Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 194624-3 "О внесении дополнений
в Федеральный конституционный закон "О Правительстве
Российской Федерации"
Досье на проект федерального конституционного закона
В настоящее время компетенция Правительства Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом (ФКЗ) "О Правительстве Российской Федерации" (в редакции ФКЗ от 31.12.1997 г. N 3-ФКЗ) на основе применения государственной власти в соответствии со статьями 10, 11 и 110 - 117 Конституции Российской Федерации.
Юридические нормы данного ФКЗ (статья 1) определяют Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ, возглавляющий административную, исполнительно-распорядительную деятельность в стране. Тем самым действующее законодательство наделяет правительство общей компетенцией и предоставляет ему право осуществлять руководство государственным управлением (статьи 12-23 ФКЗ). Таким образом данный ФКЗ регулирует сферу отношений, имеющих основополагающее значение для общества, государства и граждан России.
Указанные отношения выступают в виде системы конкретных правовых взаимосвязей, имеющих свое прямое обоснование в Конституции РФ и выражающихся прежде всего в правах и обязанностях сторон, т.е. субъектов конституционно-правовых отношений.
Происходящие в стране изменения, затронув, прежде всего, экономические основы жизни в государстве, оказывают непосредственное влияние на условия реализации прав, обязанностей и законных интересов каждого гражданина РФ. Российское общество в течении последнего десятилетия не раз было поставлено перед фактом, когда деятельность Правительства РФ в экономической и социальной сферах приводила к значительным материальным издержкам государства, которые препятствуют исполнению конституционной нормы, определяющей РФ как социальное государство.
Между тем пункт 1 статьи 7 Конституции РФ определяет цель, на которую направлена политика РФ как социального государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом в качестве высшего органа исполнительной власти РФ Правительство РФ имеет своей главной обязанностью деятельность по решение этой задачи, причем во временных рамках конституционных полномочий, то есть на срок не более четырех лет.
Это в свою очередь влечет за собой конституционную ответственность Правительства РФ перед российским обществом и многонациональным народом РФ за выполнение своих обязательств. Таким образом компетенция Правительства РФ должна включать в себя юридические нормы политической ответственности (прекращение полномочий) перед обществом и народом РФ за результаты деятельности.
В действующем законодательстве политическая ответственность правительства существует лишь перед президентом страны, который имеет конституционное право отправить в отставку правительство, а также - перед нижней палатой парламента (Государственной Думой) в форме выражения недоверия правительству. Однако последняя процедура весьма длительна, а сама форма ответственности ограничена: для отставки необходимо два вотума недоверия в течении трех месяцев, но и в этом случае президент может либо объявить об отставке правительства, либо распустить нижнюю палату (Государственную Думу). Поэтому весьма необходимым представляется правовая реализация политической ответственности правительства в соответствии с конституционной нормой, объявляющей многонациональный народ РФ в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.
Предложенный в настоящем проекте механизм обеспечения политической ответственности Правительства РФ за деятельность в социальной и экономической сфере основывается на положениях статей 1, 3, 4, 7, 15 Конституции РФ, составляющих основу конституционного строя в РФ, и направлен на то, чтобы обеспечить препятствование отчуждению Правительства Российской Федерации из сферы суверенитета и властных полномочий народа Российской Федерации и подмене национальных интересов интересами исполнительной власти.
Проект содержит юридическую норму, предусматривающую взятие вновь образованным Правительством Российской Федерации обязательств по исполнению минимального количества контрольных цифр наиболее важных для осуществления повседневной жизни населения экономических и социально-экономических показателей развития Российской Федерации за определенный период времени. Данная норма призвана обеспечить доступность понимания и ясность намерений и результатов деятельности правительства для большинства населения, независимо от образовательного уровня или занимаемого в обществе положения.
Проект способствует устранению субъективизма и повышению компетентности исполнительных решений Правительства РФ по реализации социально-экономического развития Российской Федерации, поскольку коллегиальная ответственность кабинета министров за обеспечение и гласность контрольных цифр соответствующих показателей повлечет за собой уменьшение разного рода рисков по принятым правительством решений и создает правовые условия для социально эффективного выбора возможностей развития, требующего определенного согласия общества на субъективный выбор правительства.
Весьма важным является то обстоятельство, что в проекте установлен минимальный перечень контрольных социально-экономических показателей, что вполне согласуется с установкой большинства населения. В этом случае каждый гражданин Российской Федерации будет уверен в том, что правительство реально будет вынуждено следовать на практике громко признаваемой цели - сохранение и усиление государства, национальной культуры, гражданского порядка и процветания в интересах каждого гражданина РФ.
Проект позволит поставить под публичный прямой контроль многонационального народа Российской Федерации деятельность Правительства Российской Федерации по исполнению социально-экономических показателей развития РФ, не подменяя в этом отношении иные правовые формы контроля со стороны других институтов государственной власти.
Достоинством данного законопроекта является то обстоятельство, что он мобилизует общество на рост экономики и развитие страны и не требует для своей реализации дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета и бюджетов других уровней.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального конституционного закона "О внесении дополнений
в Федеральный конституционный закон "О Правительстве
Российской Федерации"
Принятие федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации, в которых необходимо
внести изменения, которые необходимо принять в связи с принятием
Федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный
конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"
1. Перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие закона:
1) законы: нет;
2) подзаконные акты: нет.
2. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимо разработать для реализации закона:
1) законы: нет;
2) подзаконные акты: нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.