Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 34763-3 "О статусе участников вооруженных
конфликтов и участников боевых действий"
В настоящее время статус участников большинства войн и боевых действий, которые проводились (проводятся) Советским Союзом и Российской Федерацией определяется целым рядом федеральных законом, регулирующими отдельные его составляющие: "О ветеранах", "О статусе военнослужащих", "Об обороне", "О чрезвычайном положении", "О воинской обязанности и военной службе", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и членов их семей", "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и другими.
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Вместо федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и членов их семей" следует читать "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Положения этих законов относятся к событиям, прошедшим ранее, не всегда стыкуются между собой и кроме того многие участники реальных боевых действий, проводившихся в последнее время, получают дополнительные льготы и выплаты только в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации). Поэтому представляется целесообразным, чтобы статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий регулировался федеральным законом, в соответствии с которым государство берет на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий до их возникновения.
Наличие такого закона, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, должна будет учитывать, что государство обязано нести крупные расходы, обеспечивать их участников и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья.
Законопроект включает в себя юридическое понятие участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий, дает определение понятиям "боевые действия", "вооруженный конфликт", "район боевых действий", устанавливает конкретные выплаты, льготы и привилегии во время проведения боевых действий, после их завершения, а также в случае гибели или смерти участника, устанавливает мероприятия по комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, а при необходимости и членов их семей.
Проект федерального закона "О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий" состоит из 32 статей, объединенных в семь глав.
Глава I раскрывает общие положения, которые используются в документе. К ним относятся: понятия участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий (статья 1), статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статья 2), условия, на которых граждане привлекаются к участию в вооруженных конфликтах и боевых действиях (статья 3), правовые основы статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статья 4), отнесение к участникам боевых действий (статья 5).
Статья 4 (пункт 3) особо оговаривает, что статус участников и инвалидов Великой Отечественной войны определяется в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". В главе I к исключительной компетенции исполнительной власти законопроект относит ряд полномочий, в том числе Президенту Российской Федерации предоставлены права: определять по представлению министра обороны Российской Федерации или руководителя иного федерального органа исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, участвовавших в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения; относить отдельные категории граждан, принявших участие в боевых действиях, и не попадающих под действие настоящего Федерального закона, к участникам боевых действий.
Глава II посвящена социальной защите участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статьи 6-17). В ней представлены: содержание и меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, денежное довольствие участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и дополнительные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях, определены социальные гарантии и компенсации участникам вооруженных конфликтов и участником боевых действий, в том числе инвалидам (по охране здоровья и медицинской помощи, по пенсионному обеспечению и налогообложению, по предоставлению жилых помещений, коммунальных услуг, проезду на транспорте, в области труда и отдыха, культуры, оказанию ритуальных услуг). Ряд статей данной главы в целях сопряжения с действующим законодательством (пенсионным, налоговым, о статусе военнослужащих) имеют бланкетный характер.
Глава III посвящена комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статьи 18-22). В ней дано понятие и содержание комплексной реабилитации, раскрыто содержание федеральной базовой и индивидуальной программы реабилитации инвалидов боевых действий. Статья 22 устанавливает организацию медицинской и психологической реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий.
Глава IV устанавливает меры социальной защиты членов семей погибших (умерших), пропавших без вести участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и определяет выплаты членам семей пропавших без вести участников боевых действий (статьи 23-24).
Глава V "Финансирование мер социальной защиты" разделяет расходы на реализацию прав и льгот на расходы, возмещаемые за счет средств федерального бюджета, и, возмещаемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статьи 25, 26). Статья 27 устанавливает порядок возмещения расходов.
Глава VI посвящена обязанностям и правам участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статьи 28-30).
В главе VII (статьи 31, 32) представлены заключительные положения законопроекта: о перечне нормативных правовых актов, которые требуют приведения в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 31), о вступлении в силу настоящего Федерального закона (статья 32).
Финансирование мероприятий, которые предусматриваются законопроектом осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и в основном уже предусмотрены в этих бюджетах в соответствии с другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В тоже время, устанавливая перечень льготы и компенсаций, требующих расходов, законопроект предоставляет Президенту Российской Федерации право определять по представлению министра обороны Российской Федерации или руководителя иного федерального органа исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, участвовавших в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения. Это дает возможность просчитать "социальную" цену и частично расходы на ведение возможных боевых действий, но не потребует финансовых затрат до принятия соответствующего решения Президентом Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона N 34763-3 "О статусе участников вооруженных
конфликтов и участников боевых действий"
Проектом федерального закона "О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий" предлагаются меры по усилению социальной защиты лиц, участвовавших в вооруженных конфликтах и прежде всего принимавших и принимающих участие в участие в боевых действиях в условиях военного положения, чрезвычайного положения, введенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и соответствующими федеральными конституционными законами с определением их зоны проведения, при вооруженных конфликтах, а также в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах.
Устанавливая перечень льготы и компенсаций, законопроект наделяет Президента Российской Федерации исключительным правом определять по представлению министра обороны Российской Федерации или руководителя иного федерального органа исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, участвовавших в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения. Это дает возможность просчитать "социальную цену" возможных боевых действий, но не повлечет финансовых затрат в том числе из федерального бюджета непосредственно после вступления настоящего закона в силу, до принятия соответствующего решения Президентом Российской Федерации.
Вводимые законопроектом льготы, гарантии и компенсации в основном соответствуют льготам, гарантиям и компенсациям, установленным российским законодательством, и, действующим в настоящее время.
Финансирование большей части мероприятий, которые предусматриваются законопроектом в настоящее время уже осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и в основном уже предусмотрены в этих бюджетах в соответствии с другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О статусе участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий"
Принятие проекта федерального закона "О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых актов федерального законодательства.
Ряд положений законопроекта предусматривает принятие подзаконных актов (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.