Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной защите потерпевших,
свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству"
Анализ правоприменительной практики показывает, что в последние десятилетия незаконное воздействие криминала на потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, приобрело характер масштабной социально-правовой проблемы. Нарушается и становится неэффективным установленный законодательством процесс правосудия, создаются непреодолимые трудности в собирании доказательств, уголовные дела фактически утрачивают перспективу и преступникам все чаще удается уходить от ответственности.
Предлагаемый проект федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия и борьбы с преступлениями путем установления системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества потерпевших, свидетелей, других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также их близких. Нормами законопроекта предусмотрен конкретный механизм обеспечения государственной защиты, определен перечень лиц, подлежащих такой защите, предусмотрены виды государственной защиты и меры безопасности, применяемые в отношении защищаемых лиц, указаны органы, на которые возложена задача по обеспечению безопасности.
Проведенный сравнительный анализ международно-правовых актов ООН и Совета Европы, а также национальных законодательств различных государств, в том числе и государств-участников СНГ, регламентирующих государственную защиту потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, показал, что предусмотренные в проекте закона меры безопасности в полной мере учитывают международно-правовые основы, принципы и механизмы в данной области. В целом ряде зарубежных стран уже в течение нескольких десятилетий достаточно эффективно функционируют развитые системы специальных институтов и механизмы, которые гарантируют защиту прав и законных интересов потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих правосудию.
Законодательный акт аналогичного содержания был принят в нашей стране еще в 1995 году - Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Положения приведенного Федерального закона предусматривают практически те же виды мер государственной и социальной защиты и механизм их реализации, что и представленный законопроект.
В 1997 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят законодательный акт аналогичного содержания. Однако Президент Российской Федерации 27 июня 1997 г. его отклонил. Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации по указанному закону был высказан целый ряд предложений и замечаний, которые касались применения мер уголовно-процессуальной защиты. В настоящее время указанные меры защиты закреплены в новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (статья 166, часть девятая, 186 часть вторая, 193 часть восьмая, 241 пункт 4 часть вторая, 278 часть пятая).
Реализация на практике норм проекта федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений судов, органов прокуратуры, иных правоохранительных органов Российской Федерации, на которые проектом возлагается принятие решения о применении мер государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству.
На первоначальном этапе будут действовать только те меры безопасности, которые потребуют незначительного финансового и материально-технического обеспечения, а дорогостоящие мероприятия рекомендуется ввести в законную силу в более поздние сроки (ст.36 законопроекта). По этой же причине, с целью экономии финансовых средств, действие федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" до 1 января 2010 года предлагается распространить только на тяжкие и особо тяжкие преступления. Учитывая, что в большинстве случаев давление на защищаемых лиц оказывается именно по делам, связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, распространение действия указанного Федерального закона на остальные уголовные дела в дальнейшем не повлечет значительного увеличения финансовых затрат на его реализацию.
В разработке указанного законопроекта кроме членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы принимали активное участие также представители Министерства внутренних дел Российской Федерации, НИИ МВД РФ, Министерства юстиции Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, других министерств и ведомств.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О государственной защите потерпевших,
свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству"
Принятие федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственной защите потерпевших,
свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству"
В Российской Федерации свидетелями преступлений ежегодно выступают около 10 млн.человек. Примерно четверть из них (около 2,5 млн.) в ходе процесса меняет свои показания.
По данным ВНИИ МВД России 60% граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы.
Следственная и оперативная практика органов внутренних дел свидетельствует, что примерно в 10-20% случаев расследования и рассмотрения уголовных дел особо тяжких и тяжких преступлениях на потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства оказывается открытое либо скрытое противоправное воздействие посредством угроз убийством, причинения телесных повреждений или уничтожения (повреждения) имущества, как в отношении самих указанных лиц, так и в отношении их близких. Следствием таких противоправных действий является отказ участников уголовного судопроизводства от данных ранее показаний либо дача заведомо ложных показаний в пользу подозреваемых, обвиняемых.
Выборочный сбор информации по 30 субъектам Российской Федерации позволил выявить около 100 случаев оказания противоправного воздействия на участников уголовного процесса. 53 случая (более 2% от общего количества) связаны с насильственными действиями.
В среднем в год по Российской Федерации противоправному воздействию подвергается от 150 тыс. до 300 тыс.человек. Из них реально в проведении различных защитных мероприятий нуждаются порядка 5 тыс.человек (2% от общего числа).
В этой связи предполагаемые расходы на реализацию мероприятий, предусматриваемых законопроектом, составят 3817,1 млн.руб., в том числе:
Мероприятия Сумма расходов в
млн.руб.
на оборудование квартир охранной и пожарной 4,4
сигнализацией, замена номеров телефонов,
государственных автомобильных регистрационных
(2500 чел. - 50% от общего числа защищаемых лиц)
на обеспечение защищаемых лиц оружием, 9,4
специальными средствами индивидуальной защиты,
связи и оповещение об опасности (2500 чел. - 50%
от общего числа защищаемых лиц)
на перемещение на другое место жительства, 1400,0
изменение мест работы (службы) или учебы, а также
замена документов (1000 чел. - 20% от общего числа
защищаемых лиц с учетом приобретения новых
квартир)
на личную охрану (дополнительная численность 2250,0
органов внутренних дел - 30 тыс. ед. из расчета
круглосуточной охраны 5 тыс. нуждающихся)
изменение внешности (50 чел. - 1% от общего числа 0,8
защищаемых лиц)
временное помещение в другое место (700 чел. - 14% 145,0
от общего числа защищаемых лиц)
на выплату пособий:
в случае гибели 3,0
(50 чел. - 1% от общего числа защищаемых лиц);
в случае ранения 4,5
(150 чел. - 3% от общего числа защищаемых лиц)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.