Проект федерального закона N 99074271-2
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами
("О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и другие законодательные акты Российской Федерации")
Досье на проект федерального закона
во втором чтении
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами (далее - контрольно-кассовая техника) - оснащенные фискальной памятью контрольно-кассовые машины, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы, банкоматы;
фискальная память контрольно-кассовой техники (далее - фискальная память) - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о проведенных на контрольно-кассовой технике денежных расчетах с физическими лицами, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов;
фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;
фискальные данные - данные о платежах физических лиц (клиентов) за покупки (услуги), фиксируемые на контрольной ленте и в фискальной памяти.
Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники
1. Контрольно-кассовые машины на территории Российской Федерации применяются в обязательном порядке всеми юридическими лицами, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - организации), физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), при осуществлении ими денежных расчетов с физическими лицами в случае осуществления торговых операций или оказания услуг. Указанные организации и индивидуальные предприниматели могут также использовать в этих случаях персональные электронно-вычислительные машины, программно-технические комплексы, оснащенные фискальной памятью и включенные в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, используемой на территории Российской Федерации (далее - Государственный реестр).
2. Кредитные организации при совершении ими банковских операций и иных сделок с физическими лицами на территории Российской Федерации могут применять как контрольно-кассовые машины, так и персональные электронно-вычислительные машины, а также программно-технические комплексы и банкоматы, обеспечивающие учет фискальной информации.
3. Правительство Российской Федерации утверждает перечень отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с физическими лицами без применения контрольно-кассовой техники.
В отдельных случаях Правительство Российской Федерации может предоставлять органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право определять дополнительные категории организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с физическими лицами без применения контрольно-кассовой техники.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляют денежные расчеты с физическими лицами без применения контрольно-кассовой техники, обязаны применять бланки документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 3. Государственный реестр контрольно-кассовой техники, используемой на территории Российской Федерации
1. При осуществлении денежных расчетов с физическими лицами на территории Российской Федерации допускаются к применению только те модели контрольно-кассовой техники, которые внесены в Государственный реестр.
Государственный реестр - единый банк данных, содержащий необходимые сведения о моделях контрольно-кассовой техники, которые допускаются к применению на территории Российской Федерации.
2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу информации, а также федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.
3. Информация о моделях контрольно-кассовой техники, включенных в Государственный реестр, а также о принятых решениях об изменениях в Государственном реестре подлежит официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких решений.
4. В случае исключения из Государственного реестра ранее допущенных к применению отдельных моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения
1. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Положением по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:
быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
находиться на техническом обслуживании в центрах технического обслуживания контрольно-кассовой техники;
быть исправна, опломбирована в установленном порядке, оснащена средствами визуального контроля, удостоверяющими ее включение в Государственный реестр и обслуживание в центре технического обслуживания контрольно-кассовой техники;
иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
С 1 января 2003 года при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.
2. Требования настоящего Федерального закона, установленные для организаций и индивидуальных предпринимателей, распространяются также на кредитные организации при применении ими контрольно-кассовых машин.
Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
осуществлять ввод в эксплуатацию контрольно-кассовой техники с участием специалистов центра технического обслуживания контрольно-кассовой техники, в котором она находится на техническом обслуживании, допускать к ее техническому обслуживанию и ремонту только специалистов этого центра;
применять при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами исправную контрольно-кассовую технику, оснащенную средствами визуального контроля, удостоверяющими включение контрольно-кассовой техники в Государственный реестр и ее постановку на обслуживание в центре технического обслуживания контрольно-кассовой техники, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при расчетах с физическими лицами (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой техникой чек (приравненный к нему документ), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказанию услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующей организацией (индивидуальным предпринимателем);
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать работникам налоговых органов, сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, работникам центров техническою обслуживания контрольно-кассовой техники, в которых находится на обслуживании контрольно-кассовая техника, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов;
вывешивать в доступном для визуального восприятия покупателей (клиентов) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы, и быть оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих персональные электронно-вычислительные машины, программно-технические комплексы и банкоматы
Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона персональные электронно-вычислительные машины, программно-технические комплексы и банкоматы, обязаны:
соблюдать требования Положения по применению кредитными организациями персональных электронно-вычислительных машин, программно-технических комплексов и банкоматов при оформлении и учете банковских операций и иных сделок с физическими лицами и используемых в них при этом программных продуктов, которое утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за ведение Государственного реестра;
применять персональные электронно-вычислительные машины, программно-технические комплексы и банкоматы, в которых должно быть обеспечено использование защищенных от несанкционированного доступа программных продуктов;
предоставлять налоговым органам и федеральным органам налоговой полиции в соответствии с их полномочиями, установленными федеральными законами, информацию о банковских операциях и об иных сделках с физическими лицами, произведенных за проверяемый период.
Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники
1. Налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции:
осуществляют контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона и Положения по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами;
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
проводят проверки выдачи чеков (приравненных к ним документов), наличия ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги);
налагают штрафы в установленном федеральным законом порядке на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона и Положения по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами;
при повторном нарушении, допущенном организацией или индивидуальным предпринимателем в течение одного года со дня принятия налоговым органом или федеральным органом налоговой полиции решения о наложении штрафа за предыдущее нарушение, могут обратиться в суд с заявлением о ликвидации данной организации и одновременно приостановлении ее деятельности, связанной с денежными расчетами с физическими лицами, в том числе о приостановлении операций по ее счетам в кредитных организациях, или с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
2. Органы внутренних дел (милиция) взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении ими перечисленных в настоящей статье контрольных функций.
3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением требований Положения по применению кредитными организациями персональных электронно-вычислительных машин, программно-технических комплексов и банкоматов при оформлении и учете банковских операций и иных сделок с физическими лицами и используемых в них при этом программных продуктов.
Статья 8. Переходные положения
Установить, что до вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за виновное нарушение требований настоящего Федерального закона и Положения по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами к организациям применяются штрафные санкции.
Ведение денежных расчетов с физическими лицами без применения документов строгой отчетности, приравниваемых к кассовым чекам, но формам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, или без применения контрольно-кассовой техники, а равно на контрольно-кассовой технике, не зарегистрированной в налоговом органе или не опломбированной в усыновленном порядке, -
влечет наложение административного штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Использование неисправной контрольно-кассовой техники -
влечет наложение административного штрафа в размере от 28 до 57 минимальных размеров оплаты труда.
Осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановления деятельности организации в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона, -
влечет наложение административного штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.
Отсутствие ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу) -
влечет наложение административного штрафа в размере от 14 до 28 минимальных размеров оплаты труда.
Невыдача кассового чека (приравненного к нему документа строгой отчетности) лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдача его с указанием суммы менее уплаченной -
влечет наложение административного штрафа в размере 10 минимальных размеров оплаты труда, но не менее 20 процентов стоимости покупки (услуги).
Статья 9. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст.1018);
абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1).
Статья 10. Внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона
1. Внести в Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст.1114; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст.4973; 2000, N 46, ст.4537) следующие дополнения:
часть первую статьи 10 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:
"10) выявлять, предупреждать и пресекать нарушения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами, а также нарушения установленного порядка обращения наличных денежных средств.";
часть первую статьи 11 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:
"21) осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи чеков (приравненных к ним документов), наличия ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), налагать штрафы на организации, включая кредитные организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами.".
2. Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.3484; 2002, N 1, ст.2) дополнить абзацем следующего содержания:
"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи чеков (приравненных к ним документов), наличия ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), налагать штрафы на организации, включая кредитные организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами.".
Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.