кассовом исполнении расходов федерального бюджета на федеральные целевые программы (приложение 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год").
4. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2000 году характеризовались положительной динамикой основных показателей развития экономики, относительным укреплением российской национальной валюты, ростом золотовалютных резервов страны, что стало возможным в значительной степени вследствие благоприятной конъюнктуры мировых цен на товары традиционного российского экспорта, активизации производства в отраслях, занятых выпуском импортозамещающей продукции, мер, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по обеспечению внешней и внутренней политической, социальной и экономической стабильности.
Позитивным итогом влияния данной совокупности объективных и субъективных факторов стали темпы развития российской экономики, которых не было много лет.
В то же время данные об объемах и о динамике основных макроэкономических показателей свидетельствуют о существенном отклонении их фактических значений от значений, использованных в расчетах к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год".
Утвержденные статьей 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" объемы доходов и расходов федерального бюджета рассчитывались исходя из объема валового внутреннего продукта в сумме 5350,0 млрд.рублей, темпа роста ВВП 101,5%, индекса-дефлятора ВВП 124,0%, уровня инфляции 18,0%, обменного курса рубля по отношению к доллару США 32,0 рубля за 1 доллар США, цены на нефть 16,4 доллара США за 1 баррель.
Фактически объем валового внутреннего продукта, по данным Госкомстата России, в 2000 году составил 7063,4 млрд.рублей, темп роста ВВП - 108,3%, индекс-дефлятор ВВП - 137,1%, уровень инфляции - 20,2%, среднегодовой обменный курс рубля по отношению к доллару США - 28,1 рубля за 1 доллар США, цена на нефть - 23,9 доллара США за 1 баррель.
Таким образом, за счет занижения темпа роста ВВП на 6,8 процентного пункта, индекса-дефлятора ВВП на 13,1 процентного пункта, а также недооценки объема ВВП базового 1999 года установленный статьей 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" объем ВВП был занижен на 1713,4 млрд.рублей, или на 32,03%. В связи с этим налоговые доходы федерального бюджета оказались заниженными на 215,0 млрд.рублей, или на 31,8%, при условии сохранения их мобилизации в федеральный бюджет исходя из уровня 12,6%, определенного в расчетах к указанному Федеральному закону.
Необходимость решения проблемы повышения надежности прогноза основных макроэкономических показателей и существенного улучшения качества всей системы прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровне неоднократно отмечалась в заключениях Счетной палаты на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год, направляемых в Правительство Российской Федерации и палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Итоги исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" свидетельствуют о том, что Правительству Российской Федерации в ходе его исполнения удалось решить ряд ключевых задач, сформулированных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике на 2000 год" (далее - Послания Президента Российской Федерации).
Впервые за последние годы обеспечено исполнение федерального бюджета с превышением доходов над расходами на сумму 106860,5 млн.рублей.
Приняты меры по реструктуризации и погашению государственного долга, минимизации новых государственных заимствований. Осуществлены заметные шаги по дальнейшему развитию казначейской системы исполнения федерального бюджета и упорядочению расходов государства. Была продолжена работа по оптимизации межбюджетных отношений, направленная на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем Правительством Российской Федерации, Минфином России, главными распорядителями средств федерального бюджета, иными участниками бюджетного процесса допущены случаи нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства Российской Федерации.
В ходе формирования и исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" Правительством Российской Федерации не была обеспечена в полном объеме реализация важнейших положений, содержащихся в Посланиях Президента Российской Федерации.
Ошибки в прогнозировании социально-экономического развития страны не позволили обеспечить реалистичность прогноза объема ВВП на 2000 год и в основном в связи с этим объема доходов федерального бюджета.
В 2000 году не были использованы существенные резервы дополнительного увеличения доходов федерального бюджета. Расходы федерального бюджета исполнены неравномерно и непропорционально, а в ряде случаев - с нарушением законодательства Российской Федерации. Дальнейшее развитие получила тенденция, направленная на перераспределение налоговых доходов консолидированного бюджета в пользу федерального. Несмотря на существенное сокращение, долговая нагрузка на федеральный бюджет в 2000 году оставалась высокой.
6. С учетом результатов контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой, в 2000 году доходы федерального бюджета составили 1132024,3 млн.рублей, или 142% к доходам, установленным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", и 102,6% к доходам, установленным Федеральным законом от 25 декабря 2000 года N 145-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов". Сверх сумм, установленных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов", поступило 28807,3 млн.рублей. Удельный вес доходов федерального бюджета к общему объему ВВП в 2000 году составил 16,0%, что на 3,1 процентного пункта выше уровня 1999 года.
Вместе с тем исполнение в полном объеме законодательно установленных бюджетных заданий по подоходному налогу с физических лиц, акцизам на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт питьевой, спиртосодержащие растворы, водку и ликероводочные изделия, акцизам на легковые автомобили, акцизам на природный газ, нефть (включая стабилизированный газовый конденсат), акцизам на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, платежам за пользование лесным фондом, земельному налогу, доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходам Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов позволило бы дополнительно привлечь в федеральный бюджет 2132,6 млн.рублей.
Несмотря на положения, содержащиеся в Посланиях Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в 2000 году не обеспечило поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет за счет повышения эффективности использования имущества, находящегося в федеральной собственности.
Доходы федерального бюджета по подгруппе бюджетной классификации "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности" хотя и превышали в 1,3 раза бюджетное задание, но составили лишь 2,8% от общего объема доходов, поступивших в федеральный бюджет в 2000 году.
Сумма поступлений в федеральный бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, составила 5676,4 млн.рублей, или 112,1% от бюджетного задания. При этом дивиденды по акциям начислили 778 акционерных обществ, или 21% всех акционерных обществ, акции которых в 1999 году находились в федеральной собственности. В то же время только незначительная часть акционерных обществ (из начисливших дивиденды) перечислила в федеральный бюджет дивиденды в полном объеме.
Представителями государства в акционерных обществах права акционера от имени Российской Федерации реализовывались неэффективно, а в ряде случаев с нарушением действующего законодательства.
Общая сумма прибыли, полученная федеральными государственными унитарными предприятиями в течение 2000 года, составила 100400,4 млн.рублей. В федеральный бюджет в 2000 году была перечислена часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий в сумме 178,2 млн.рублей, или 0,18%. При этом до настоящего времени не определены размер и порядок перечисления прибыли федеральных государственных унитарных предприятий в федеральный бюджет.
Бюджетное задание, установленное Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, исполнено лишь на 98,6%, в то время как сумма задолженности по арендной плате по состоянию на 1 января 2001 года составила 794,9 млн.рублей, или 29% поступивших в федеральный бюджет арендных платежей (без учета арендной платы за землю).
Совокупная задолженность перед федеральным бюджетом по налоговым платежам, администрируемым МНС России, включая задолженность по уплате налоговых штрафных санкций и пеней, составила на 1 января 2001 года 564838,1 млн.рублей и увеличилась с начала года в 1,3 раза. Сумма непогашенной и невзысканной задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов составила 17364,3 млн.рублей.
Таким образом, Правительством Российской Федерации не предпринято достаточных мер, направленных на снижение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей в федеральный бюджет. Общая сумма задолженности в федеральный бюджет в 2000 году превышала половину объема доходов федерального бюджета.
В 2000 году сохранялись организационные и другие факторы, негативно влияющие на поступление доходов федерального бюджета. В стране сложилась система уклонения от уплаты налогов, охватывающая, по существу, все сферы экономики. Территориальными налоговыми органами не был обеспечен полный учет субъектов налогообложения. Оставались недостаточно проработанными вопросы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц.
Значительные потери налоговых доходов были обусловлены отсутствием денежных средств на корреспондентских счетах ряда кредитных организаций, обслуживающих налогоплательщиков. На 1 января 2001 года сумма недопоступления средств в бюджетную систему Российской Федерации по указанной причине составила 31547,1 млн.рублей.
Правительством Российской Федерации не было принято исчерпывающих мер по сокращению и упорядочению предоставления льгот по уплате налогов, отсрочек и рассрочек налоговых платежей, что предусматривалось положениями, содержащимися в Посланиях Президента Российской Федерации. В результате их предоставления с нарушением налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации в федеральный бюджет не поступило доходов на сумму 44411,8 млн.рублей.
7. Исполнение расходов федерального бюджета осуществлено в условиях отсутствия законодательных актов о государственных минимальных социальных стандартах, нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, утвержденных конкретных заданий по предоставлению государственных услуг главным распорядителям средств федерального бюджета, на выполнение которых предусматривалось выделение бюджетных средств в отчетном финансовом году, контрактных форм бюджетного финансирования, что не позволило в необходимой степени увязать предоставление средств из федерального бюджета с достижением конкретных целей бюджетной политики, как это было определено в Посланиях Президента Российской Федерации, а также повысить эффективность расходов федерального бюджета.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" за пять дней до окончания финансового года были уточнены объемы бюджетных ассигнований под практически осуществленные расходы. Однако и эти изменения не помогли Правительству Российской Федерации сделать бюджет реальным.
С учетом результатов контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой, в 2000 году расходы федерального бюджета составили 1025163,8 млн.рублей, или 119,9% к расходам, установленным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", и 101,1% к расходам, установленным Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов". Удельный вес расходов федерального бюджета составил 14,51% к объему ВВП в 2000 году, что на 0,16 процентного пункта ниже уровня 1999 года.
Фактический объем доходов федерального бюджета, а также наличие остатков на лицевых счетах бюджетополучателей в территориальных органах федерального казначейства по состоянию на 1 января 2000 года позволяли произвести расходы по всем разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета и по всем получателям средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета в размере не менее установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год".
Однако расходы федерального бюджета исполнены неравномерно и непропорционально как по разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета, так и по субъектам ведомственной структуры расходов федерального бюджета.
Процентные расходы федерального бюджета исполнены в объеме 257852,7 млн.рублей, что составляет 136,6% от законодательно установленного объема бюджетных назначений (25,15% от общего объема расходов федерального бюджета и 3,65% от объема ВВП). Причем расходы по подразделу 1901 "Обслуживание государственного внутреннего долга" составили 54949,3 млн.рублей, или 86,8% от законодательно установленного объема бюджетных назначений, а расходы по подразделу 1902 "Обслуживание государственного внешнего долга" составили 202903,5 млн.рублей, или 161,7% от законодательно установленного объема бюджетных назначений.
Минфином России допущено превышение финансирования расходов федерального бюджета по разделу "Обслуживание государственного долга" в сумме 69131,1 млн.рублей, в том числе в сумме 40265,5 млн.рублей - с нарушением статей 83 и 260 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Непроцентные расходы федерального бюджета исполнены в объеме 767311,1 млн.рублей, что составляет 93,0% от законодательно установленного объема бюджетных назначений (74,85% от общего объема расходов федерального бюджета и 10,86% от объема ВВП, что на 0,23 процентного пункта меньше, чем в 1999 году).
Исполнение непроцентных расходов федерального бюджета не обеспечено по 16 из 24 разделов и по 72 из 98 подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Не в полном объеме исполнены расходы федерального бюджета по 76 субъектам ведомственной структуры расходов федерального бюджета из 115.
Финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы на 2000 год обеспечено на 98,5% годовых бюджетных назначений, федеральных целевых программ - на 97,0%, федеральных целевых экологических программ - на 58,2%, программ развития регионов - на 96,6%.
Не обеспечено выполнение президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Накопившаяся задолженность, неравномерное и непропорциональное финансирование программ, имеющее место неэффективное, а порой нецелевое использование бюджетных средств, недостатки в организации управления и контроля оказали негативное влияние на эффективность достижения целей и реализации мероприятий, намеченных программами.
Из предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2000 году 454 объектов, строительство которых осуществлялось в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2000 год, введены в действие 62 объекта (11,5%), в том числе 36 - на полную мощность и 26 - частично. На каждом шестом объекте, предусмотренном инвестиционной программой к вводу в эксплуатацию в 2000 году, строительство не велось, техническая готовность большинства строек по состоянию на 1 января 2001 года составила менее 50%, при этом 450 строек (42,8%) профинансированы не в полном объеме.
Программы развития регионов из средства решения жизненно важных проблем программно-целевыми методами фактически превратились в дополнительный источник субсидирования текущих региональных расходов из федерального бюджета.
Несмотря на положения, содержащиеся в Посланиях Президента Российской Федерации, финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно, вследствие чего, по отчетным данным ГУФК Минфина России, исполнение кассовых расходов федерального бюджета в январе 2000 года составило 5,5% от годовых бюджетных назначений, в июне - 6,6%, а в декабре 2000 года - 16,2% соответственно. Треть расходов федерального бюджета в 2000 году исполнена в IV квартале, при этом половина расходов федерального бюджета, осуществленных в IV квартале, исполнена в декабре отчетного финансового года.
Решение задачи практического исполнения Бюджета развития Российской Федерации, по существу, свелось к тому, что в конце финансового года статьи 148, 149, 151, 152 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", регулирующие порядок формирования и исполнения Бюджета развития Российской Федерации, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" были исключены.
В Послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике на 2000 год" поставлена задача "продолжить линию на укрепление финансовой базы судебной и правоохранительной систем государства, на продолжение военной реформы и реструктуризацию угольной отрасли".
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" расходы на эти цели были существенно увеличены.
Однако своевременное и полное исполнение законодательно установленных бюджетных назначений обеспечено не было.
Уровень исполнения кассовых расходов федерального бюджета по разделу "Судебная власть" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации составил лишь 96,7% от законодательно установленных бюджетных назначений, по разделу "Национальная оборона" - 91,5%, по разделу "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" - 94,5%, по целевой статье 300 "Государственная поддержка угольной отрасли" подраздела 0701 "Топливно-энергетический комплекс" раздела 07 "Промышленность, энергетика и строительство" - 88,6%.
Вопреки положениям, содержащимся в Посланиях Президента Российской Федерации, процесс реформирования межбюджетных отношений в 2000 году сопровождался перераспределением доходов консолидированного бюджета в пользу федерального бюджета и соответствующим сокращением удельного веса доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации не обеспечена адресная поддержка наименее защищенных категорий населения, что являлось одним из факторов роста численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Если в 1999 году 42,0 млн.человек, или 28,7% от общей численности населения, имели денежные доходы ниже прожиточного минимума, то в 2000 году - уже 44,0 млн.человек, или 30,2%.
8. Анализ Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" позволяет сделать вывод о том, что уже при его формировании был допущен ряд несоответствий Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным актам законодательства.
Не были соблюдены статья 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая принцип общего (совокупного) покрытия расходов федерального бюджета, статья 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. В статье 29 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" в неналоговых доходах не были учтены суммы доходов бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, что не соответствует статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 126 указанного Федерального закона установлены нормативы и направления распределения средств, полученных от приватизации федеральной собственности на аукционах или по конкурсу, а также от продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в то время как статьей 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Выявлены иные несоответствия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" Правительством Российской Федерации, Минфином России, главными распорядителями средств федерального бюджета также допускались нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации по срокам составления и утверждения сводной бюджетной росписи, доведения ее показателей до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета и получателей бюджетных средств. Имели место противоречия между нормами статьи 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 160 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" в части порядка и сроков утверждения сводной бюджетной росписи.
Сводная бюджетная роспись, составленная в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов", утверждена 10 января 2001 года.
Бюджетные ассигнования из федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств в связи с получением дополнительных доходов до главных распорядителей средств федерального бюджета Минфином России доведены 1 февраля 2001 года, спустя месяц после окончания финансового года.
В нарушение статьи 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации сводная бюджетная роспись, составленная в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов", поступила в Счетную палату 22 июня 2001 года после ее запроса.
Однако представленная сводная бюджетная роспись не содержала поквартального распределения средств из источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией, а также поквартального распределения доходов федерального бюджета по группам, подгруппам, статьям и подстатьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
В нарушение статьи 167 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфин России не обеспечил соответствие сводной бюджетной росписи утвержденному бюджету в части структуры расходов средств федерального бюджета.
Показатели "Уточненная сводная бюджетная роспись", приведенные в отчете Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2000 год, не утверждались и не соответствуют показателям Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов". Итоговые отклонения составляют 17179,3 млн.рублей, или 1,7% от законодательно установленных бюджетных назначений.
9. Правительством Российской Федерации не обеспечено надлежащее исполнение текстовых статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Из 163 текстовых статей указанного Федерального закона исполнены 59, исполнены частично 60, исполнены с нарушением сроков 12, не исполнены 32, из них 8 статей исключены Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов".
В соответствии с Графиком подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2000 года N 222 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", из 70 нормативных правовых актов в установленные сроки подготовлено и утверждено только 2 нормативных правовых акта.
В 2000 году не были утверждены положения и порядок формирования, использования и учета средств Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, не был принят порядок учета и использования дополнительных средств Государственного фонда борьбы с преступностью, не определен порядок зачисления и распределения в 2000 году доходов Федерального экологического фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. В ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" Правительством Российской Федерации принимались определенные меры по урегулированию обязательств, возникших перед получателями средств федерального бюджета в предыдущие годы (кредиторской задолженности).
Однако вследствие ненадлежащего учета санкционированной и несанкционированной кредиторской задолженности, недостатков, связанных с предоставлением соответствующей информации главными распорядителями средств федерального бюджета, полные и достоверные данные о ее образовании и погашении в 2000 году отсутствуют.
Результаты проверок, осуществленных Счетной палатой, позволяют сделать вывод о том, что Правительством Российской Федерации не принято достаточных мер по предотвращению возникновения несанкционированных обязательств перед получателями средств федерального бюджета, возникающих как из-за просчетов, допускаемых Правительством Российской Федерации на стадии формирования проекта федерального бюджета, прежде всего в части роста тарифов на товары и услуги естественных монополий, так и вследствие низкой финансовой дисциплины главных распорядителей средств федерального бюджета и подведомственных им бюджетных учреждений, осуществлявших принятие и подтверждение денежных обязательств, а также расходование бюджетных средств с нарушениями статей 225, 226 и 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 146 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
11. Анализ исполнения федерального бюджета за ряд лет, в том числе федерального бюджета за 2000 год, свидетельствует о сохранении тенденции роста остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.
Так, по состоянию на 1 января 1999 года они составляли 13689,7 млн.рублей, по состоянию на 1 января 2000 года - 77999,6 млн.рублей, или 140,3% от расходов федерального бюджета в 1999 году в среднем за месяц, по состоянию на 1 января 2001 года - 171055,2 млн.рублей, то есть возросли по отношению к концу 2000 года в 2,19 раза, превысив среднемесячные доходы федерального бюджета за 2000 год в 1,8 раза, среднемесячные расходы федерального бюджета, осуществленные в 2000 году, - в 2 раза.
Остатки средств, подлежащие возврату в 2000 году в федеральный бюджет главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, составили 34151,2 млн.рублей.
Основными причинами неполного использования средств федерального бюджета и увеличения остатков на лицевых счетах по учету средств федерального бюджета, открытых бюджетополучателям в территориальных органах федерального казначейства, стали недостатки в бюджетном планировании и в организации исполнения федерального бюджета, в том числе утверждение и доведение бюджетных ассигнований, а также лимитов бюджетных обязательств с нарушением сроков, установленных статьями 248, 249, 251 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что привело к невозможности использования части средств федерального бюджета в 2000 году и их возврату в соответствии со статьей 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета на конец года, а также осуществляемая в 2000 году практика ежемесячного внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального бюджета.
12. Статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Однако формирование системы исполнения федерального бюджета через казначейские органы не было завершено в 2000 году.
Так, не было организовано казначейское исполнение федерального бюджета в Республике Татарстан. На территории Республики Башкортостан исполнение доходов федерального бюджета в 2000 году наряду с казначейскими органами осуществляли налоговые органы. Не в полном объеме выполняли свои функции органы федерального казначейства по Чеченской Республике, образованные в конце 2000 года.
Имелись резервы по дальнейшему совершенствованию учета операций со средствами федерального бюджета и отчетности участников бюджетного процесса.
Единый план счетов бюджетного учета в нарушение статьи 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен приказом Минфина России, а не Правительством Российской Федерации.
В нарушение статьи 256 Бюджетного кодекса Российской Федерации ГУФК Минфина России не организовано ведение Главной книги федерального казначейства по всем объектам учета.
Имели место недостатки в учете источников финансирования дефицита федерального бюджета, до настоящего времени не разработана единая система управления и правила учета государственного долга.
Не определен порядок проведения зачета денежных средств, предусмотренный статьей 235 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В нарушение статьи 73 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" в отчетах территориальных органов федерального казначейства не отражены операции по проведению зачетов встречных требований по доходам в 25 субъектах Российской Федерации на сумму 246,9 млн.рублей.
В нарушение статей 271 и 274 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфином России как главным распорядителем средств федерального бюджета по коду 092 "Министерство финансов Российской Федерации" не составлен годовой отчет.
Нарушения правил составления отчетности допускались и иными главными распорядителями средств федерального бюджета.
Бухгалтерская отчетность Минэкономразвития России за 2000 год была составлена с грубыми нарушениями Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной приказом Минфина России от 15 июня 2000 года N 54н, что не позволило установить ее достоверность.
В Минэнерго России операции со средствами федерального бюджета не подтверждены в полном объеме первичными документами, что не позволяет установить достоверность представленной отчетности.
13. Результаты контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой в Минфине России и его структурных подразделениях, у главных распорядителей средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, позволяют сделать вывод о том, что из-за недостатков в организации учета средств федерального бюджета стали возможны факты отклонений, установленные Счетной палатой в ходе проверки отчета Правительства Российской Федерации "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год".
Основные показатели исполнения основных характеристик федерального бюджета за 2000 год по данным Правительства Российской Федерации и с учетом результатов контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой, представлены в следующей таблице.
Таблица
(млн.рублей)
Наименова- ние показателей |
Утверждено Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополните- льных доходов" |
Исполнено за 2000 год | Откло- нение (гр.5 - гр.3) |
|||
По данным Правительства Российской Федерации |
По результатам проверок Счетной палаты |
|||||
сумма | в % к утвер- жден- ным пока- зате- лям |
сумма | в % к утверж- денным показа- телям |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Доходы | 1103217,0 | 1132082,6 | 102,6 | 1132024,3 | 102,6 | -58,3 |
Расходы | 1014196,3 | 1029184,1 | 101,5 | 1025163,8 | 101,1 | -4020,3 |
Профицит | 89020,7 | 102898,5 | 106860,5 | 3962,0 | ||
Источники финансиро- вания дефицита федерально- го бюджета |
-102898,5 | -106039,5 | -3141,0 | |||
Без учета изменений остатков средств на счетах |
-9848,1 | -12983,9 | -3135,8 | |||
С учетом изменения остатков средств на счетах |
-102898,5 | -106039,5 | -3141,0 |
Анализ показателей, представленных в таблице, позволяет сделать вывод о том, что данные об исполнении доходов, источников финансирования дефицита федерального бюджета и расходов федерального бюджета, содержащиеся в проекте федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год", недостоверны и нуждаются в уточнении.
Объем исполненных доходов федерального бюджета, отраженных в указанном проекте федерального закона, по данным проверки Счетной палаты, завышен на 58,3 млн.рублей, из них 58,1 млн.рублей - необоснованное завышение на сумму возврата в 2000 году в федеральный бюджет неиспользованных денежных средств, выделенных в 1999 году на поддержку угольной отрасли.
Объем кассовых расходов федерального бюджета, отраженный в проекте федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год", не подтверждается результатами проверок, осуществленных Счетной палатой, он завышен на 4 020,3 млн.рублей, в том числе Минфином России:
- по разделу 03 "Международная деятельность" включены расходы в сумме 3 141,0 млн.рублей на основании информации Минсельхоза России о поставках сельхозпродукции без подтверждения первичными финансовыми документами;
- включены в отчет Правительства Российской Федерации документально не подтвержденные расходы Минэкономразвития России, Минздрава России и Сибирского отделения РАН на общую сумму 824,1 млн.рублей;
- необоснованно включены в отчет Правительства Российской Федерации расходы Минэнерго России в сумме 57,9 млн.рублей.
В то же время в отчете Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2000 год не отражены расходы Минэкономразвития России в сумме 1,7 млн.рублей и Минсвязи России в сумме 1,0 млн.рублей.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета завышены на 3141,0 млн.рублей из-за необоснованного включения в отчет Правительства Российской Федерации сумм привлеченных связанных кредитов от правительств иностранных государств, документально не подтвержденных Минсельхозом России.
Отсутствие баланса в итогах, полученных по результатам проверки отчета Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2000 год, в объеме 821,0 млн.рублей объясняется в основном недостоверностью отчетов главных распорядителей бюджетных средств, из них по Минэкономразвития России - на сумму 809,0 млн.рублей.
Кроме того, при исполнении федерального бюджета были допущены нарушения Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 25 мая 1999 года N 38н, на общую сумму 2562,42 млн.рублей.
Общий объем нарушений, требующий корректировки отчета Правительства Российской Федерации, составил 10603,02 млн.рублей, в том числе по доходам - 93,16 млн.рублей, по расходам - 7300,26 млн.рублей, по источникам финансирования дефицита федерального бюджета - 3209,6 млн.рублей.
Счетной палатой не может быть подтвержден отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов на сумму 3141,0 млн.рублей (111700,0 тыс. долларов США) в связи с непредоставлением финансовых документов по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о продаже сельскохозяйственных товаров от 23 декабря 1998 года.
По этой же причине не может быть подтвержден и отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований.
Отчет Министерства финансов Российской Федерации и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях составлен с нарушением статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с выявленными отклонениями, а также отсутствием утвержденных результатов инвентаризации долговых обязательств Российской Федерации, включая долг бывшего СССР, не может быть подтвержден отчет о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на первый и последний день отчетного финансового года.
В отчете федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства отсутствует информация о сумме средств, возвращенных в доход федерального бюджета в результате принятых решений судов, и об изменении (уменьшении) финансирования субъектов Российской Федерации по результатам проверок целевого использования средств федерального бюджета, вследствие чего не представляется возможным проанализировать эффективность работы органов федерального казначейства по данным направлениям.
В нарушение статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отчете Правительства Российской Федерации "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год" в доходах федерального бюджета не отражены доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
В то же время в соответствии с представленным Правительством Российской Федерации отчетом о выполнении сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности эти доходы составили 132582,0 млн.рублей (11,7% от доходов федерального бюджета), из которых произведены расходы в сумме 125617,7 млн.рублей (11,9% от расходов федерального бюджета).
Следует отметить, что у отдельных главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, существенно превышают объемы выделенных из федерального бюджета средств.
В представленный Правительством Российской Федерации отчет о выполнении сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не включены данные отчетов 16 субъектов ведомственной структуры расходов федерального бюджета, в том числе у трех из них выявлено занижение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, на общую сумму 141,1 млн.рублей.
14. По результатам контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой, установлено 24 случая нецелевого использования средств федерального бюджета, допущенных 13 главными распорядителями средств федерального бюджета в ходе исполнения федерального бюджета в 2000 году, на общую сумму 1 139,8 млн.рублей.
Факты нецелевого использования средств федерального бюджета на общую сумму 691,1 млн.рублей отражены и в материалах контрольных мероприятий, проведенных Департаментом государственного финансового контроля и аудита Минфина России по 6 главным распорядителям и 1 получателю средств федерального бюджета.
Установлены факты нецелевого и нерационального использования бюджетными учреждениями средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
По 3 главным распорядителям средств федерального бюджета Счетной палатой установлено 3 случая расходования средств федерального бюджета сверх бюджетной росписи на общую сумму 1780,9 млн.рублей, из них Минфином России профинансированы российские воинские контингенты в Косово, Боснии и Герцеговине на сумму 377,8 млн.рублей, Российским дорожным агентством израсходованы средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации на сумму 1391,9 млн.рублей.
По 3 главным распорядителям средств федерального бюджета выявлено 4 факта финансирования расходов, не предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", в сумме 4879,7 млн.рублей, в том числе Минсельхозом России на сумму 128,9 млн.рублей погашена кредиторская задолженность прошлых лет, Минфином России и Минэкономразвития России произведены зачеты встречных требований по разделу 21 "Финансовая помощь бюджетам других уровней" на общую сумму 4673,5 млн.рублей, Минфином России профинансированы расходы на обслуживание государственного внешнего долга на сумму 77,3 млн.рублей.
Установлены 3 факта предоставления средств федерального бюджета в 2000 году на государственные инвестиции с нарушением бюджетного законодательства на общую сумму 435,1 млн.рублей, из них Госкомспортом России в сумме 405,0 млн.рублей профинансировано окончание строительства спортивного комплекса ОАО "Дворец спорта", в то время как акции указанного общества не были переданы в федеральную собственность.
По материалам проверки Минсельхоза России установлены факты отвлечения бюджетных средств Фонда льготного кредитования со счетов ГУФК Минфина России в МАКБ "Возрождение" в сумме 2,5 млн.рублей.
В ходе исполнения расходов федерального бюджета должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в 2000 году были допущены прочие нарушения и ошибки, установленные Счетной палатой у 28 главных распорядителей средств федерального бюджета, на общую сумму 2449,7 млн.рублей.
По результатам контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой, установлены факты неэффективного расходования средств федерального бюджета.
В ряде случаев осуществлялись закупки товарно-материальных ценностей по ценам, превышающим среднерыночные. Установлены факты приобретения и хранения продовольствия сверх действительной потребности. Выявлены случаи удорожания стоимости войскового ремонта бронетанковой техники и вооружения. Допускались факты нерационального расходования бюджетных средств вследствие применения завышенных тарифов при оплате топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг, применения дорогостоящих конструкций при строительстве казарм. Средства федерального бюджета использовались на разработку невостребованной проектно-сметной документации по объектам, связанным с обустройством войск в гарнизонах. За счет средств федерального бюджета осуществлялось погашение кредиторской задолженности по решениям судебных органов, что увеличило размеры неэффективных расходов федерального бюджета.
Главными распорядителями средств федерального бюджета допускались факты использования бюджетных средств на приобретение и содержание служебного легкового автотранспорта сверх расходов, предусмотренных на содержание центральных аппаратов.
Имели место факты длительного нахождения бюджетных средств без движения на счетах территориальных органов федерального казначейства, а также размещения бюджетных средств на счетах в коммерческих банках.
О низкой эффективности использования средств федерального бюджета свидетельствуют большие суммы их возвратов, допущенные главными распорядителями средств федерального бюджета в конце года. А также большой объем дебиторской задолженности федеральных бюджетных учреждений, который по состоянию на 1 января 2001 года составил 111,2 млрд.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 58,2 млрд.рублей.
Часть II
Основные выводы и предложения по результатам проверки отчета
Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета
за 2000 год
1. Анализ результатов контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой в процессе подготовки Заключения, позволяет сделать следующие выводы.
1.1. Правительство Российской Федерации представило проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год" в Государственную Думу 25 августа 2001 года одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Перечень документов и материалов, представленных одновременно с данным законопроектом, не соответствует в полном объеме статьям 223, 261, 276 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. Итоги исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" свидетельствуют о том, что Правительству Российской Федерации удалось решить ряд ключевых задач, содержащихся в Посланиях Президента Российской Федерации.
Впервые за последние годы обеспечено исполнение федерального бюджета с превышением доходов над расходами в размере 106 860,5 млн.рублей. Предприняты заметные шаги по погашению и реструктуризации государственного долга, минимизации новых государственных заимствований. Была продолжена оптимизация межбюджетных отношений.
1.3. В то же время из-за недооценки объема ВВП базового 1999 года и занижения темпов роста ВВП, индекса-дефлятора ВВП объем валового внутреннего продукта на 2000 год, предусмотренный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", был занижен на 1713,4 млрд.рублей, или на 32,03%, вследствие чего утвержденные данным Федеральным законом налоговые доходы оказались заниженными на 215,0 млрд.рублей, или на 31,8%, при условии сохранения их мобилизации в федеральный бюджет исходя из уровня 12,6%, определенного в расчетах к указанному Федеральному закону.
1.4. Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти не были использованы в полном объеме имевшиеся резервы обеспечения дополнительных поступлений в федеральный бюджет в 2000 году, прежде всего, от использования федеральной собственности.
Совокупная задолженность перед федеральным бюджетом по налоговым платежам, администрируемым МНС России, включая задолженность по уплате налоговых штрафных санкций и пеней, составила на 1 января 2001 года 564838,1 млн.рублей и увеличилась с начала года в 1,3 раза. Сумма непогашенной и невзысканной задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов составила 17364,3 млн.рублей.
Общая задолженность в федеральный бюджет в 2000 году превышала половину объема доходов федерального бюджета.
1.5. Исполнение расходов федерального бюджета осуществлено в условиях отсутствия законодательства о государственных минимальных социальных стандартах и контрактных форм бюджетного финансирования, что не позволило в необходимой степени увязать предоставление средств из федерального бюджета с достижением конкретных целей бюджетной политики, как это определено в Посланиях Президента Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета исполнены непропорционально и неравномерно как по разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета, так и по субъектам ведомственной структуры расходов федерального бюджета.
Уровень исполнения процентных расходов федерального бюджета составил 136,6% от законодательно установленного объема бюджетных назначений, непроцентных расходов - 93,0 процента.
Минфином России допущено превышение финансирования расходов федерального бюджета по разделу "Обслуживание государственного долга" на 69131,1 млн.рублей, в том числе на 40265,5 млн.рублей - с нарушением статей 83 и 260 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение непроцентных расходов федерального бюджета не обеспечено по 16 из 24 разделов и по 72 из 98 подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Не исполнены расходы федерального бюджета в полном объеме по 76 субъектам ведомственной структуры расходов федерального бюджета из 115. Не профинансированы в полном объеме федеральные программы и программы развития регионов. Не обеспечено исполнение президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Цели, определенные программами, в большинстве случаев не достигнуты.
Несмотря на положения, содержащиеся в Посланиях Президента Российской Федерации, финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно. Треть расходов федерального бюджета в 2000 году исполнена в IV квартале, при этом половина расходов федерального бюджета, осуществленных в IV квартале, исполнена в декабре отчетного финансового года.
Решение задачи практического исполнения Бюджета развития Российской Федерации, по существу, свелось к тому, что в конце финансового года статьи Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", регулирующие порядок формирования и исполнения Бюджета развития Российской Федерации, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" были исключены.
Несмотря на принимаемые меры, задача "продолжить линию на укрепление финансовой базы судебной и правоохранительной систем государства, на продолжение военной реформы и реструктуризацию угольной отрасли" в полном объеме решена не была.
Вопреки положениям, содержащимся в Посланиях Президента Российской Федерации, процесс реформирования межбюджетных отношений в 2000 году сопровождался перераспределением доходов консолидированного бюджета в пользу федерального бюджета и соответствующим сокращением удельного веса доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации не обеспечена адресная поддержка наименее защищенных категорий населения, что является одним из факторов роста численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
1.6. Правительством Российской Федерации не приняты достаточные меры по обеспечению исполнения текстовых статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год". Из 163 текстовых статей данного Федерального закона исполнены 59, исполнены частично 60, с нарушением сроков - 12, не исполнено 32.
1.7. Правительством Российской Федерации не принято достаточных мер по предотвращению возникновения несанкционированных обязательств перед получателями средств федерального бюджета, возникающих как из-за просчетов, допускаемых Правительством Российской Федерации на стадии формирования проекта федерального бюджета, так и вследствие низкой финансовой дисциплины главных распорядителей средств федерального бюджета и подведомственных им бюджетных учреждений.
1.8. В 2000 году сохранялась тенденция роста остатков на счетах по учету средств федерального бюджета. Так, по состоянию на 1 января 2000 года они составили 171055,2 млн.рублей, то есть возросли к концу 2000 года в 2,19 раза, превысив среднемесячные доходы федерального бюджета в 1,8 раза и среднемесячные расходы федерального бюджета, осуществленные в 2000 году, - в 2 раза.
1.9. В ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" Правительством Российской Федерации, Минфином России, главными распорядителями средств федерального бюджета допускались нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе по срокам составления и утверждения сводной бюджетной росписи, доведения ее показателей до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета и получателей бюджетных средств.
1.10. Статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Однако формирование системы исполнения федерального бюджета через казначейские органы не было завершено в 2000 году. Имелись резервы по дальнейшему совершенствованию учета операций со средствами федерального бюджета и отчетности участников бюджетного процесса.
В нарушение статьи 256 Бюджетного кодекса Российской Федерации ГУФК Минфина России не организовано ведение Главной книги федерального казначейства по всем объектам учета.
Имели место недостатки в учете источников финансирования дефицита федерального бюджета, до настоящего времени не разработаны единая система управления государственным долгом и правила его учета.
В нарушение статей 271 и 274 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфином России как главным распорядителем средств федерального бюджета по коду 092 "Министерство финансов Российской Федерации" не составлен годовой отчет.
С грубыми нарушениями составлена бухгалтерская отчетность Минэкономразвития России за 2000 год.
1.11. По результатам контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой в Минфине России и его структурных подразделениях, у главных распорядителей средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса установлено завышение объема исполненных доходов федерального бюджета на 58,3 млн.рублей, объема исполненных расходов федерального бюджета - на 4020,3 млн.рублей, объема источников финансирования дефицита федерального бюджета - на 3141,0 млн.рублей.
1.12. Счетной палатой в ходе осуществления контроля за исполнением федерального бюджета за 2000 год установлено 24 случая нецелевого использования бюджетных средств у 13 главных распорядителей средств федерального бюджета на общую сумму 1139,8 млн.рублей (0,1% от всех осуществленных расходов федерального бюджета).
По 3 главным распорядителям средств федерального бюджета Счетной палатой установлено 3 случая расходования средств федерального бюджета сверх бюджетной росписи на общую сумму 1780,9 млн.рублей.
По 3 главным распорядителям средств федерального бюджета выявлено 4 факта финансирования расходов, не предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", на общую сумму 4879,7 млн.рублей.
В ходе исполнения расходов федерального бюджета должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в 2000 году были допущены прочие нарушения и ошибки, установленные Счетной палатой у 28 главных распорядителей средств федерального бюджета, потери от которых составили 2449,7 млн.рублей.
2. По результатам рассмотрения Заключения Счетной палаты на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации направлены представления Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, главным распорядителям средств федерального бюджета для принятия мер по устранению выявленных нарушений, допущенных в 2000 году в ходе исполнения федерального бюджета, а также сформулированы конкретные предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и бюджетного процесса.
2.1. Правительству Российской Федерации предлагается:
- внести изменения в проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год" на сумму отклонений, установленных Счетной палатой в ходе проведения контрольных мероприятий;
- применить меры ответственности к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, допустившим в ходе исполнения федерального бюджета за 2000 год нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства Российской Федерации;
- обеспечить повышение уровня надежности прогноза основных макроэкономических показателей, учета потенциальных рисков и существенное улучшение качества всей системы прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации;
- внести в установленном порядке в Государственную Думу предложения, позволяющие:
а) уточнить нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие бюджетный процесс, в частности, порядок составления и утверждения сводной бюджетной росписи в связи с получением дополнительных доходов федерального бюджета и с учетом изменений и дополнений, вносимых в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
б) устранить противоречия между нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в части сроков представления в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и отчета об исполнении федерального бюджета;
- внести в Государственную Думу проекты федеральных законов о государственных минимальных социальных стандартах, обеспечить разработку нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, обеспечить законодательное утверждение конкретных заданий по предоставлению государственных услуг главными распорядителями средств федерального бюджета, на выполнение которых предусматривается выделение бюджетных средств, обеспечить внедрение контрактных форм бюджетного финансирования;
- при подготовке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год не допускать внесения предложений по установлению норм, противоречащих Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным актам законодательства Российской Федерации. Обеспечить соответствие объемов бюджетных заданий, устанавливаемых федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, требованиям действующих нормативных правовых актов;
- принять меры по упорядочению предоставления налоговых льгот;
- проанализировать целесообразность предоставления и эффективность действия льгот по уплате таможенных платежей. Внести в установленном порядке необходимые изменения и дополнения в соответствующие законодательные и иные нормативные правовые акты;
- разработать эффективный механизм взыскания задолженности перед федеральным бюджетом;
- усилить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по учету, контролю и управлению федеральной собственностью с целью обеспечения своевременного и полного поступления доходов в федеральный бюджет;
- усилить контроль за поступлением в федеральный бюджет доходов от взимания арендной платы за предоставление имущества, закрепленного за организациями, финансируемыми из федерального бюджета, и их учетом;
- обеспечить исполнение статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации. С целью усиления контроля за использованием средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, учитывать в доходах федерального бюджета на очередной финансовый год соответствующие бюджетные задания по доходам от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в том числе по доходам загранучреждений российских федеральных органов исполнительной власти и, соответственно, по расходам, планируемым в счет указанных доходов;
- поручить Минфину России обеспечить исполнение федерального бюджета на текущий год в соответствии с законодательно установленными объемами, принять меры по недопущению неравномерного осуществления расходов;
- обязать Минфин России, Минэкономразвития России осуществлять финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год, федеральных целевых программ, программ развития регионов, Бюджета развития Российской Федерации в законодательно установленных объемах. Принять меры по совершенствованию управления и контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных программами;
- принять меры по сокращению кредиторской задолженности главных распорядителей средств федерального бюджета, недопущению несанкционированной кредиторской задолженности; обеспечить соответствие объемов денежных обязательств, принятых главными распорядителями средств федерального бюджета и подлежащих оплате из средств федерального бюджета в текущем финансовом году, лимитам бюджетных обязательств;
- принять меры по оптимизации объемов остатков на счетах по учету средств федерального бюджета, повышению уровня управления государственными финансами;
- в целях усиления контроля за перечислением и зачислением доходов в федеральный бюджет, целевым и законным расходованием средств федерального бюджета завершить переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
- обеспечить соблюдение единого порядка ведения бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, позволяющего формировать полную и достоверную информацию об исполнении федерального бюджета, и контроль за перечислением и зачислением доходов в федеральный бюджет, соблюдением законодательства по вопросам использования средств федерального бюджета; в соответствии со статьей 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечить бюджетный учет по единому плану счетов; разработать единую систему учета государственного долга;
- обеспечить своевременную подготовку и принятие подзаконных нормативных правовых актов по реализации федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
2.2. Министерству финансов Российской Федерации предлагается:
- принять исчерпывающие меры по устранению выявленных Счетной палатой фактов нарушений, отклонений, допущенных в ходе исполнения Минфином России Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год";
- применить меры ответственности к должностным лицам Министерства финансов Российской Федерации, допустившим в ходе исполнения федерального бюджета за 2000 год нарушения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства Российской Федерации;
- при подготовке проектов федеральных законов о федеральном бюджете и об исполнении федерального бюджета обеспечивать соблюдение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных актов законодательства Российской Федерации;
- обеспечить единство учетных показателей по межбюджетным отношениям, производить сверку годовых отчетов субъектов Российской Федерации с отчетностью Минфина России по исполнению федерального бюджета в части предоставления и погашения бюджетных ссуд;
- обеспечить погашение задолженности заемщиками средств федерального бюджета через счета территориальных органов федерального казначейства, учитывающих операции по бюджетным ссудам, в целях прозрачности их учета;
- обеспечить надлежащее оформление приказов о погашении задолженности по бюджетным ссудам, произведенном путем зачета встречных требований, с обязательным отражением в них соглашений о предоставлении бюджетных ссуд с указанием сумм задолженности по данным соглашениям;
- принять меры, направленные на погашение задолженности по выданным бюджетным ссудам в размере 61407,7 млн.рублей;
- осуществлять платежи по погашению и обслуживанию государственного долга кредиторам и их агентам со специальных счетов по учету средств федерального бюджета, открытых в Банке России;
- в целях сокращения остатков средств федерального бюджета на лицевых счетах бюджетных учреждений на конец года обеспечить в течение года равномерное финансирование расходов федерального бюджета в соответствии с доходами, фактически полученными при исполнении федерального бюджета сверх установленных федеральным законом о федеральном бюджете, и с соблюдением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- принять меры по исполнению Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", в том числе безотлагательно пересмотреть и актуализировать ранее принятые Минфином России и Гохраном России документы, касающиеся операций по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России;
- обеспечить учет в смете доходов и расходов бюджетного учреждения доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и отражать их в доходах федерального бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, и оказания платных услуг;
- принять меры по переводу учета доходов бюджетных учреждений, получаемых от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, на счета органов федерального казначейства;
- в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами взыскать в федеральный бюджет средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 1139,8 млн.рублей;
- взыскать средства, использованные не по целевому назначению, выявленные предыдущими проверками Счетной палаты;
- обеспечить учет финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год, федеральных целевых программ, программ развития регионов и кассовых расходов по ним по утвержденному перечню, государственным заказчикам и видам расходов;
- при разработке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" рассмотреть вопрос и внести в установленном порядке предложения о передаче полномочий по финансированию учреждений здравоохранения, подведомственных Российской академии медицинских наук, от Минздрава России Российской академии медицинских наук.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.