Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах"
Указанный законопроект разработан во исполнение соответствующего поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина. В нем нашли отражение положения Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотренной Государственным Советом Российской Федерации 19 декабря 2001 г.
Законопроект предусматривает введение в действие с 1 января 2003 г. главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства" и главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Введение федерального закона в действие позволит заметно снизить налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства, упростит процедуры налогообложения и представления отчетности и позволит, в конечном счете, создать более благоприятные условия для ускорения развития малого бизнеса.
По главе 26.2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства"
В настоящее время в отношении субъектов малого предпринимательства применяется Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Однако данным Федеральным законом предусмотрены весьма высокие налоговые ставки, у субъектов малого предпринимательства отсутствует возможность выбора объекта налогообложения и установлена необходимость авансовой уплаты части налога путем приобретения патента. Поэтому, несмотря на добровольный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, она не получила широкого распространения.
Вновь вводимая упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства (далее - упрощенная система), предусмотренная в проекте федерального закона, позволяет устранить недостатки существующей системы.
Упрощенная система, в частности, предусматривает:
сохранение добровольного порядка перехода на упрощенную систему;
в качестве условия для перехода на упрощенную систему вместо валовой выручки в размере 100 тыс. МРОТ в год по действующей системе предлагается непревышение уровня дохода в размере 7,5 млн. рублей за предыдущие 9 месяцев. Условием для применения упрошенной системы в течение налогового периода является непревышение уровня доходов в размере 10 млн. рублей.
Предусматривается также, что организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства и перешедшие на упрощенную систему, освобождаются от таких наиболее сложных для применения налогов как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и налог на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц, налога с продаж и налога на имущество физических лиц. Помимо указанных налогов законопроект освобождает налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему, от уплаты единого социального налога. Именно эти налоги определяют основную налоговую нагрузку и по ним требуется ведение сложного бухгалтерского и налогового учета.
Одним из наиболее обременительных налогов является единый социальный налог, что заставляет многих руководителей организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей скрывать реальную заработную плату своих работников, выплачивая им вознаграждение "в конвертах". От подобных форм выплат, прежде всего заработной платы, страдают сотрудники этих работодателей, так как при переходе на накопительную систему пенсионного страхования пенсионное обеспечение напрямую зависит от объема произведенных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этой связи предполагается, что субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрошенную систему, должны быть освобождены от уплаты единого социального налога. В то же время сохраняется обязанность этих налогоплательщиков уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. Законопроектом предусматривается, что уплаченные страховые взносы вычитаются из общей суммы единого налога, уплачиваемого налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему, применяющими объект налогообложения в виде дохода, но не более 50 процентов суммы единого налога. В случае применения налогоплательщиками объекта налогообложения в виде дохода за вычетом расходов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.
В отличии от действующей упрощенной системы налогообложения, когда выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации (совокупный доход или выручка), предлагаемая упрощенная система предусматривает два объекта налогообложения: доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и доход, уменьшенный на понесенные налогоплательщиком расходы. Выбор объекта налогообложения налогоплательщик осуществляет самостоятельно. Предусматривается определенное ограничение в манипулировании правом выбора объектов налогообложения, предусматривающее запрет на изменение в течение 2003-2004 годов налогоплательщиками выбранного ими объекта налогообложения. Начиная с 1 января 2005 г. единственным объектом налогообложения предлагается установить доход, уменьшенный на величину расходов.
Проектом федерального закона предусматривается, что налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, должен уплачивать минимальный налог в размере 1 процента от доходов. Минимальный налог уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная в общем порядке, меньше суммы минимального налога. Налогоплательщик имеет право включить минимальный налог в последующих налоговых периодах в расходы, в том числе включить в убытки, которые он может перенести на будущие налоговые периоды.
Это необходимо для обеспечения выплат в государственные внебюджетные фонды. Налогоплательщик имеет право в последующие налоговые периоды включить суммы уплаченного минимального налога в расходы при исчислении налоговой базы, а также увеличить убытки, которые он имеет право перенести на будущее, что также предусмотрено законопроектом.
Ставка налога при упрощенной системе устанавливается в следующих размерах:
если объектом налогообложения является доход, ставка налога составит 8 процентов;
если объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов, ставка налога составит 20 процентов.
Налогоплательщик будет перечислять общую сумму налога на счет органа федерального казначейства, который должен распределить ее между бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами в соответствии с бюджетным законодательством.
По главе 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
Предлагаемая система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на единый налог на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
В целях гарантирования пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, сохраняется обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Налог на вмененный доход распространяется на следующие виды деятельности: оказание бытовых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, общественное питание; оказание автотранспортных услуг; розничная торговля горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции.
Субъекты Российской Федерации будут самостоятельно решать вопрос вводить или не вводить у себя на территории данную систему налогообложения. Что касается налогоплательщиков, то для них эта система налогообложения является обязательной. В том случае, если на территории того или иного субъекта Российской Федерации введен налог на вмененный доход, то все налогоплательщики, занимающиеся указанными видами деятельности, в обязательном порядке переводятся на эту систему налогообложения.
Вмененный доход определяется путем умножения базовой доходности на количество физических показателей, характеризующих тот или иной вид деятельности (единица площади, численность работающих, количество автомобилей и т.п.).
Как показал опыт применения существующей аналогичной системы, во многих субъектах Российской Федерации были установлены слишком высокие показатели базовой доходности, что стало, препятствием для развития малого бизнеса. Поэтому предлагается размеры базовой доходности закрепить непосредственно в Кодексе.
Субъекты Российской Федерации могут изменять базовую доходность, корректируя ее на коэффициенты К1, К2 и К3, которые отражают особенности ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенности населенного пункта, месторасположение как самого населенного пункта, так и внутри него, особенности ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), сезонность и другие факторы, а также уровень инфляции.
Ставку налога предлагается установить в действующем ныне размере 15 процентов. Между тем следует учесть, что ставка, применяемая в рамках существующей системы, действует в условиях, когда наряду с уплатой единого налога также уплачивается единый социальный налог.
Зачисление сумм налога предусматривается в том же порядке, что и для упрощенной системы налогообложения. Аналогично, сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством об обязательном пенсионном страховании, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, не облагаемым единым социальным налогом. Установлено, однако, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 25 процентов.
По внесению дополнении в статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации
В целях распределения по направлениям сумм налога, уплачиваемого при использовании упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вносятся дополнения в статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доходы предлагается распределять по установленным нормативам отчислений в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации. По городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу с учетом особенностей законодательства Российской Федерации не предусматриваются нормативы отчислений в местные бюджеты.
Для обеспечения гарантированного поступления платежей в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации при уплате налогоплательщиком минимального налога в размере 1 процента полученных доходов нормативы отчислений доходов от уплаты этого налога устанавливаются только в бюджеты этих фондов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах"
Принятие указанного федерального закона окажет следующее влияние на поступление налогов в бюджеты разных уровней.
Изменение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства по предварительным расчетам снизит налоговую нагрузку:
1) на организации:
если объектом налогообложения являются доходы - с 22 до 7%;
если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - с 20 до 6%;
2) на индивидуальных предпринимателей:
если объектом налогообложения являются доходы - с 34 до 9%;
если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - с 38 до 14%;
В зависимости от того, какой объект налогообложения будет выбран налогоплательщиком, поступления единого налога за счет изменения упрощенной системы налогообложения могут сократиться примерно в 2,7-3,7 раза.
За 2001 год поступления единого налога при упрощенной системе налогообложения, по данным МНС России, составили 5,9 млрд. рублей, следовательно, потери бюджетов могли бы составить от 3,7 до 4,3 млрд. рублей.
Вместе с тем создание благоприятного налогового климата для субъектов малого предпринимательства должно привести к легализации значительной части теневого бизнеса, росту количества малых предприятий, увеличению производимых ими товаров (работ, услуг), росту занятости населения, что должно компенсировать потери бюджетов в связи с изменением налогового законодательства.
Поступления единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в 2001 году, по данным МНС России, составили 19,5 млрд. рублей. Сокращение видов деятельности, по которым взимается единый налог на вмененный доход, уменьшит поступления этого налога. Перевод видов деятельности, по которым взимался единый налог на вмененный доход, на общий режим налогообложения также должен привести к увеличению поступлений налогов от применения общего режима налогообложения и снижение налоговых поступлений в целом не произойдет.
Перечень
законодательных актов, которые необходимо признать утратившими силу
в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации,
а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" требуется признать утратившими силу:
подпункт "е" пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.527; 1993, N 4, ст.118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3827, ст.3828; 1999, N 7, ст.879, N 25, ст.3041; 2001, N 49, ст.4554);
Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.15);
Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3826);
Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1661);
Федеральный закон от 13 июля 2001 года N 99-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст.2954);
статьи 2 и 6 Федерального закона от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч.1, ст.4).
Перечень
законодательных актов, которые необходимо принять в связи с принятием
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими
силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах"
Принятие иных законодательных актов в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.