Проект федерального закона N 197371-3
"О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц,
содействующих уголовному судопроизводству"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-11)
Глава II. Меры безопасности (ст.ст. 12-23)
Глава III. Органы, обеспечивающие безопасность. (ст.ст. 24-27)
Основания и порядок применения мер
безопасности
Глава IV. Права и обязанности защищаемых лиц и (ст.ст. 28-29)
органов, обеспечивающих безопасность
Глава V. Меры социальной защиты (ст. 30)
Глава VI. Ответственность за нарушение требований, (ст.ст. 31-33)
установленных настоящим федеральным законом
Глава VII. Финансирование и материально-техническое (ст. 34)
обеспечение мер государственной защиты
Глава VIII. Заключительные положения (ст.ст. 35-36)
В целях обеспечения государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, имеют следующие значения:
1) государственная защита - система мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, направленных на защиту жизни, здоровья и имущества потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству;
2) защищаемые лица - лица в соответствии с настоящим Федеральным законом имеющие право на государственную защиту, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты в связи с их содействием уголовному судопроизводству;
3) близкие защищаемых лиц (близкие) - близкие родственники, родственники, а также иные лица жизнь, здоровье и благополучие которых дороги защищаемому лицу в силу сложившихся личных отношений;
4) органы, обеспечивающие безопасность - государственные органы, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлено право принимать решение о применение мер государственной защиты в отношении защищаемых лиц и осуществлять эти меры на основании такого решения;
5) органы, принимающие решение о применении мер безопасности - государственные органы, наделенные в соответствии с настоящим Федеральным законом правом принятия решения о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;
6) органы, осуществляющие меры безопасности - государственные, органы, непосредственно исполняющие решение о применении мер безопасности.
Статья 2. Законодательство в сфере государственной защиты
Законодательные основы обеспечения государственной защиты составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", а также иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области обеспечения мер государственной защиты, применяемых в отношении потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству.
Международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации в сфере государственной защиты.
Статья 3. Обеспечение государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству
Обеспечение государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, состоит в осуществлении органами, обеспечивающими безопасность, а также иными органами и организациями правовых, организационных, технических и иных мер, применяемых в случае реальной угрозы для жизни, здоровья и имущественных прав указанных лиц. Если исполнение решения об осуществлении защиты возлагается на несколько органов, один из них назначается координирующим действия остальных.
Статья 4. Содействие уголовному судопроизводству
Содействием уголовному судопроизводству является:
1) сообщение в правоохранительные и судебные органы о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении в виде заявлений об указанных деяниях; дача объяснений в ходе оперативно-розыскной деятельности;
2) задержание лиц, совершивших преступления, для доставления их органам власти и пресечения возможности совершения ими новых преступлений;
3) участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
4) дача объяснений и показаний в ходе уголовного судопроизводства;
5) осуществление уголовно-процессуальных функций защиты, уголовного преследования (обвинения), поддержания гражданского иска и защиты от него;
6) деятельность лиц, привлекаемых в качестве переводчиков, понятых, специалистов и экспертов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Право на государственную защиту
Правом на государственную защиту в соответствии с настоящим Федеральным законом обладают:
1) лицо, заявившее в правоохранительный орган о преступлении либо иным образом участвовавшее в обнаружении, предупреждении, пресечении, расследовании или раскрытии преступления;
2) потерпевший и его представитель;
3) частный обвинитель;
4) свидетель;
5) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, а также осужденный;
6) эксперт, специалист, переводчик и понятой;
7) гражданский истец, гражданский ответчик, их представители по иску в уголовном деле о возмещении ущерба, причиненного в результате преступления.
Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких защищаемого лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать содействию защищаемых лиц уголовному судопроизводству, либо из мести за указанную деятельность.
Статья 6. Виды государственной защиты
В соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами Российской Федерации защищаемым лицам обеспечивается:
1) применение мер безопасности в целях защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц;
2) применение мер уголовно-правовой защиты, предусматривающих повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
3) применение мер уголовно-процессуальной защиты, закрепленных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации;
4) осуществление мер социальной защиты, предусматривающей реализацию установленного настоящим Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их содействием уголовному судопроизводству.
Статья 7. Принципы государственной защиты защищаемых лиц
Обеспечение государственной защиты защищаемых лиц осуществляется путем применения предусмотренных настоящим Федеральным законом видов государственной защиты в соответствии с принципами законности, гарантирования конституционных прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, осуществляющих меры безопасности, и защищаемых лиц. Меры государственной защиты в отношении защищаемых лиц применяются под прокурорским надзором, ведомственным и судебным контролем. При осуществлении мер безопасности используются гласные и негласные методы.
Статья 8. Международное сотрудничество по обеспечению безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству
В случаях, когда меры государственной защиты в отношении лиц, содействующих уголовному судопроизводству, на национальном уровне не обеспечивают их надлежащей защиты, органы, обеспечивающие безопасность, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, вправе:
1) запрашивать помощь у спецслужб и правоохранительных органов иностранных государств о применении мер безопасности к защищаемым лицам;
2) оказывать содействие спецслужбам и правоохранительным органам иностранных государств в осуществлении государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству
Статья 9. Прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении государственной защиты защищаемых лиц
Надзор за исполнением законов при осуществлении государственной защиты защищаемых лиц осуществляют генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Статья 10. Ведомственный контроль
Ведомственный контроль за деятельностью органов, обеспечивающих безопасность защищаемых лиц, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 11. Судебный контроль
Суд контролирует исполнение постановлений (определений) органами, принимающими решение о применении мер безопасности, а также органами, осуществляющими безопасность защищаемых лиц.
Постановление судьи или определение суда по вопросам осуществления государственной защиты может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Глава II. Меры безопасности
Статья 12. Меры безопасности, применяемые в отношении защищаемых лиц
Мерами безопасности, применяемыми в отношении защищаемых лиц, являются:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица;
2) выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) наложение временного или постоянного запрета на выдачу сведений из информационно-справочных и иных документальных фондов;
4) переселение защищаемого лица на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности защищаемого лица;
7) изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица;
8) временное перемещение защищаемого лица в безопасное место;
9) объявление защищаемого лица безвестно отсутствующим или признание его умершим.
Федеральными законами могут устанавливаться также иные меры безопасности.
Статья 13. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица обеспечиваются органами, осуществляющими меры безопасности.
Личная охрана защищаемого лица в зависимости от конкретных обстоятельств может осуществляться круглосуточно либо в заранее согласованные с ним периоды и местах. Места продолжительного пребывания защищаемого лица (место жительства, работы, а в исключительных случаях и иные) могут быть оборудованы средствами наблюдения. Могут быть изменены номера его домашних и служебных телефонов, а также государственные регистрационные знаки используемых им индивидуальных и закрепленных за ним служебных транспортных средств.
Статья 14. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности
Органы, осуществляющие меры безопасности, могут с согласия прокурора или по решению суда (судьи) выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.
Статья 15. Запрет на выдачу сведений о защищаемом лице
По решению органа, принимающего решение о применение мер безопасности, может быть наложен запрет, временный или постоянный, на выдачу сведений о защищаемом лице из адресных бюро, паспортно-визовых служб, подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному делу либо гражданскому делу, такие сведения могут быть представлены в органы предварительного следствия или суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Переселение на другое место жительства защищаемого лица
В целях безопасности защищаемое лицо может быть скрытно переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.
При переселении на постоянное место жительства защищаемому лицу за счет средств федерального бюджета предоставляется равноценное занимаемому жилое помещение, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь и содействие в трудоустройстве на равноценную прежней работу.
При переселении защищаемого лица на временное место жительства ранее занимаемое или равноценное жилое помещение и гарантии трудоустройства на прежнее или равноценное место работы сохраняются за ним в течение всего времени его отсутствия по указанной причине.
Переселение на другое место жительства осуществляется в случаях, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена путем применения других мер государственной защиты.
В случае, если переселение защищаемого лица на другое место жительства связано с изменением места жительства, работы, учебы совершеннолетних членов его семьи и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо также письменное согласие указанных лиц.
Статья 17. Замена документов защищаемого лица
В целях безопасности защищаемого лица может быть произведена замена его документов, удостоверяющих личность, иных документов с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем.
Статья 18. Изменение внешности защищаемого лица
В исключительных случаях в целях безопасности защищаемого лица может быть изменена его внешность.
Статья 19. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица
Защищаемому лицу оказывается содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы, обеспечивающее его безопасность.
Статья 20. Временное перемещение защищаемого лица в безопасное место
Защищаемое лицо может быть временно помещено в место, в котором будет обеспечена его безопасность.
Статья 21. Объявление защищаемого лица безвестно отсутствующим или признание его умершим
В целях безопасности защищаемое лицо по представлению прокурора в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, может быть признано судом безвестно отсутствующим или объявлено умершим.
Статья 22. Обеспечение безопасности военнослужащего
Безопасность военнослужащего обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, с учетом прохождения защищаемым лицом военной службы.
С целью обеспечения безопасности военнослужащего могут применяться также:
1) прикомандирование или перевод защищаемого лица либо военнослужащего, от которого исходит угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение, к новому месту службы в пределах того федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит военную службу;
2) перевод защищаемого лица либо военнослужащего, от которого исходит угроза защищаемому лицу, к новому месту военной службы за пределы того федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит военную службу (по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти);
3) направление военнослужащего, освобождаемого из дисциплинарной воинской части, а также из гауптвахты после отбытия уголовного наказания в виде ареста, не к прежнему месту службы, а в другую воинскую часть, военное учреждение.
Порядок применения к военнослужащим мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания
Безопасность защищаемого лица, содержащегося в изоляторе временного содержания, следственном изоляторе, находящегося в месте отбывания наказания или к которому применяются по определению суда меры медицинского либо воспитательного характера, обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности указанного лица могут применяться также следующие меры безопасности:
1) направление защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний;
2) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места изоляции или отбывания наказания в другое;
3) раздельное или одиночное содержание защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия;
4) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
Глава III. Органы, обеспечивающие безопасность. Основания и порядок
применения мер безопасности
Статья 24. Органы, обеспечивающие безопасность
Решение о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц принимают суд (судья), а также прокурор на основании полученной информации об угрозе безопасности защищаемого лица либо на основании обращения органа дознания или следователя, на рассмотрении которых находится заявление (сообщение) об угрозе безопасности защищаемого лица либо в производстве которых находится уголовное дело. В случаях, не терпящих отлагательства, такое решение может быть принято органом дознания или следователем самостоятельно.
Осуществление мер безопасности в отношении защищаемых лиц возлагается на органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы и федеральные органы налоговой полиции по делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности. В структуре указанных органов в этих целях создаются специальные подразделения. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по делам, находящимся в производстве суда, осуществляются по решению суда (судьи), а в период производства предварительного следствия и дознания - прокурора.
Меры безопасности в отношении военнослужащих и их близких осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и (или) вышестоящим командованием.
Статья 25. Основания применения мер безопасности
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц в связи с их содействием уголовному судопроизводству, установленные органом, принимающим решение о применении мер безопасности.
Статья 26. Решение и порядок применения мер безопасности
Решение и порядок применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом и изданными в его исполнение нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные меры не должны ущемлять жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых лиц.
Меры безопасности, перечисленные в статье 12 настоящего Федерального закона, применяются в отношении лица, достигшего совершеннолетия, - по его заявлению в письменной форме или с его согласия в письменной форме, а в отношении лица, не достигшего совершеннолетия, - по заявлению в письменной форме или с согласия в письменной форме его родителей или лиц, их заменяющих. В случаях, когда применение мер безопасности не терпит отлагательства и сопряжено с реальной угрозой жизни, здоровью и имуществу защищаемого лица, меры безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества защищаемого лица могут применяться без письменного заявления или письменного согласия указанного лица с последующим оформлением указанных документов. О случаях проникновения в жилище защищаемого лица без его ведома и причинах этого ему или его родственникам, проживающим совместно с ним, должно быть сообщено в течение 24 часов.
Орган дознания, следователь, прокурор или суд (судья), получив заявление (сообщение) об угрозе безопасности защищаемого лица, обязаны проверить это заявление (сообщение). Решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности в отношении указанного лица принимается в срок не более 72 часов судом (судьей), прокурором на основании полученной информации об угрозе безопасности защищаемого лица либо на основании обращения органа дознания или следователя. В случаях, не терпящих отлагательства, такое решение принимается незамедлительно, в том числе органом дознания или следователем самостоятельно. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется органу, осуществляющему меры безопасности, и обязательно для исполнения этим органом. О решении, принятом органом дознания либо следователем самостоятельно, в течение 24 часов с момента принятия такого решения, орган дознания либо следователь уведомляет суд (судью) и прокурора, которые в срок не позднее 24 часов выносят постановление (определение) о его законности или незаконности. Постановление (определение) о применении либо об отказе в применении мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению незамедлительно. О принятом решении защищаемое лицо уведомляется в течение 24 часов.
При наличии заявлений (сообщений) об угрозе безопасности защищаемого лица сведения о совершении преступления орган дознания, следователь, прокурор или суд (судья) в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, принимают также решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или подсудности. О принятом решении уведомляется заявитель.
Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает предусмотренные настоящим Федеральным законом меры безопасности и определяет способы их реализации, руководствуясь при этом обстоятельствами дела.
О применяемых мерах безопасности и результатах их применения орган, осуществляющий меры безопасности, информирует орган, принявший решение о применении мер безопасности, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.
В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор о взаимных обязательствах, об условиях применения мер безопасности и о взаимной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Отмена мер безопасности
Меры безопасности в отношении защищаемого лица отменяются в случае, если устранены основания их применения, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона, а также в случае невозможности их дальнейшего применения вследствие нарушения защищаемым лицом условий осуществления этих мер.
Меры безопасности также могут быть отменены по заявлению в письменной форме защищаемого лица.
Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение о применении мер безопасности, а после вступления в силу приговора суда по постановлению судьи или определению суда по месту нахождения защищаемого лица.
В указанном постановлении (определении) должны быть решены вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица, которые защищаемое лицо имело до применения к нему мер безопасности.
Глава IV. Права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих
безопасность
Статья 28. Права и обязанности защищаемых лиц
Защищаемые лица имеют право:
1) требовать обеспечения своей безопасности, безопасности своих близких или других лиц, в отношении которых посредством противоправного посягательства оказывается воздействие на защищаемых лиц, а также охраны их жилищ и имущества;
2) знать о применении в отношении мер безопасности и характере этих мер;
3) обращаться с просьбой о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо об отмене мер безопасности;
4) обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органа, обеспечивающего безопасность, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Защищаемые лица обязаны:
1) выполнять условия осуществления мер безопасности и законные требования органа, обеспечивающего безопасность;
2) немедленно информировать орган, обеспечивающий безопасность, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;
3) при обращении с имуществом, выданным им органом, осуществляющим меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
4) не разглашать сведения о применяемых в отношении их мер безопасности без разрешения органа, осуществляющего меры безопасности.
Права и обязанности разъясняются защищаемому лицу при объявлении об осуществлении в отношении него мер безопасности, о чем делается отметка на постановлении об осуществлении мер безопасности.
Статья 29. Права и обязанности органов, обеспечивающих безопасность
Органы, принимающие решение о применении мер безопасности, в пределах своей компетенции имеют право:
1) запрашивать и получать необходимые сведения, производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, в целях установления оснований применения указанных мер;
2) требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер безопасности;
3) отменять меры безопасности полностью или частично по согласованию с органами, осуществляющими меры безопасности.
Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:
1) избирать меры безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также определять способы их реализации, при необходимости изменять и дополнять осуществляемые меры безопасности;
2) требовать от защищаемых лиц соблюдения условий осуществления мер безопасности, а также выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;
3) обращаться в орган, принимающий решение о применении мер безопасности, с ходатайством о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица при производстве следственных или судебных действий либо об отмене осуществляемых мер безопасности.
Органы, принимающие решение о применении мер безопасности, и органы, осуществляющие эти меры, обязаны:
1) немедленно реагировать на каждый ставший им известный случай противоправного посягательства в отношении защищаемого лица;
2) обеспечивать защиту жизни, здоровья, жилища и имущества защищаемых лиц путем применения мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) своевременно уведомлять защищаемые лица о применении или об отмене в отношении их мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также о принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации решении по уголовному делу, связанных с обеспечением безопасности защищаемых лиц.
Глава V. Меры социальной защиты
Статья 30. Материальные компенсации в случае гибели защищаемого лица, причинения вредя его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества
В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его содействием уголовному судопроизводству его наследникам, по постановлению органа, принимающего решение о применении мер безопасности, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере ста минимальных размеров оплаты труда и назначается пенсия по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае причинения защищаемому лицу в связи с его содействием уголовному судопроизводству телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему по постановлению органа, принимающего решение о применении мер безопасности, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а при стойкой утрате трудоспособности назначается также пенсия по инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае гибели (смерти) либо причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, лицом, содействующим уголовному судопроизводству, в отношении которого не принималось решение о применении мер безопасности, применяются меры социальной защиты, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи.
Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его содействием уголовному судопроизводству, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Ответственность за нарушение требований, установленных
настоящим федеральным законом
Статья 31. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению безопасности защищаемого лица
Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, виновное в непринятии решения о применении мер государственной защиты или ненадлежащем их осуществлении в отношении защищаемого лица, несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении него мерах государственной защиты
Разглашение сведений о защищаемом лице, а также о применяемых в отношении него мерах государственной защиты лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Ответственность защищаемого лица
Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых в отношении его мерах государственной защиты в случае, если это повлекло тяжкие последствия для других лиц, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Продажа, залог или передача другим лицам имущества, выданного в личное пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а равно утрата или порча этого имущества влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Глава VII. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер
государственной защиты
Статья 34. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются за счет средств федерального и соответствующих других бюджетов на основе законодательства Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также за счет средств целевых внебюджетных фондов в соответствии с положениями об этих фондах.
Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут быть возложены на защищаемое лицо.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 35. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного управления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением статей 16, 17, 18 и 30, которые вступают в силу с 1 января 2004 года. До 1 января 2010 года действие настоящего Федерального закона распространяется только на дела, связанные с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. После указанного периода действие настоящего Федерального закона распространяется также на остальные уголовные преступления при наличии реальной угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также их близких.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.