Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Указанное в законопроекте дополнение к действующей части второй Налогового кодекса РФ вызвано практическим применением норм Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.98 г. N 41-ФЗ.
Наряду с государственным фондом драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (статья 6) Закон предусматривает (статья 9) возможность создания по согласованию с Правительством Российской Федерации Государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. В Магаданской области, в частности, такой фонд создан.
Однако, деятельность данного фонда сразу же, с момента его создания, оказалось экономически просто невозможно, т.к. при осуществлении оборотов по приобретению драгметаллов в фонд области, а также при оборотах по реализации драгметаллов из него возникает необходимость уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). В то же время Банк России, ГОХРАН России и уполномоченные коммерческие банки освобождены от уплаты НДС с оборотов по приобретению и реализации драгоценных металлов.
Очевидно, что Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации должны обладать одинаковыми правами при оборотах по реализации и приобретению драгоценных металлов, т.е. работать в одинаковых экономических условиях с Государственным фондом Российской Федерации и другими вышеупомянутыми организациями.
В противном случае создание и работа государственных фондов субъектов Федерации становится экономически полностью бессмысленной.
Аналогичная ситуация складывается с аффинажными заводами, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляющими добычу драгоценных металлов и драгоценных камней. При освобождении их от уплаты НДС с оборотов по приобретению и реализации драгоценных металлов могут стать единственным оператором по операциям с драгоценными металлами на территории.
В связи с этим необходимо внести в подпункт 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ -"драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам" - дополнение "...Государственным фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, а так же организациям, осуществляющим аффинаж драгоценных металлов, которые расположены на территориях субъектов Российской Федерации, где осуществляется деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 164 второй
части Налогового кодекса Российской Федерации"
Магаданская область по объемам добычи драгоценных металлов занимает в Российском балансе лидирующее место, добывая на своей территории более 30 т золота.
Добычу драгоценных металлов на территории области ведут около 280 предприятий различных форм собственности. Для оптимизации системы оборота драгоценных металлов в Магаданской области построен и с 1998 года успешно действует Колымский аффинажный завод мощностью 32 тонны по переработке золота и 180 тонн по переработке серебра. Весь добытый на территории драгоценный металл перерабатывается на этом аффинажном заводе.
В соответствии с нормами Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", введенного в действие от 26.03.98 г. N 41-ФЗ, по согласованию с Правительством Российской Федерации создан "Фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Магаданской области" (ГУ Фонддрагмет).
В области с 1997 года поступательно наращиваются объемы добычи золота и серебра, вводятся новые горнорудные предприятия. На рынке драгоценных металлов России Магаданская область стала привлекательной для российских коммерческих банков, основная деятельность которых ориентирована на сделки с драгоценными металлами.
18 коммерческих банков осуществляют с недропользователями области сделки с драгоценными металлами, покупают и вывозят с территории готовые высококачественные слитки золота и серебра. Каждый банк диктует свои условия покупки драгоценных металлов, заключая отдельно с каждым недропользователем договоры, как правило, исходя прежде всего из выгоды банков. Примером тому наглядно может служить 5% таможенная пошлина, которая использовалась банками для занижения цены реализации золота недропользователей и фактически оставалась в распоряжении коммерческих банков.
Кроме того, договоры купли-продажи драгоценных металлов могут быть заключены с недропользователями без выезда в г.Москву только филиалами 4-х банков, расположенным в г.Магадане это "Внешторгбанк", "Северо-Восточный банк" Сбербанка России, "Авангард", "ИМПЭКСБАНК". Из-за ограниченности в кредитных ресурсах эти филиалы банков покупают в области золото в объеме чуть больше 13 тонн.
Для реализации более 17 тонн золота и практически всего объема серебра недропользователи вынуждены разрознено в поисках покупателей "мотаться" по всем столичным банкам, попадая иногда в криминальные "заманчивые" ситуации. Некоторые предприятия так и остаются без кредитных ресурсов и осуществляют добычу на своих участках недр под влиянием заинтересованных "спонсоров".
В силу технологических возможностей Колымский аффинажный завод в настоящее время вышел на уровень и уже практически выполняет роль единственного оператора по операциям с драгоценными металлами на территории Магаданской области, так как через него проходят и сосредотачиваются добытые драгоценные металлы со всей территории, а также координируются взаимодействия со всеми банками - покупателями.
С целью оптимизации и повышения эффективности оборота драгоценных металлов и реализации готовых слитков золота и серебра ОАО "Колымский аффинажный завод" и ГУ "Фонддрагмет" необходимо представить освобождение от уплаты НДС с оборотов по приобретению и реализации ими драгоценных металлов.
В связи с чем подпункт 6 пункта 1 ст.164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" после добавления изложить в следующей редакции:
6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам, Государственным фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, а также организациям, осуществляющим аффинаж драгоценных металлов, которые расположенным на территориях тех субъектов Российской Федерации, где осуществляется деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней.
Выполненная экспортно экономическая оценка влияния на поступление федеральных налогов в связи с внесением дополнения п.п.6 п.1 ст.164 гл.21, подтвердила, что объем поступлений федеральных налогов не снижается и будут даже увеличиваться за счет налоговых поступлений от увеличения объема реализации драгоценных металлов через аффинажные заводы и Госфонды субъектов Федерации.
Приложение: 1. Экономическая оценка поступления федеральных налогов - 1 стp.
Экономическая оценка
поступлений федеральных налогов и сопоставление вариантов в условиях
действующего налогообложения и с учетом внесенных дополнений
в п.п.6 п.1 ст.164 гл.21 "Налог на добавленную стоимость"
N п/п |
Недропользователь реализует слитки золота Госфонд РФ, ЦБРФ, КБ (при действующем налогообложении) |
Затраты на 1 грамм золота, руб/г |
N п/п | Недропользователь реализует минеральное сырье аффинажному заводу, завод реализует слитки КБ, Госфонд, ЦБ (при действующем налогообложении) |
Затраты на 1 грамм золота, руб/г |
N п/п | Недропользователь реализует драгоценные металлы аффинажному заводу, завод реализует слитки КБ, Госфонд, ЦБ (с учетом внесения изменений в ст.164) |
Затраты на 1 грамм золота, руб/г |
1. | Продажа слитков банкам по цене |
250,0 | 1. | Продажа минерального сырья аффинажному заводу (259,3-11,4) |
247,9 | 1. | Покупка слитков аффинажным заводом по цене |
245 |
2. | Ставка НДС | 0% | 2. | Ставка НДС | Освобож- дение |
2. | Ставка НДС | 0% |
3. | НДС, уплаченный недропользователем при покупке материально-техни- ческих ресурсов |
20,7 | 3. | Затраты аффин. Завода - переработка, хранение, транс-ка 250 х (1,5 + 1,0 + 1,0) = 8,8 руб - увеличение налогов 2,6 pyб 7г. |
11,4 | 3. | Затраты аффин. завода - переработка, хранение, транс-ка 250 х (1,5 + 1,0 + 1,0) = 8,8 руб - увеличение налогов 2,6 руб. |
11,4 |
4. | Федеральные налоги | 36,7 | 4. | АФ. завод реализует слитки банку по цене |
250 | 4. | АФ. завод реализует слитки банку по цене |
250 |
5. | НДС к Возмещению | -20,7 | 5. | Ставка НДС | 0% | 5. | Ставка НДС | 0% |
6. | Поступление федеральных налогов (36,7 - 20,7) |
16,0 | 6. | НДС, уплаченный н/п, увеличивает себестоимость, т.к. НДС не подлежит возмещению |
+20,7 | 6. | НДС, уплаченный недропользователем при покупке материально-техни- ческих ресурсов |
20,7 |
7. | Фopмирование цены минерального сырья (250-11,4+20,7) |
259,3 | 7. | Формирование цены покупки ДМ аф. заводом (250 х 098) |
245 | |||
8. | Федеральные налоги по справке (201+557/30,4т |
24,9 | 8. | Федеральные налоги по справке (245/250 х 36,7 |
36,0 | |||
9. | НДС к возмещению | 0 | 9. | НДС к возмещению | -20,7 | |||
10. | Сделка убыточна (259,3-250) |
-9,3 | 10. | Поступление федеральных налогов (36,0 + 2,6 - 20,7) |
17,9 | |||
11. | Поступление федеральных налогов |
15,6 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений
в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Введение в действие указанного федерального закона не потребует внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.