Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступил в силу 1 января 2002 года. С первого дня пенсионеры начали выражать резкое недовольство его содержанием. С каждым днем нарастает поток писем с жалобами и просьбами о корректировке закона.
Особое неодобрение у пенсионеров вызывает положение о придании пенсионному законодательству обратной силы (то есть о фактическом нарушении Конституции Российской Федерации), что выразилось в исключении из трудового стажа так называемых "нестраховых" периодов (учеба в вузах, в средних специальных учебных заведениях, в ФЗО, уход за ребенком, льготное исчисление стажа, специальный стаж и т.п.), которые ранее учитывались при исчислении трудового стажа в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Предлагаемый проект - это попытка устранить недостатки Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и привести пенсионное законодательство в соответствие с Конституцией РФ.
Необходимо прекратить действие норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на правоотношения, возникшие до его вступления в силу и ухудшающие социальное положение граждан (путем исключения из стажа "нестраховых" периодов). Для этого предлагается учитывать при оценке пенсионных прав застрахованных лиц те "нестраховые" периоды стажа, которые учитывались ранее.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации"
Расчет дополнительных средств, требуемых для увеличения пенсий, сделан исходя из следующих предпосылок:
- у некоторых пенсионеров общий трудовой стаж без учета "нестраховых" периодов уже достиг максимального уровня, поэтому их пенсионные дела в расчетах не используются;
- большинство пенсионеров имеют одновременно различные виды специального и льготного стажа, но в расчетах учитываются только те, которые реально приводят к увеличению стажа.
Среднемесячный объем дополнительных расходов представлен в таблице.
Таблица
Вид стажа | Дополнительные расходы (млн.руб./мес.) |
Подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышения квалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в докторантуре |
419,31 |
Период учебы в ФЗО | 3,34 |
Время учебы в аспирантуре | 3,15 |
Время прохождения ординатуры | 0,57 |
Время прохождения интернатуры | 0,06 |
Уход за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, престарелым, если он нуждается в уходе по заключению лечебного учреждения |
10,95 |
Уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3-х лет и 70 дней до его рождения |
221,16 |
Проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства |
30,63 |
Проживание за границей жен (мужей) работников советских (российских) учреждений и международных организаций |
1,26 |
Полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности |
0,45 |
Работа в лепрозориях и противочумных учреждениях | 0,12 |
Периоды работы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы |
27,66 |
Работа в Ленинграде в период блокады | 15,06 |
Работа во время ВОВ | 103,19 |
Работа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним |
24,18 |
Военная служба по призыву | 97,37 |
Содержание под стражей, пребывание в местах заключения и ссылке в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности, необоснованных репрессий с последующей реабилитацией |
1,22 |
Проживание в районах, временно оккупированных в период ВОВ |
1,30 |
Проживание в Ленинграде в период блокады | 23,83 |
Нахождение в концлагере в период ВОВ | 9,04 |
Пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела |
0,0 |
Итого: | 993,85 |
Всего за год: | 11926,2 |
Как видно из таблицы, на покрытие дополнительных расходов при восстановлении "нестраховых" периодов потребуется примерно 993,85 млн. рублей ежемесячно (11926,2 млн. рублей в год).
В последующие периоды эта сумма будет относительно сокращаться в связи с естественной убылью численности пенсионеров, имеющих в стаже "нестраховые" периоды.
В качестве источника финансирования расходов на восстановление "нестраховых" периодов в 2002 году предполагается использовать временно свободные средства резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В последующие годы предполагается осуществлять возмещение расходов на финансирование "нестраховых" периодов за счет ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не требуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.