Проект федерального закона N 34763-3
"О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1- 5)
Глава II. Социальная защита участников вооруженных (ст.ст. 6-17)
конфликтов и участников боевых действий
Глава III. Комплексная реабилитация участников (ст.ст. 18-22)
вооруженных конфликтов и участников боевых
действий
Глава IV. Социальная защита членов семей погибших (ст.ст. 23-24)
(умерших) участников вооруженных конфликтов и
участников боевых действий, членов семей
пропавших без вести участников боевых
действий
Глава V. Финансирование мер социальной защиты (ст.ст. 25-27)
Глава VI. Обязанности и ответственность участников (ст.ст. 28-30)
вооруженных конфликтов и участников боевых
действий
Глава VII. Заключительные положения (ст.ст. 31-32)
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает в Российской Федерации дополнительные меры социальной защиты граждан, принимавших участие в вооруженных конфликтах и боевых действиях, членов их семей, которые определяют их статус в обществе, компенсируют им понесенный ущерб жизни и здоровью.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
боевые действия - организованные действия объединений, соединений, частей, подразделений, временных формирований всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), других войск, воинских формирований и органов при выполнении боевых (специальных) задач в условиях военного положения, введенного в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Конституцией СССР) и соответствующим федеральным конституционным законом с определением границы территории его введения, при вооруженных конфликтах, в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах, а также боевых задач в условиях чрезвычайного положения, введенного в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Конституцией СССР) и соответствующим федеральным конституционным законом с определением границы территории его введения;
вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах одного государства (внутренний вооруженный конфликт);
инвалиды боевых действий - участники боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при участии в боевых действиях;
район боевых действий - местность, где ведутся боевые действия в условиях вооруженного конфликта, военного или чрезвычайного положения, проведения миротворческой операции при вооруженном конфликте, а также воздушное пространство над ней;
участники вооруженных конфликтов - граждане, проходившие (проходящие) военную (специальную) службу и исполнявшие (исполняющие) служебные обязанности, либо временно находившиеся (находящиеся) в объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), других войск, воинских формирований и органов, организациях при вооруженных конфликтах, а также в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах;
участники боевых действий - граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), других войск, воинских формирований и органов, организаций;
члены семьи участника вооруженного конфликта и боевых действий - супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении участника вооруженного конфликта и участника боевых действий, родители или усыновители.
Статья 2. Статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Участники боевых действий обладают дополнительными правами для исполнения специальных обязанностей в ходе боевых действий, установленными нормами международного права ведения боевых действий, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий предоставляются дополнительные права и льготы, установленные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3. Направление военнослужащих в районы боевых действий, районы вооруженных конфликтов и местности, где введено чрезвычайное положение
1. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (солдаты, матросы, сержанты, старшины и офицеры), направляются для прохождения службы в районы боевых действий, после прохождения шестимесячной профессиональной подготовки.
2. Военнослужащие, призванные на военные сборы, могут быть направлены для прохождения службы в местности, где введено чрезвычайное положение, в зоны проведения миротворческих операций или в районы вооруженных конфликтов, только на добровольной основе и после прохождения подготовки по соответствующей военно-учетной специальности.
Статья 4. Правовые основы статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Правовые основы статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
2. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации вправе в пределах своей компетенции и средств принимать решения о дополнительных мерах социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и членов их семей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. Статус участников и инвалидов Великой Отечественной войны определяется в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
5. Статус участников боевых действий в условиях военного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, определяется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о военном положении, которые могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.
Статья 5. Отнесение к участникам боевых действий
1. Перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, организаций, участвовавших в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения, определяется Президентом Российской Федерации по представлению министра обороны Российской Федерации или руководителя иного федерального органа исполнительной власти.
Президент Российской Федерации вправе относить отдельные категории граждан, принявших участие в боевых действиях, и не попадающих под действие настоящего Федерального закона, к участникам боевых действий.
2. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий выдаются удостоверения и знаки установленного Правительством Российской Федерации образца. Сведения об участии в вооруженных конфликтах и боевых действиях заносятся в личные дела и документы воинского учета.
Глава II. Социальная защита участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий
Статья 6. Содержание и меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Социальная защита участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий предусматривает осуществление системы мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий дополнительные прав и льгот по:
1) пенсионному обеспечению, налогообложению, установлению и выплате пособий и дополнительных выплат за непосредственное участие в вооруженных конфликтах и боевых действиях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) охране здоровья и медицинской помощи;
3) получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, оплате коммунально-бытовых услуг;
4) проезду на транспорте, предоставлению транспортных средств;
5) трудоустройству, обучению, переподготовке, условиям труда и отдыху;
6) пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
7) торгово-бытовому обслуживанию;
8) получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи, оказанию ритуальных услуг;
9) комплексной реабилитации.
2. Меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий определяются настоящим Федеральным законом. При наличии оснований участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий одновременно могут иметь право на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
3. При наличии у участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям предоставляется льгота по одному основанию по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 7. Денежное довольствие и дополнительные выплаты за непосредственное участие в вооруженных конфликтах и боевых действиях
1. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленным в районы вооруженных конфликтов, устанавливаются оклады по воинским должностям (должностям) и оклады по воинским (специальным) званиям в полуторном размере.
2. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в районах вооруженных конфликтов, устанавливаются оклады по воинским должностям по 1-4 тарифным разрядам и ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности.
3. За непосредственное участие в боевых действиях выплачиваются дополнительные выплаты из расчета на одни сутки:
1) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и по контракту на должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов, старшин, лицам рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - 1,3 минимального месячного оклада по воинской должности (должности) по первому тарифному разряду (оклада по занимаемой штатной должности);
2) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков, мичманов или офицеров, и лицам среднего, старшего, высшего начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - 1,5 минимального месячного оклада по воинской должности (должности) по первому тарифному разряду (оклада по занимаемой штатной должности).
Списки непосредственных участников боевых действий составляются командирами частей и отдельных подразделений и подписываются командующими объединений или командирами отдельных соединений.
4. При досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) из числа участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
5. Гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, различным категориям работников федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций, принимавшим участие в обеспечении боевых действий или боевых действиях:
выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторократном размере;
выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;
сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
6. Дополнительные выплаты производятся ежемесячно на личные счета участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, открытые в кредитных организациях в Российской Федерации по их желанию и с их письменным уведомлением об этом.
Статья 8. Пенсионное обеспечение
1. Участникам вооруженных конфликтов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы за полтора месяца за период прохождения службы, либо временного нахождения в воинских частях, штабах и учреждениях в районах вооруженных конфликтов.
Участникам боевых действий из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на период выполнения задач в районах боевых действий в выслугу лет и трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается один месяц службы за три месяца.
Военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, засчитывается время выполнения задач в районах боевых действий, в срок прохождения военной службы (службы) в воинском (специальном) звании на льготных условиях - один месяц службы за три месяца.
Порядок исчисления продолжительности военной службы (службы) в районах вооруженных конфликтов и боевых действий в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.
2. Гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, различным категориям работников федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций, принимавшим участие обеспечении боевых действий или боевых действиях засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсии один месяц работы за полтора месяца за период работы в районах вооруженных конфликтов или боевых действий.
Участникам боевых действий из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, различным категориям работников федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций, на период выполнения задач в районах боевых действий в трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается один месяц работы за три месяца.
Порядок исчисления трудового стажа за работу в районах вооруженных конфликтов и в районах боевых действий в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению
Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Охрана здоровья и медицинская помощь
1. Участникам боевых действий предоставляются следующие права и льготы в области охраны здоровья и медицинской помощи:
1) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов);
2) бесплатное обеспечение лекарствами в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
3) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;
4) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации, лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В случаях непредоставления путевок выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки;
5) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, размеры единовременных пособий, установленных пунктами 2 и 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих исчисляются, исходя из месячного оклада по воинской должности, установленного на день их выплаты для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту по первому тарифному разряду.
2. Инвалидам боевых действий помимо предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи дополнительно предоставляются права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
3. Военнослужащие - участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий, получившие в ходе участия в вооруженных конфликтах, боевых действиях ранения, контузии, увечья или заболевания, имеют право на медико-социальную экспертизу в период прохождения военной службы на предмет установления инвалидности.
Статья 11. Права и льготы при предоставлении жилых помещений, коммунальных услуг
1. Участникам боевых действий предоставляются следующие права и льготы при предоставлении жилых помещений, коммунальных услуг:
1) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;
3) безвозмездное предоставление жилых помещений в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
4) денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей участников боевых действий, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Порядок выплаты денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации;
5) денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, в том числе членами семей участников боевых действий, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Порядок выплаты денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации;
6) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
2. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий бронируется жилая площадь на все время нахождения их в местностях где введено военное или чрезвычайное положение, районах вооруженных конфликтов, а также районах проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах, а за не имеющими жилой площади сохраняется очередность на ее получение по месту прежней службы.
3. Инвалидам боевых действий помимо предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи дополнительно предоставляются права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
4. Членам семей участников боевых действий, временно отселенным в безопасные районы, органами местного самоуправления в обязательном порядке предоставляются стационарные или временные жилые помещения. При невозможности предоставить жилые помещения органами местного самоуправления выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания эвакуированных членов семей в размерах, оговоренных в договоре найма (поднайма) жилья, но не более трех установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда с учетом местности проживания и состава семьи. Выплата денежной компенсации осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Проезд на транспорте, предоставление транспортных средств и услуг связи
1. Участникам боевых действий предоставляются следующие права и льготы по проезду на транспорте, предоставлению транспортных средств и услуг связи:
1) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
3) бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов участников боевых действий, имеющих ранение, контузию или увечье, либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта;
4) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
5) внеочередная установка квартирного телефона;
6) оплата стоимости проезда членов семей, находящихся на иждивении участников боевых действий, к месту проведения очередного отпуска и обратно на основаниях, установленных для участников боевых действий;
7) оплата стоимости проезда членов семей участников боевых действий и провоза их личного имущества к месту проживания при эвакуации, выделение единовременной материальной помощи на каждого эвакуированного члена семьи в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда.
2. Инвалидам боевых действий помимо предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи дополнительно предоставляются права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
Статья 13. Права и льготы в области труда и отдыха
1. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий предоставляется право использования ежегодного очередного отпуска в удобное для них время.
2. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в районах боевых действий, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ежегодно предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.
Участникам боевых действий из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по истечении шести месяцев службы в районах боевых действий предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: старшинам и сержантам - 30 суток, солдатам и матросам - 25 суток. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.
3. Гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, различным категориям работников федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций, принимавшим участие в обеспечении боевых действий или боевых действиях, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы и по их желанию отпуск без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году.
Статья 14. Право на образование и права в области культуры
Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий имеют право на:
бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения;
прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, получение специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях;
внеочередное пользование всеми видами услуг культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений.
Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, принимаются в избранные ими военные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных экзаменов при условии их соответствия всем другим требованиям профессионального отбора и приема в указанные образовательные учреждения, а в иные образовательные учреждения профессионального образования вне конкурса.
Статья 15. Торгово-бытовое обслуживание
Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий имеют право на внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания.
Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи
Юридическая помощь оказывается бесплатно органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с обеспечением статуса участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий.
Юридические консультации и коллегии адвокатов бесплатно оказывают юридическую помощь участникам боевых действий из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, обеспечением статуса участника боевых действий, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами.
Статья 17. Оказание ритуальных услуг
1. Погребение погибших (умерших) участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий производится в местах захоронения с учетом волеизъявления умершего (погибшего), пожелания супруги (супруга), близких родственников, или иных родственников умершего (погибшего). Для указанных категорий лиц расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированном, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.
2. В случае, если расходы на организацию похорон погибших (умерших) участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий осуществляются за счет средств членов их семей или других лиц, оплата расходов на погребение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оплачивают проезд к месту погребения и обратно членам семей погибших участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (но не более 3 человек).
Одному из членов семьи погибшего и захороненного на территории Российской Федерации участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий предоставляется один раз в год бесплатный проезд к месту захоронения и обратно.
Глава III. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий
Статья 18. Понятие комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий и его социальная адаптация.
2. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, состоящую из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) психологическую реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, состоящую из психологических, психолого-педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса граждан, получивших психическую травму в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях;
3) профессиональную реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, состоящую из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
4) социальную реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, состоящую из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Статья 19. Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий является составной частью федеральной базовой программы реабилитации инвалидов и включает в себя гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых участнику вооруженных конфликтов и участнику боевых действий бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и порядок ее реализации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Индивидуальная программа реабилитации инвалида боевых действий
Индивидуальная программа реабилитации инвалида боевых действий - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида боевых действий реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида боевых действий является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида боевых действий предполагает возможность профессиональной реабилитации некоторых категорий инвалидов на соответствующих должностях в федеральных органах исполнительной власти, где они до установления инвалидности проходили военную (специальную) службу.
Перечень категорий инвалидов и должностей в федеральных органах исполнительной власти, на которых они могут проходить военную (специальную) службу, определяется федеральным органом исполнительной власти, где предусмотрена военная (специальная) служба совместно с федеральным органом исполнительной власти по труду и социальному развитию.
Статья 21. Государственная служба реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
Государственная служба реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий - совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Координация деятельности в сфере реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий осуществляется федеральным органом исполнительной власти по труду и социальному развитию.
Федеральные органы исполнительной власти устанавливают попечительство (патронаж) над лицами, проходившими в них военную (специальную) службу и ставшими инвалидами боевых действий в период прохождения военной (специальной) службы (военных сборов) или не позднее одного года после увольнения с военной (специальной) службы (военных сборов) либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной (специальной) службы (военных сборов), на период их полной реабилитации (пожизненно).
Категории инвалидов боевых действий и порядок установления попечительства (патронажа) над ними устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.
Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации участников боевых действий определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Организация медицинской и психологической реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Медицинская и психологическая реабилитация проводится:
участников боевых действий - после выполнения боевых (специальных) задач, после их вывода из районов боевых действий;
членов семей участников боевых действий при наличии медицинских показаний.
2. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий организуется соответствующим федеральным органом исполнительной власти и осуществляется:
на базе реабилитационных учреждений (структур) федерального органа исполнительной власти;
на базе государственных (муниципальных) региональных реабилитационных учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
на базе негосударственных учреждений, предназначенных для реабилитации.
3. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий выполнявших задачи в районах вооруженных конфликтов и районах боевых действий, в том числе за пределами Российской Федерации, членов семей участников боевых действий организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а выявление нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий осуществляется военными комиссариатами, органами пенсионного обеспечения.
Реабилитационные мероприятия с данной категорией граждан проводятся:
на базе государственных региональных реабилитационных учреждений, перечень которых утверждается решением Правительства Российской Федерации,
на базе реабилитационных учреждений (структур) федерального органа исполнительной власти;
на базе предназначенных для этого санаториев, домов отдыха, туристических баз, реабилитационных центров ветеранских организаций, перечень которых утверждается главами администраций субъектов Российской Федерации;
на базе негосударственных организаций, финансируемых из различных источников, в том числе пожертвований общественных объединений, юридических и физических лиц.
Глава IV. Социальная защита членов семей погибших (умерших) участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий, членов семей
пропавших без вести участников боевых действий
Статья 23. Меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Социальная защита членов семей погибших (умерших) участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах".
2. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка льготы предоставляются:
1) родителям или усыновителям погибшего (умершего) участника боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
3. В случае гибели (смерти) участников боевых действий выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:
членам семей погибших (умерших) участников боевых действий из числа военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;
членам семей погибших (умерших) участников боевых действий из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом;
членам семей погибших (умерших) участников боевых действий из числа лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, различных категорий работников федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций, привлеченным к участию в выполнении задач по обеспечению боевых действий - 120 минимальных размеров оплаты труда, установленных на день выплаты.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) участника боевых действий считаются:
супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с участником боевых действий;
родители или усыновители участника боевых действий;
дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
3. Детям погибших (умерших) участников боевых действий предоставляются денежные выплаты и льготы:
1) ежемесячная выплата до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства - независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения до окончания обучения пособия в размере двух минимальных размеров оплаты труда;
2) ежегодно бесплатные путевки в детские оздоровительные учреждения, а также обеспечение их внеочередного предоставления мест в детских дошкольных учреждениях. В случае невозможности предоставления указанных путевок выплачивается денежная компенсация в размере их стоимости;
3) внеконкурсный прием в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования;
4) бесплатное обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
5. Льготы, указанные в настоящей статье, предоставляются также членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах вооруженных действий или боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Статья 24. Выплаты членам семей пропавших без вести участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Членам семей пропавших без вести участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий производятся ежемесячные выплаты:
1) несовершеннолетним детям (инвалидам с детства - независимо от возраста), нетрудоспособным супруге (супругу) и родителям или усыновителям пропавших без вести участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий - пособия в размере 25% от установленного одного минимального месячного оклада по воинской должности первого тарифного разряда;
2) семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - один оклад по их воинским должностям в размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях.
2. Указанные в настоящей статье выплаты производятся до признания участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий в установленном порядке безвестно отсутствующими и назначения пенсии по случаю потери кормильца, объявления их умершими либо до их явки или обнаружения места их пребывания.
3. Семьям пропавших без вести участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий выплачивается единовременное пособие в размере десяти минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на день выплаты этой помощи.
4. За членами семей участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий сохраняются предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы до признания этих лиц в установленном порядке безвестно отсутствующими, объявления умершими либо до их явки или обнаружения места их пребывания.
Глава V. Финансирование мер социальной защиты
Статья 25. Расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета
Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий настоящим Федеральным законом, финансируются за счет средств федерального бюджета на:
1) дополнительные выплаты участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий;
2) оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов;
3) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства;
4) оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им по льготным тарифам;
5) бесплатное оказание медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения федерального подчинения;
6) санаторно-курортное лечение (оплату путевок);
7) обеспечение транспортными средствами или на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства (выплату денежной компенсации);
8) обеспечение протезно-ортопедическими изделиями.
Статья 26. Расходы, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на:
1) денежную компенсацию оплаты жилья в домах независимо от вида жилищного фонда;
2) денежную компенсацию оплаты коммунальных; услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива участникам боевых действий, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда;
3) оплату проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских);
4) предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
5) бесплатное оказание медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным органам;
6) изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;
7) обеспечение лекарствами;
8) оплату услуг вневедомственной охраны;
9) выплату денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним;
10) выплату денежной компенсации вместо путевок в санаторно-курортные организации.
Статья 27. Порядок финансирования расходов на реализацию прав и льгот для участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Финансирование расходов, указанных в статье 26, осуществляется в пределах средств, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели из федерального бюджета. Порядок предоставления и расходования средств на реализацию прав и льгот для участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, определенных настоящим Федеральным законом, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Дополнительные средства для финансирования установленных настоящим Федеральным законом мер социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий могут быть получены из любых не запрещенных законом источников.
Глава VI. Обязанности и ответственность участников вооруженных
конфликтов и участников боевых действий
Статья 28. Общие обязанности
Участник вооруженных конфликтов и участник боевых действий обязаны:
быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских и боевых уставов, наставлений и инструкций;
беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников;
дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Статья 29. Дополнительные права для исполнения специальных обязанностей в районах вооруженных конфликтов и в районах боевых действий
1. Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий в районах вооруженных конфликтов и в районах боевых действий исполняют специальные обязанности. Содержание специальных обязанностей и порядок их исполнения устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставами.
2. Для исполнения специальных обязанностей участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставами.
Статья 30. Ответственность участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий за правонарушения
1. Юридическая ответственность участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий устанавливается в соответствии с принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
3. Участник боевых действий за совершенные преступления в ходе боевых действий несет уголовную ответственность в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и не может быть выдан для привлечения к уголовной ответственности другому государству, межгосударственным и международным органам.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 31. О перечне нормативных правовых актов, которые требуют приведения в соответствии с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.