Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 559 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Целью разработки настоящего проекта федерального закона является уточнение правового режима фирменного наименования, а также согласования положений ст.559 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее именуется - ГК) с отдельными положениями ст.132 ГК.
Согласно ст.54 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. При этом юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
В силу ст.132 ГК предприятие это объект, а не субъект гражданских прав. В его состав как единого имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия, включая права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги - товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права. Однако, как это было показано выше, по российскому гражданскому праву фирменное наименование является средством индивидуализации не предприятия (объекта), а его собственника - юридического лица, являющегося коммерческой организацией (субъекта). Эта коммерческая организация может передать право использования своего фирменного наименования только в рамках договора коммерческой концессии (ст.1027 ГК), но не при продаже всех или части своих активов, используемых для предпринимательской деятельности в качестве единой и неделимой технологической цепочки (ст.132 ГК). Следовательно, при продаже предприятия права на фирменное наименование продавца не передается.
Кроме того, ст.132 предусмотрено включение в состав предприятия исключительных прав, индивидуализирующих предприятие, а не продавца, как это ошибочно указано в п.2 ст.559 ГК.
С учетом этого предлагается изменить редакцию п.2 ст.559 ГК.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 559 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Введение в действие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, так как он не предусматривает создания каких-либо новых структур или проведения дополнительных работ, требующих бюджетного финансирования, а также не содержит положений, указанных в пункте 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 559 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие законопроекта потребует внесение изменения в пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.