Проект федерального закона N 196603-3
"О рынках"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава II. Организация торгового процесса и оказание (ст.ст. 7 - 9)
услуг на рынках
Глава III. Контроль за соблюдением настоящего закона и (ст.ст. 10-12)
ответственность за его нарушение
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере торговой деятельности на рынках для обеспечения потребностей населения Российской Федерации в товарах и услугах, а также защита прав и интересов субъектов торговой деятельности.
Статья 2. Основные термины и определения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающий требованиям к содержанию его территории и оборудования;
регламент рынка - документ, устанавливающий основные правила организации торговой деятельности рынка;
торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения;
товар (работа, услуги) потребительского назначения - продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления;
потребительский рынок (рынок товаров и услуг) - форма взаимодействия и взаимосвязей субъектов торговой деятельности по поводу обращения товаров и услуг для рыночного потребления;
субъекты торговой деятельности - юридические лица различных организационно-правовых форм (торговые организации), осуществляющие торговую деятельность, объединения торговых организаций и граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке, а также граждане, реализующие продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве (включая садовые, огородные участки) и граждане, реализующие непродовольственные товары, бывшие в употреблении;
полномочные представители субъектов торговой деятельности - физические лица, уполномоченные субъектами торговой деятельности осуществлять торговлю на территории рынка от имени субъекта торговой деятельности, полномочия которых подтверждаются соответствующим документом (доверенность, трудовое соглашение, договор и т.д.);
торговое место - обособленный земельный участок (торговая площадь) на территории рынка с размещенным на нем торговым оборудованием. Каждое торговое место обслуживается одним продавцом;
оптовая торговля - торговая деятельность, связанная с покупкой, хранением и продажей партии товаров покупателям для использования в предпринимательской деятельности или иных случаях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием;
мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товара для последующей реализации в розничной торговли. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в транспортной упаковке производителя для розничной реализации;
талон (кассовый чек, квитанция строгой отчетности) на место торговли - документ, подтверждающий факт оплаты за предоставление места и право субъекта торговой деятельности осуществлять торговлю на торговом месте, указанном в талоне или договоре аренды;
розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования;
мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи через объекты мелкорозничной сети в ассортименте и по правилам, определяемым Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
обязательные услуги - услуги, предоставляемые администрацией рынка всем субъектам торговой деятельности, осуществляющим торговлю на территории рынка на безвозмездной основе;
дополнительные услуги - услуги, предоставляемые администрацией рынка за дополнительную плату в соответствии с регламентом рынка, если иное не оговорено в соглашениях между администрацией рынка и субъектами торговой деятельности либо представителями последних.
Статья 3. Рынки
1. Основными задачами рынков являются:
- обеспечение населения широким ассортиментом товаров;
- соблюдение прав и интересов покупателей;
- обеспечение условий для организации торговой деятельности;
- координация деятельности и соблюдение прав хозяйствующих субъектов - арендаторов торговых мест.
2. По специализации рынки классифицируются следующим образом:
- универсальный рынок - рынок по реализации продовольственных и непродовольственных товаров;
- вещевой рынок - рынок по реализации непродовольственных товаров;
- продовольственный рынок - рынок по реализации продовольственных товаров;
- специализированный рынок - рынок по реализации отдельных групп товаров;
- рынок по торговле сельхозпродукцией - рынок по реализации сельскохозяйственной продукции.
Изменение классификации рынка в сторону сокращения его специализации допускается учредителями при уведомлении всех субъектов торговой деятельности, работающих на данном рынке, не менее чем за три месяца, а также при наличии учета мнения общественных организаций субъектов торговой деятельности данного рынка.
3. Специализация рынка и зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров определяется администрацией рынка по согласованию с органами местного самоуправления, органом Государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органом территориального Государственного ветеринарного надзора (при организации торговли продуктами питания).
Статья 4. Организация рынков
Деятельность рынков, в том числе их организация, ввод (приемка) в эксплуатацию, функционирование, а также прекращение их деятельности осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым учредителями, который не может противоречить порядку, утверждаемому органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 5. Управление рынком
1. Управление на рынках муниципальной формы собственности осуществляет администрация рынка, назначаемая органом местного самоуправления.
Управление на рынках иных организационно-правовых форм осуществляется собственником рынка, являющимся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка, в соответствии с настоящим Законом.
2. Все отношения субъектов торговой деятельности, работающих на рынках, с администрацией рынка осуществляются на договорной основе.
В рамках одного рынка существует единый тип договора, отклонения от которого в каждом конкретном случае (особые условия) допустимы только в рамках различий субъектов торговой деятельности, предусмотренных ст.7 настоящего Закона.
Типовые договоры рынков утверждаются по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. При обращении общественных организаций предпринимателей к администрациям рынков и органам местного самоуправления о проведении предварительных консультаций по вопросам утверждения типовых договоров, такие консультации должны быть начаты в течение семи календарных дней с момента получения обращения. Консультации должны быть завершены в течение десяти календарных дней, если стороны не согласились об их продолжении.
Администрации рынков могут заключать с общественными объединениями предпринимателей коллективные соглашения. Администрации рынков не вправе уклоняться от консультаций с общественными объединениями предпринимателей, обращающимися с инициативой заключения коллективных соглашений, если соответствующее объединение предпринимателей представляет не менее 10% субъектов торговой деятельности соответствующего рынка. Соответствующие консультации должны быть начаты в течение семи календарных дней с момента получения соответствующего обращения. Консультации должны быть завершены в течение тридцати календарных дней, если стороны не договорились об их продолжении. Нормы коллективных соглашений, ухудшающие положение субъектов торговой деятельности по сравнению с договорами, недействительны.
3. Администрация рынка обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, регулирующими торговую деятельность, регламентом рынка, который определяет систему взаимоотношений субъектов торговой деятельности и администрацией рынка.
4. Регламент рынка разрабатывается администрацией рынка в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, учредительными документами рынка и согласовывается с государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Регламент должен содержать следующие обязательные условия:
- права, обязанности, ответственность субъектов торговой деятельности;
- порядок предоставления субъектам торговой деятельности торговых мест;
- обязанности и порядок функционирования администрации рынка;
- характеристику предоставляемых продавцам торговых мест и объектов; порядок, обеспечивающий инвентаризацию торговых мест; учет торгующих на рынке, условия и стоимость аренды торгового места;
- режим работы рынка и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
- информацию о порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания (с учетом специализации рынка);
- информацию о порядке проведения фитосанитарного (карантинного) контроля;
- перечень дополнительных услуг, включая услуги питания, сертифицированные в установленном порядке.
5. Разрешение споров и разногласий, возникающих в процессе осуществления торговой деятельности на рынках, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка
При организации и эксплуатации рынка должны быть соблюдены архитектурные нормы; правила пожарной безопасности в Российской Федерации; требования к рекламно-художественному оформлению, освещению территорий (объектов рынка); санитарные требования, предъявляемые к планировке рынка, содержанию его территории, водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, устройству и содержанию помещений, использованию оборудования и инвентаря.
Площадь рынка должна быть оборудована специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа).
Торговля товарами потребительского спроса из емкостей (контейнеров), тонаров, автомобилей и цистерн разрешается только в отведенных администрацией рынка местах.
Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспечивать покупателям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможности экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.
Запрещается организация дополнительных торговых мест, ограничивающих свободное продвижение по рынку, в том числе в вестибюлях, входных тамбурах, в проходах между установленными в соответствии со схемой размещения торговых рядов, а также за пределами территории рынка.
Глава II. Организация торгового процесса и оказание услуг на рынках
Статья 7. Организация торгового процесса
1. Организация торгового процесса на рынке должна производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормами настоящего Закона и в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров и соблюдение прав и интересов покупателей.
2. Запрещается осуществление оптовой торговли на территории рынка, предназначенного для розничной торговли.
3. Ассортимент товаров, реализация которых на рынках запрещена, определяется согласно правилам, установленным действующим законодательством, а также нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации
Расчеты между продавцом и покупателем осуществляются в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем, кроме уровня цен на товары, регулируемых правовыми актами Российской Федерации.
В период сбора сельскохозяйственной продукции администрациями универсальных и продовольственных рынков выделяются специальные торговые площади для торговли сельхозпродукцией, расположение которых устанавливается согласно Регламенту рынка.
4. Торговые места предоставляются администрацией рынка при обязательном предъявлении:
1. Индивидуальными предпринимателями:
- документа, подтверждающего личность (паспорт);
- свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
- свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для соответствующих видов деятельности.
2. Юридическими лицами:
- свидетельства о государственной регистрации с отметкой о постановке на налоговый учет.
3. Иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также иногородними гражданами:
- паспорта (с соблюдением паспортно-визового режима и упорядочения миграции) и документа, подтверждающего факт регистрации по месту пребывания на соответствующей территории;
- квитанции об уплате подоходного налога;
- свидетельства в государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
4. Гражданами, реализующими сельхозпродукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве (включая садовые, огородные участки);
- документа о владении (пользовании) земельным (дачным) участком;
- паспорта или документа, его заменяющего.
Предоставление торговых мест осуществляется:
- на срок от 1-го дня и до 1-го месяца - по соглашению между администрацией рынка и субъектом торговой деятельности. Оплата торгового места производится ежедневно, с выдачей субъекту торговой деятельности разового талона единого образца (кассового чека или квитанции строгой отчетности);
- на срок более 1-го месяца администрация рынка в обязательном порядке заключает с субъектом торговой деятельности договор аренды торгового места, в котором оговариваются стоимость аренды торгового места, условия оплаты, а также иные условия.
Оплата торгового места производится до начала торговли. Получение от субъектов торговой деятельности денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
При предоставлении торгового места администрация рынка в обязательном порядке доводит до сведения субъектов торговой деятельности настоящие положения, регламент рынка.
5. Субъект торговой деятельности, за исключением граждан, реализующих продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве (включая садовые, огородные участки), кроме документов, перечисленных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона, для осуществления торговли на рынках должен иметь при себе следующие документы:
при реализации продовольственных и непродовольственных товаров:
- документы, подтверждающие факт приобретения товаров (накладные, чеки, торгово-закупочные акты);
- сертификаты соответствия с реквизитами гигиенического сертификата (для лиц, реализующих продовольственные товары);
- карантинный сертификат и акт о прохождении карантинного досмотра (контроля) в карантинной инспекции;
- субъекты торговой деятельности, реализующие продукцию, завезенную из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, должны иметь акт о проведении фитосанитарного (карантинного) контроля;
- медицинскую книжку, если ее обязательное наличие у продавца предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами.
При осуществлении лицензируемых видов деятельности субъект торговой деятельности должен иметь соответствующую лицензию.
Требование у субъектов торговой деятельности других документов не допускается.
6. Полномочный представитель субъекта торговой деятельности обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также иметь, при наличии квитанции об уплате единого налога на вмененный доход, документ (трудовой договор или иной договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность.
Передача субъектами торговой деятельности торгового места третьему лицу не допускается.
Статья 8. Права и обязанности администрации рынка
1. Администрация рынка имеет право:
- определять с учетом расходов на содержание рынка размеры ставок арендной платы за торговое место для дальнейшего утверждения их собственником, стоимость дополнительных услуг, предоставляемых в соответствии с договором аренды, порядок и сроки внесения арендной платы за место торговли;
- заключать договора аренды торгового места с организациями и физическими лицами на право торговой деятельности на территории рынка;
- осуществлять контроль за соблюдением выполнения условий регламента рынка;
- осуществлять перепланировку территории рынка для создания дополнительных торговых мест и удобств для потребителей в установленном порядке.
2. Администрация рынка обязана:
- организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с правилами торговли, нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения;
- иметь при входе на территорию рынка вывеску с указанием названия рынка, расположения администрации рынка, специализации рынка и его режима работы;
- установить на доступном для обозрения месте: указатель торговых зон по специализации, стенд с указанием схемы размещения торговых зон, расположением сооружений и зданий рынка, входов и выходов, проходов и проездов с указанием их целевого предназначения, перечень товаров, реализация которых на рынках запрещена федеральным законодательством Российской Федерации и соответствующего субъекта федерации, информации о номерах телефонов дирекции рынка и контролирующих органов;
- обеспечить условия для проведения ветеринарно-санитарной и карантинной экспертизы с учетом специализации рынка, а также для временного хранения продукции, требующей определенного температурного режима;
- обеспечить условия для работы контролирующих органов;
- обеспечивать сервисное обслуживание объектов и мест торговли на территории рынка в части энерго-, водо- и теплоснабжения, а также предоставлять субъектам торговой деятельности весоизмерительные приборы и принадлежности, торговый инвентарь, примерочные кабины, соответствующие техническим требованиям, санитарным нормам и правилам, а также предоставлять субъектам торговой деятельности на платной основе камеры хранения товаров;
- принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, противопожарной безопасности, организации сторожевой охраны, устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей;
- нести ответственность за нарушение положений настоящего Закона, нарушение порядка и учета предоставления торговых мест в соответствии с действующим законодательством;
- нести ответственность за состояние весоизмерительных приборов и принадлежностей, за предоставление субъектам торговой деятельности весоизмерительных приборов и принадлежностей, не прошедших поверку в органах государственной метрологической службы (других уполномоченных на то органах, организациях) или калибровку;
- информировать субъекта торговой деятельности не менее чем за 15 дней об изменении ставок сбора арендной платы за торговое место, если иное не предусмотрено договором аренды, предстоящей перепланировке территории рынка, при этом не допускается необоснованное ухудшение условий деятельности субъектов торговли;
- представлять в налоговую инспекцию ежеквартально, за месяц до начала отчетного периода, информацию о классификации торговых мест, а также список предпринимателей и лиц, арендующих торговые места согласно классификации, или участок земли с указанием номера и даты заключенного договора аренды и договорной стоимости аренды;
- иметь нормативно-правовые акты, регламентирующие компетенцию органов, имеющих право осуществлять контроль за торговой деятельностью на рынках;
- нести ответственность за все выявленные на рынке нарушения действующего законодательства Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 9. Права и обязанности субъектов торговой деятельности
Субъекты торговой деятельности при торговле на рынке имеют право:
- осуществлять торговлю на предоставленном администрацией рынка торговом месте в течение установленного срока при оплате и наличии платежного документа;
- пользоваться торговым инвентарем и иным оборудованием рынка по соглашению с администрацией рынка;
- устанавливать на торговом месте собственное торговое оборудование, не нарушающее санитарно-технических норм с разрешения администрации рынка;
- обладать преимущественным правом перед другими субъектами торговой деятельности на пролонгацию договора аренды торгового места с администрацией рынка по истечении срока договора при отсутствии письменных претензий со стороны администрации рынка и покупателей;
- принимать участие посредством своих представителей от общественных объединений предпринимателей в проводимых контролирующими органами проверках.
Субъекты торговой деятельности обязаны:
- соблюдать регламент работы рынка;
- соблюдать действующее законодательство, регламентирующее торговую деятельность;
- соблюдать правила эксплуатации и содержания имущества рынка, возмещать в соответствии с действующим законодательством причиненный рынку ущерб;
- содержать торговое место в соответствии с санитарными нормами;
- нести ответственность за состояние собственных весоизмерительных приборов и принадлежностей, а также за несвоевременную их поверку в органах государственной метрологической службы (других уполномоченных на то органах, организациях) или калибровку.
Иные права и обязанности субъектов торговой деятельности предусматриваются дополнительно в договоре, заключаемом с администрацией рынка.
Нормы настоящего Закона, предусматривающие права общественным объединениям предпринимателей, распространяются на общественные организации, которые представляют не менее 10% предпринимателей соответствующего рынка.
Глава III. Контроль за соблюдением настоящего закона и ответственность
за его нарушение
Статья 10. Контроль за работой рынков
Контроль за соблюдением настоящего Закона, регламентирующего торговую деятельность на рынках, осуществляется контролирующими органами и администрацией рынка в пределах своей компетенции.
Статья 11. Ответственность за нарушение норм и правил, регламентирующих деятельность рынков
Юридические и физические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
В.В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.