Проект федерального закона N 194492-3
"Об Особых экономических зонах в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 -11)
Глава II. Режимы Особой экономической зоны (ст.ст. 12-24)
Глава III. Заключительные положения (ст.ст. 25-26)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы создания, функционирования и ликвидации Особых экономических зон в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели создания Особых экономических зон
Особые экономические зоны создаются в целях комплексного стимулирования интенсификации регионального развития и активизации внешней торговли Российской Федерации.
Статья 2. Понятие Особой экономической зоны
Особая экономическая зона представляет собой совокупность ограниченных участков таможенной и вне таможенной территории Российской Федерации, где в соответствии с настоящим Федеральным законом, таможенным и иным законодательством Российской Федерации:
- в пределах таможенной территории устанавливается особый режим осуществления приоритетных видов хозяйственной, кредитно-финансовой, инновационной и научно-исследовательской деятельности;
- в пределах вне таможенной территории устанавливается особый режим для приема, хранения и переработки иностранных и российских товаров, а также особый таможенный режим осуществления внешней торговли для участников Особой экономической зоны.
Особый режим представляет собой налоговые, финансовые и административные льготы.
Особый таможенный режим представляет собой таможенный режим свободной таможенной зоны, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Ограниченные участки таможенной и вне таможенной территории Российской Федерации, в пределах которых устанавливаются режимы Особой экономической зоны, являются соответственно таможенной и вне таможенной территорией Особой экономической зоны.
Особые экономические зоны создаются в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации.
Особый таможенный режим устанавливается на территории приграничных районов Российской Федерации в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, где осуществляется транзит товаров и пассажиров.
Отсутствие вне таможенной территории не меняет статуса территории Особой экономической зоны.
Статья 3. Приоритетные виды деятельности, осуществляемые в пределах таможенной территории Особой экономической зоны
В пределах таможенной территории Особой экономической зоны приоритетными видами хозяйственной, инновационной и кредитно-финансовой деятельности являются:
- производство товаров и услуг, имеющих более 30% добавленной стоимости;
- трансграничное оказание услуг (банковских; туристско-рекреационных; международных морских, железнодорожных, авиа и смешанных перевозок грузов);
- долгосрочное (более 3-х лет) льготное кредитование участников Особой экономической зоны;
- льготное страхование участников Особой экономической зоны;
- обустройство производственной и транспортной инфраструктуры Особой экономической зоны;
- проведение международных маркетинговых исследований и оказание услуг консалтинга в этой области;
- реализация инновационных проектов и их венчурное финансирование.
Статья 4. Операции, осуществляемые в пределах вне таможенной территории Особой экономической зоны
В пределах вне таможенной территории Особой экономической зоны осуществляются внешнеторговые операции, связанные с приемом и хранением иностранных и российских товаров, а также операции по их переработке.
Операции по приему товаров включают погрузку, разгрузку и перегрузку.
Операции по переработке товаров включают:
- монтаж, сортировку, маркировку, сборку, упаковку, ремонт, восстановление и приведение в порядок, а также использование некоторых товаров, которые содействуют производству конечной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Статья 5. Приоритетные проекты Особой экономической зоны
Приоритетными для Особой экономической зоны устанавливаются проекты, которые выбираются в соответствии с видами деятельности и операциями, указанными в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона с учетом особенностей и конкурентных преимуществ ее территории.
Статья 6. Участники Особой экономической зоны
Участниками Особой экономической зоны являются коммерческие организации, создаваемые в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, а также филиалы иностранных юридических лиц, зарегистрированные в администрации Особой экономической зоны и реализующие приоритетные для Особой экономической зоны проекты в пределах ее таможенной или вне таможенной территории.
Статья 7. Правовое регулирование в Особой экономической зоне
Правовое регулирование деятельности, осуществляемой в Особой экономической зоне, проводится в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Государственное регулирование деятельности Особых экономических зон
Правительство Российской Федерации делегирует полномочия на осуществление государственного регулирования деятельности Особых экономических зон федеральному органу исполнительной власти, который с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации разрабатывает предложения об осуществлении государственной политики Российской Федерации в области создания и развития Особых экономических зон, федеральную программу создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации, координирует и контролирует функционирование указанных зон, привлечение в них российских и иностранных инвестиций, а также в установленном порядке предложения о заключении международных договоров Российской Федерации о создании и развитии Особых экономических зон.
Статья 9. Федеральная программа создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации
Федеральную программу создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации разрабатывает и ежегодно уточняет Правительство Российской Федерации по представлению указанного в статье 8 настоящего Федерального закона федерального органа исполнительной власти, которая подготавливается с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых создаются указанные зоны.
Предложение о включении Особой экономической зоны в федеральную программу создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации вносится органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления, на территориях которых предлагается создание указанной зоны, в федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 8 настоящего Федерального закона, и содержит положение об Особой экономической зоне, технико-экономическое обоснование ее создания, а также программу ее развития.
Федеральная программа создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации включает в себя следующие основные разделы:
- основные направления экономической политики Российской Федерации в области создания и развития Особых экономических зон;
- анализ функционирования Особых экономических зон на территории Российской Федерации и меры по повышению эффективности их функционирования;
- перечень существующих Особых экономических зон на территории Российской Федерации, а также планируемых зон с обоснованием необходимости их создания и развития;
- материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации федеральной программы создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением указанных ресурсов по Особым экономическим зонам;
- предварительную бюджетную заявку на выделение из федерального бюджета средств на реализацию федеральной программы создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации на очередной финансовый год с распределением указанных средств по Особым экономическим зонам.
Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации федеральную программу создания и развития Особых экономических зон на территории Российский Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 10. Порядок создания Особой экономической зоны на территории Российской Федерации
Решение о создании Особой экономической зоны на территории Российской Федерации принимает Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральной программой создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утверждает положение о каждой Особой экономической зоне на основании технико-экономического обоснования ее создания и программы ее развития. В положении об Особой экономической зоне должны быть определены:
- название;
- цели и задачи создания Особой экономической зоны;
- границы вне таможенной территории Особой экономической зоны;
- приоритетные проекты Особой экономической зоны;
- дополнительные административные, налоговые и финансовые льготы, предоставляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- организационные особенности функционирования Особой экономической зоны, включающие:
- положение об администрации Особой экономической зоны;
- положения об Отделениях Особой экономической зоны на территориях муниципальных образований региона.
В технико-экономическом обосновании создания Особой экономической зоны указываются:
- конкурентные преимущества территории Особой экономической зоны;
- уровень развития инфраструктуры (наличие аэропортов, морских портов, железнодорожных узлов и их пропускная способность);
- величина арендной платы за землю, здания и сооружения;
- условия снабжения электричеством, водой и услугами канализации, включая цены на них;
- уровень конкурентоспособности условий, предлагаемых инвесторам и участникам Особой экономической зоны;
- а также обосновывается выбор приоритетных проектов Особой экономической зоны:
- определяется уровень международной конкурентоспособности предлагаемых для производства товаров и услуг по цене, качеству и новизне;
- оцениваются потенциально возможные объемы производства и рынки сбыта;
- указывается наличие необходимых объемов сырья, его стоимость и качественные характеристики, а также обеспеченность территории достаточным количеством трудовых ресурсов.
Статья 11. Объединения участников Особых экономических зон
Участники Особых экономических зон в целях защиты и совместного представления своих интересов, повышения эффективности функционирования Особых экономических зон и привлечения в них российских и иностранных инвестиций добровольно создают объединения в форме ассоциаций либо союзов отраслевого, регионального или всероссийского характера.
Глава II. Режимы Особой экономической зоны
Статья 12. Налоговые льготы для участников Особой экономической зоны
Для всех участников Особой экономической зоны устанавливаются следующие налоговые льготы:
- освобождение от уплаты налогов в части, поступающей в Федеральный бюджет, сроком на пять лет с момента получения первой прибыли после регистрации (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд социального страхования Российской Федерации);
- освобождение от уплаты налога на прибыль, направляемую на расширение и модернизацию производства, проведение приоритетных НИОКР или инвестируемую в развитие приоритетных направлений производственной деятельности на территории Особой экономической зоны;
- списание в первый год до 30% стоимости машин, оборудования, транспортных средств и до 15% стоимости зданий и сооружений.
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные налоговые льготы для участников Особой экономической зоны в пределах своей компетенции.
Статья 13. Налоговые льготы для инвесторов в Особой экономической зоне
Для всех инвесторов, зарегистрированных в администрации Особой экономической зоны, снижается на 30% размер ставки подоходного налога с дивидендов, полученных от инвестирования более 1.000.000 американских долларов в приоритетные проекты Особой экономической зоны.
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные налоговые льготы для инвесторов Особой экономической зоны в пределах своей компетенции.
Статья 14. Особый таможенный режим
Таможенный режим свободной таможенной зоны, создаваемой в пределах вне таможенной территории Особой экономической зоны, имеет следующие особенности:
1. Товары, произведенные в свободной таможенной зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).
2. Товары, ввозимые из других стран, а также с таможенной территории Российской Федерации в свободную таможенную зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).
3. Товары, произведенные в свободной таможенной зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (включая территорию Особой экономической зоны), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).
4. К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
5. Товары, ввозимые из других стран в свободную таможенную зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (включая территорию Особой экономической зоны), исключая товары, переработанные в свободной таможенной зоне, и считающиеся произведенными в свободной таможенной зоне, облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров.
6. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
7. С товаров, ввозимых из других стран в свободную таможенную зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.
Порядок определения происхождения товара с территории свободной таможенной зоны устанавливается администрацией совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Товар считается произведенным в свободной таможенной зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Порядок определения происхождения товаров из свободной таможенной зоны, относящихся к сложной бытовой технике, устанавливается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по предложению администрации Особой экономической зоны.
Администрация Особой экономической зоны по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг).
Статья 15. Валютное регулирование и валютный контроль в Особой экономической зоне
Участники Особой экономической зоны освобождаются от обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
При расчетах участников Особой экономической зоны между собой на ее территории, в том числе при расчетах между участниками Особой экономической зоны и коммерческими организациями, находящимися вне территории Особой экономической зоны, допускается использование иностранной валюты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при совершении участниками Особой экономической зоны валютных операций осуществляется органами валютного контроля и их агентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Статья 16. Право пользования землей, зданиями и сооружениями на территории Особой экономической зоны
Участники Особой экономической зоны имеют право пользования землей, зданиями и сооружениями, находящимися на территории Особой экономической зоны, в том числе на условиях долгосрочной аренды (субаренды) земельных участков, зданий и сооружений, на срок до пятидесяти лет с правом ее продления в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Экологическая безопасность на территории Особой экономической зоны
На территории Особой экономической зоны государственное управление в области охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, государственная экологическая экспертиза, государственный экологический контроль за использованием и охраной природных ресурсов, утверждение нормативов использования природных ресурсов и иные виды регулирования в указанной области осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Финансирование Особой экономической зоны
Финансирование обустройства производственной и транспортной инфраструктур Особой экономической зоны осуществляется в соответствии с федеральной программой создания и развития Особых экономических зон на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Средства федерального бюджета могут предоставляться как в виде прямого финансирования, так и в виде бюджетных ссуд или отсрочки либо рассрочки платежей в федеральный бюджет, в частности путем предоставления налогового кредита на часть федеральных налогов, взимаемых с участников Особой экономической зоны, за исключением средств, направляемых в соответствии с действующим законодательством на формирование целевых федеральных фондов.
Субъект Российской Федерации и муниципальное образование, на территориях которых расположена Особая экономическая зона, могут участвовать в финансировании обустройства производственной и транспортной инфраструктур указанной зоны за счет средств собственных бюджетов, поступлений от сдачи в аренду (субаренду) земельных участков, зданий и сооружений.
В целях развития Особых экономических зон могут создаваться специальные корпорации регионального развития, коммерческие банки, фонды развития Особых экономических зон, а также другие кредитные и страховые организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Администрации Особых экономических зон могут привлекать на договорной основе средства иностранных финансовых организаций.
Статья 19. Порядок выдачи лицензии (разрешения) на осуществление деятельности в Особой экономической зоне
На территории Особой экономической зоны действует разрешительный порядок осуществления, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона, видов деятельности и операций, согласно которому предусматривается получение участником Особой экономической зоны от администрации данной зоны лицензии (разрешения) на осуществление соответствующей деятельности. В указанной лицензии (разрешении) фиксируются взаимные обязательства сторон.
Содержание и условия предоставления указанной лицензии (разрешении) определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лицензия (разрешение) выдается участнику Особой экономической зоны при условии принятия им обязательства по истечении трех месяцев со дня получения указанной лицензии (разрешения) начать осуществление указанных в лицензии (разрешении) операций или видов деятельности на соответствующей территории Особой экономической зоны.
Невыполнение участником Особой экономической зоны принятых им обязательств влечет за собой приостановление действия лицензии (разрешения) на срок, устанавливаемый администрацией Особой экономической зоны, до выполнения таким участником указанных обязательств или аннулирование указанной лицензии (разрешения) и соответствующей регистрации, если не будет доказано, что невыполнение обязательств, принятых участником Особой экономической зоны обусловлено действием обстоятельств непреодолимой силы.
В Особой экономической зоне применяется разрешительный порядок осуществления инвестиционной деятельности, за исключением следующих случаев:
- реинвестирование в развитие указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона видов деятельности на основании ранее полученной лицензии (разрешения) на осуществление инвестиционной деятельности в Особой экономической зоне;
- приобретение российскими и иностранными физическими и (или) юридическими лицами, ранее получившими лицензии (разрешения) на осуществление инвестиций в Особой экономической зоне, долей участия (вкладов) в уставном капитале участников Особой экономической зоны;
- осуществление инвестиционной деятельности в соответствии с договором о производственной кооперации, договором о совместной деятельности (договором простого товарищества).
Регистрацию участника Особой экономической зоны, получившего лицензию (разрешение) на осуществление видов деятельности, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона, включая инвестиционную деятельность в Особой экономической зоне, проводит администрация Особой экономической зоны.
Статья 20. Трудовые отношения и социальное обеспечение работников Особой экономической зоны
Трудовые отношения работников коммерческих организаций и филиалов иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в Особой экономической зоне в качестве участников Особой экономической зоны, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Привлечение иностранных специалистов для выполнения инженерно-технических работ в коммерческих организациях и филиалах иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Особой экономической зоне в качестве участников Особой экономической зоны, не ограничивается. Привлечение иностранных рабочих для выполнения строительно-монтажных и иных работ на территории Особой экономической зоны осуществляется по согласованию с администрацией данной зоны. При этом не должны ухудшаться социально-трудовые условия работников, являющихся гражданами Российской Федерации, и не должен снижаться уровень их занятости.
Социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников, указанных в части второй настоящей статьи, за исключением пенсионного обеспечения работников, являющихся иностранными гражданами, регулируется законодательством Российской Федерации.
Зарегистрированные в Особой экономической зоне в качестве ее участников коммерческие организации с иностранными инвестициями вносят отчисления на государственное социальное и медицинское страхование работников, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства: отчисления на пенсионное обеспечение работников - граждан Российской Федерации по ставкам, установленным для организаций Российской Федерации, отчисления на пенсионное обеспечение работников - иностранных граждан, на условиях, предусмотренных законодательством таких государств и международными договорами.
Статья 21. Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением ими деятельности в Особой экономической зоне регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Управление Особой экономической зоной
Управление Особой экономической зоной осуществляет администрация Особой экономической зоны (далее - администрация). Администрация создается Правительством Российской Федерации и имеет статус учреждения в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Положение об администрации Особой экономической зоны утверждает федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 8 настоящего Федерального закона, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территориях которых создается Особая экономическая зона.
Координацию деятельности администрации Особой экономической зоны осуществляет Наблюдательный совет, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также глава администрации Особой экономической зоны.
Оперативное руководство деятельностью администрации Особой экономической зоны осуществляет глава администрации Особой экономической зоны. Главу администрации Особой экономической зоны назначает и отзывает Правительство Российской Федерации по представлению, указанного в статье 8 настоящего Федерального закона федерального органа исполнительной власти, согласованному с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территории которых создается Особая экономическая зона.
Администрация Особой экономической зоны подотчетна Правительству Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти, указанному в статье 8 настоящего Федерального закона, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, на территории которых создается Особая экономическая зона, по вопросам, входящим в компетенцию данных органов власти.
Для выполнения своих функций на территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации администрация создает отделения администрации Особой экономической зоны (далее - отделения администрации). Отделение администрации имеет статус учреждения, указанного в статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основными функциями администрации Особой экономической зоны являются:
- организация разработки и реализации программы развития Особой экономической зоны;
- организация проектирования и строительства производственных, складских, транспортных, иных служебных зданий и сооружений, а также контроль за их эксплуатацией;
- координация деятельности отделений администрации Особой экономической зоны на территории муниципальных образований региона;
- выдача лицензий (разрешений) участникам Особой экономической зоны на осуществление деятельности и операций, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона;
- регистрация в качестве участников Особой экономической зоны коммерческих организаций и филиалов иностранных юридических лиц;
- содействие заключению договоров с участниками Особой экономической зоны об аренде (субаренде) земельных участков, производственных, складских, транспортных, иных служебных зданий; и сооружений, а также контроль за исполнением данных договоров;
- контроль за исполнением участниками Особой экономической зоны обязательств, принятых ими при получении лицензий (разрешении) на осуществление деятельности и операций, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона, в том числе приостановление действия данных лицензий (разрешений) или их аннулирование;
- предоставление отчетности о функционировании Особой экономической зоны соответствующим федеральным органам исполнительной власти по вопросам, входящим в их компетенцию;
- представление интересов участников Особой экономической зоны в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- оказание содействия в создании фонда развития Особой экономической зоны, коммерческих банков, других кредитных и страховых организаций.
Статья 23. Ликвидация Особой экономической зоны
Ликвидация Особой экономической зоны осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, принятым на основании совместного мотивированного представления указанного в статье 8 настоящего Федерального закона федерального органа исполнительной власти и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованного с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, органами местного самоуправления, на территориях которых расположена ликвидируемая Особая экономическая зона.
Особая экономическая зона подлежит ликвидации по следующим основаниям:
- истечение срока функционирования Особой экономической зоны, установленного положением об Особой экономической зоне;
- невозможность осуществления целей, предусмотренных положением об Особой экономической зоне. Ликвидация Особой экономической зоны по данному основанию осуществляется не ранее, чем через пять лет после создания указанной зоны;
- угроза безопасности Российской Федерации.
По основаниям, указанным в абзацах третьем и четвертом части второй настоящей статьи, участникам Особой экономической зоны, которые добросовестно выполняют принятые в соответствии с лицензиями (разрешениями) обязательства и у которых ко дню принятия решения о ликвидации Особой экономической зоны не истек срок действия таких лицензий (разрешений), выплачивается быстрая, эффективная и адекватная компенсация за убытки, понесенные ими в период действия указанных лицензий (разрешений). Выплата данной компенсации осуществляется федеральным органом исполнительной власти указанным в статье 8 настоящего Федерального закона.
Ликвидация Особой экономической зоны осуществляется в течение шести месяцев ее дня принятия решения о ее ликвидации.
Статья 24. Порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением настоящего Федерального закона
Споры, возникшие в связи с применением настоящего Федерального закона, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В предусмотренных федеральным законом случаях такие споры могут разрешаться третейским судом.
Споры о порядке выплаты компенсаций в случае национализации и реквизиции собственности участников Особой экономической зоны рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии со своей компетенцией, если иной порядок рассмотрения указанных споров не предусмотрен международным договором Российской Федерации.
Глава III. Заключительные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации, представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из положений настоящего Федерального закона.
До приведения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.