Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обязательных профессиональных
пенсионных системах в Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" является составной частью пакета правовых актов по реализации пенсионной реформы в Российской Федерации. Проект направлен на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда.
В настоящее время сложилась широкая система льготных пенсий, назначаемых ранее общеустановленного пенсионного возраста. Досрочная пенсия устанавливается каждому четвертому вновь выходящему на пенсию работнику. По оценкам экспертов, каждая третья досрочная пенсия назначается работникам, занятым в нормальных условиях труда, в силу формального отнесения соответствующих профессий и должностей к спискам, дающим право на такую пенсию.
Проект предусматривает создание профессиональных пенсионных систем, в рамках которых после введения в действие настоящего федерального закона будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда.
При этом работники, полностью или частично сформировавшие свои права на льготную пенсию, сохранят возможность реализовать их в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с проектом право на выплаты из профессиональной пенсионной системы возникает у работников без ограничений на минимальный стаж работы на рабочих местах с особыми условиями труда.
Формирование профессиональных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаимодействия социальных партнеров. В соответствии с положениями коллективного договора профессиональная пенсионная система может быть создана с участием Пенсионного фонда Российской Федерации или негосударственного пенсионного фонда, имеющего соответствующую лицензию.
Законопроектом предусмотрено создание попечительского совета профессиональной пенсионной системы, в функции которого входит общественный контроль за функционированием профессиональной пенсионной системы.
Финансирование профессиональных пенсионных систем обеспечивается за счет уплаты работодателем взносов в профессиональные пенсионные системы, которые подлежат учету при расчете единого социального налога.
В качестве альтернативы созданию профессиональной пенсионной системы в отношении работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, проект предусматривает возможность, на основе соответствующих положений коллективного договора, замену взносов в профессиональную пенсионную систему установлением надбавок за работу в особых условиях труда.
Профессиональные пенсионные системы осуществляют свою деятельность на накопительных принципах. Взносы в профессиональную пенсионную систему учитываются на специальных индивидуальных счетах работников и подлежат инвестированию. Размещение пенсионных накоплений, сформированных в рамках Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется в том же порядке и на условиях, что и средства, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Размещение пенсионных накоплений иных профессиональных пенсионных систем осуществляют уполномоченные управляющие компании в соответствии с правилами и ограничениями, установленными настоящим федеральным законом, решениями Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, на которые, в соответствии с закрепленными за ними законодательством Российской Федерации функциями, будет возложен надзор и контроль за деятельностью уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем.
Проектом предусматривается обязательное заключение договора уполномоченных негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний с уполномоченным специализированным депозитарием, который будет осуществлять учет активов пенсионных накоплений, прием и передачу ценных бумаг в связи со сделками и операциями по инвестированию, ежедневный контроль за соблюдением уполномоченной управляющей компанией ограничений по составу и структуре активов пенсионных накоплений, установленных правовыми актами.
Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будет предоставлено работникам, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда. Перечень профессий и должностей указанных работников устанавливается локальным нормативным актом работодателя на основании списков рабочих мест (производств, работ, профессий и должностей), определяемых Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается процедура аттестации рабочих мест с особыми условиями труда, позволяющая оценить соответствие фактического качества условий труда установленным нормативам и являющаяся основанием для формирования работодателем перечня соответствующих рабочих мест.
Обязательная профессиональная пенсия выплачивается ежемесячно в течение льготного периода до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер обязательной профессиональной пенсии определяется, исходя из суммы пенсионных накоплений в пользу работника, и продолжительности фактического периода получения пенсии в течение льготного пенсионного периода.
Для участников профессиональных пенсионных систем в соответствии с правилами этих систем предусматривается возможность выбора формы выплат: ежемесячная пенсия либо получение единовременной выплаты.
Законопроектом предусматривается выплата выкупных сумм родственникам умерших застрахованных лиц и участников, а также возможность вместо выплаты профессиональной пенсии, оплатить взнос по договору страхования пенсионной ренты, заключенному со страховой организацией по выбору застрахованного лица (участника).
Отличительными положительными особенностями данного законопроекта (в совокупности с необходимыми изменениями в другие федеральные законы) является то, что от его принятия выигрывают все три стороны социального партнерства:
работники: (а) расширяются возможности по росту заработной платы, как за счет надбавок за работу в особых условиях труда, так и за счет экономии работодателя на потенциальном росте налоговой нагрузки; (б) снимаются ограничения на минимальный стаж работы на рабочих местах с особыми условиями труда, необходимый для выплаты профессиональной пенсии; (в) расширяются возможности по выбору видов компенсаций за работу в особых условиях труда:
работодатели: минимизируется рост налоговой нагрузки в связи с введением профессиональных пенсий и тем самым создаются дополнительные предпосылки для повышения эффективности производства;
государство: (а) налоговые вычеты по единому социальному налогу компенсируются ростом налоговой базы (из-за того, что не прервется начавшийся (в связи либерализацией налоговой системы 2001 году) процесс легализации заработной платы); (б) создаются дополнительные предпосылки для экономического роста.
Федеральный закон предусматривается ввести в действие с 1 января 2003 года.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "Об обязательных профессиональных
пенсионных системах в Российской Федерации"
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ (изменения).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (дополнения).
3. Федеральный закон от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (изменения).
4. Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (изменения).
5. Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (изменения).
6. Федеральный закон "Об особенностях деятельности профессиональных пенсионных систем, созданных с участием иных уполномоченных организаций" (принять).
7. Внесение изменений и дополнений в принятые на их основе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью организаций профессиональных пенсионных систем, порядка регистрации профессиональных пенсионных систем, а также о типовых правилах деятельности профессиональных пенсионных систем, типовом положении о попечительском совете профессиональной пенсионной системы, о порядке перевода пенсионных накоплений из организаций профессиональной пенсионной системы, о порядке проведения работодателями аттестации рабочих мест с особыми условиями труда.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обязательных профессиональных
пенсионных системах в Российской Федерации"
Законопроект предусматривает установление обязательных страховых взносов в профессиональные пенсионные системы.
Суммы взносов, уплаченных налогоплательщиком в профессиональные пенсионные системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательных профессиональных пенсионных системах, не подлежат налогообложению единым социальным налогом, а сумма этого налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы). Однако, поскольку вступившим в силу Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя устанавливать повышенный уровень оплаты труда работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, постольку введение налогового вычета не приведет к сокращению текущих поступлений по единому социальному налогу.
Введение в действие законопроекта не потребует иных расходов из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, так как его действие не распространяется на работников государственных организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней.
Вопрос о финансировании расходов на уплату взносов убыточными организациями следует решать в рамках действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.