Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении в некоторые акты
законодательства Российской Федерации изменений и дополнений,
направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования
(заимствования)"
В целях совершенствования механизмов реализации прав по ипотеке в соответствии с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28, Госстрой России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработал законопроект, вносящий в федеральное законодательство ряда изменений и дополнений, касающихся установления оснований для выселения граждан из заложенных жилых помещений, приобретенных с помощью кредитных средств, в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение, а также для переселения этих граждан в муниципальный резервный фонд.
Действующее законодательство не дает однозначного подхода при решении вопросов, связанных с особенностями при рассмотрении судебных дел по обращению взыскания на заложенное жилое помещение и выселению недобросовестных заемщиков и членов их семей, так как в случае принятия судом решения об обращении взыскания и реализации заложенного жилья требуется обеспечить бывшему заемщику его конституционное право на жилище.
Кроме этого, в законодательстве не предусмотрена ипотека жилого дома или квартиры, приобретенного не на кредитные средства, а на средства целевого займа. Это существенно ограничивает круг организаций, готовых предоставить средства на приобретение жилья, но не предоставляющие их из-за отсутствия обеспеченного залогом обязательства, дающего право заимодателю получить удовлетворение своих требований из стоимости заложенного имущества.
Отсутствие в федеральном законодательстве нормы, предусматривающей предоставление гражданам, выселяемым из заложенного жилого помещения, временного жилья, заставляет органы власти субъектов Российской Федерации решать эту задачу через свою законодательную базу, сталкиваясь при этом с проблемой возможной приватизации бывшим залогодателем жилья, предоставленного ему во временное пользование.
Вместе с тем, это не позволяет новому собственнику жилья в полной мере реализовать гарантированное ему гражданское право на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему жилым помещением, в случае, если оно приобретено с торгов во исполнение судебного решения об обращении взыскания на заложенный жилой дом или квартиру.
Названные выше причины существенно увеличивают для кредиторов и инвесторов степень риска по возврату выданных долгосрочных кредитов (целевых займов) на приобретение жилья, что в значительной степени сдерживает их в более широком участии в финансировании системы ипотечного жилищного кредитования.
В этой связи, разработанный законопроект вносит необходимые изменения и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР, Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", которые:
устанавливают основания для прекращения права пользования бывшим залогодателем и членами его семьи жилым домом или квартирой, заложенным в обеспечение возврата кредита или целевого займа, взятого на его приобретение, в случае обращения взыскания на это имущество и перехода его к новому собственнику;
определяют порядок выселения бывшего собственника заложенного жилого дома или квартиры и членов его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилье, а также порядок предоставления жилья для временного проживания, установив при этом для вселяемых граждан ограничения в части права на приватизацию этого жилья и его обмен;
устанавливают возникновение ипотеки жилого дома или квартиры, приобретенного на средства целевого займа и предоставленного юридическим лицом на покупку жилья, в силу закона.
Принятие данного законопроекта позволит решить следующие задачи:
обеспечить реальную защиту конституционного права граждан на жилище, в случае обращения взыскания на жилой дом или квартиру, заложенный в обеспечение возврата кредита или целевого займа, взятого на его приобретение;
закрепить конституционное право собственника в полном объеме распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе и жилым помещением;
обеспечить надежные гарантии кредиторам и инвесторам, направляющим свои капиталы на рынок долгосрочных жилищных ипотечных кредитов;
привлечь в качестве кредиторов фонды поддержки и развития жилищного строительства, кредитные союзы и другие организации, для осуществления деятельности которых по предоставлению ипотечных займов не требуется получение лицензии Центрального банка Российской Федерации, и играющих определенную роль в формировании дополнительного платежеспособного спроса на жилье.
Реализация законопроекта не потребует затрат, которые могли бы привести к увеличению расходов федерального бюджета и не повлечет за собой внесения изменений, дополнений, отмены или принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.