Проект федерального закона N 201077-3
"Об оплате труда во внебюджетных организациях"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Назначение и цель закона
Закон регулирует оплату труда во внебюджетных организациях Российской Федерации.
Целью закона является создание внутреннего экономического механизма, действующего в направлении повышения уровня оплаты труда в экономике России, ее более равномерному распределению между работниками и руководством, искоренение неучитываемых и неналогооблагаемых способов оплаты труда, улучшению информированности общества о ситуации на рынке труда, увеличению бюджетных поступлений.
Статья 2. Оплата труда
Под оплатой труда в данном законопроекте понимаются любые выплаты организации в пользу физического лица, создающие у последних доходы, подпадающие под налогообложение физических лиц по п.6 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 3. Принципы государственного регулирования оплаты труда
Государственное регулирование оплаты труда во внебюджетных организациях основано на принципах прямого и косвенного регулирования.
Прямое государственное регулирование основано на установлении минимума оплаты труда.
Косвенное государственное регулирование оплаты труда основано на фундаментальном принципе налогообложения, состоящем в исключения из налогообложения обоснованных (экономически оправданных) производственных затрат, учитываемых по ценам, сложившимся на рынке. Данный федеральный закон распространяет его на оплату рабочей силы путем исключения из налогообложения в качестве необходимых затраты на оплату труда по средним рыночным ценам, реально сложившимся на рынке труда.
Ни размер полных затрат на оплату труда, ни размер оплаты труда отдельных работников (выше установленного минимума) государством не регулируются.
Статья 4. Источники выплаты заработной платы
Выплата заработной платы, премий и иных поощрений работников во внебюджетных организациях осуществляется из формируемых в них фондов оплаты труда.
Во внебюджетных организациях Российской Федерации может быть создано три фонда оплаты труда:
1. Фонд оплаты труда штатных работников организации, расходы из которого исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - ФОТ-1;
2. Фонд оплаты труда привлеченных работников, расходы из которого исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - ФОТ-2
3. Фонд оплаты труда, формируемый из прибыли организации - ФОТ-3.
Статья 5. Фонд оплаты труда штатных работников организации, расходы из которого исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - ФОТ-1
Годовые расходы из ФОТ-1 не могут превышать произведения среднесписочного числа работников на среднегодовую нормативную оплату труда (СНОТ) для региона размещения организации.
Статья 6. Районирование территории Российской Федерации по уровню оплаты труда
Районирование территории Российской Федерации по уровню оплаты труда основывается на федеральном делении Российской Федерации. В рамках субъекта Федерации могут быть выделены особые районы оплаты труда. Выделение особых районов оплаты труда на территории субъекта Федерации осуществляется самим субъектом Федерации.
Статья 7. Среднегодовая нормативная оплата труда
Среднегодовая нормативная оплата труда (СНОТ) для каждого региона устанавливается ежегодно и публикуется не позднее начала второго квартала Госкомстатом РФ как средняя полная (по всем видам оплаты) годовая оплата труда штатных работников во внебюджетных организациях региона за истекший год.
Статья 8. Среднегодовая нормативная оплата труда в отраслях с особыми условиями труда
Ввести три вида особых условий труда: опасные, вредные и ответственные условия труда. Организация может быть отнесена как к одному или нескольким видам особых условий труда.
Для организаций, использующих труд с особыми условиями труда, величина среднегодовой нормативной оплаты труда увеличивается за счет повышающих коэффициентов.
Ввести для каждого вида особых условий труда три категории по степени их особенности и установить повышающие коэффициенты для каждой категории особых условий труда:
- первая категория - 10%;
- вторая категория - 20%;
- третья категория - 30%.
При отнесении организации к двум или трем видам особых условий труда повышающие коэффициенты, присвоенные по каждому виду особенности, складываются, и сумма уменьшается на 10% при отнесении организации к двум категориям и на 15% при отнесении организации к трем категориям особых условий труда.
Поручить Правительству разработать перечень отраслей с особыми условиями труда и их категориальность и порядок отнесения к ним организаций.
Регистрация организаций по особым условиям труда осуществляется налоговыми органами.
Статья 9. Фонд оплаты труда привлеченных лиц, расходы из которого исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - ФОТ-2
Оплата труда привлеченных лиц, не состоящих в штате организации (авторов, адвокатов, консультантов, артистов, совместителей, временных и сезонных рабочих и т.п.) осуществляется из фонда оплаты труда привлеченных лиц - ФОТ-2, расходы из которого на уровне расходов предыдущего года исключаются из налогооблагаемый базы.
Оплата превышения этих расходов осуществляется из фонда ФОТ-3.
Статья 10. Фонд оплаты труда, формируемый из прибыли - ФОТ-3
Расходы на оплату труда из ФОТ-3 не регламентируются.
Статья 11. Об оплате труда в некоммерческих организациях
В некоммерческих (бесприбыльных) организациях оплата труда штатных работников осуществляется исключительно из ФОТ-1.
Учредители некоммерческого организации имеют право премировать ее работников из средств собственных фондов оплаты труда.
Оплата труда привлеченных лиц в некоммерческих организациях осуществляется на повременной основе и величина фонда оплаты труда привлеченных лиц ФОТ-2 не может превышать произведения полного фонда времени работы привлеченных лиц в часах (днях) на нормативную почасовую (поденную) оплату, определяемую делением нормативной оплаты труда на нормативный фонд рабочего времени в часах (днях).
Статья 12. Об оплате труда в иностранных организациях на территории Российской Федерации
Порядок оплаты труда в иностранных организациях осуществляется в соответствии с данным федеральным законом за исключением положений статьи 7 данного закона. Если средний уровень оплаты труда в стране-резиденте владельца организации выше, чем в Российской Федерации, то в этих организациях используется среднегодовая нормативная оплата труда (СНОТ), равная среднеарифметическому значению этих величин в регионе и стране-резиденте.
Статья 13. Об оплате труда в Банке России
Установить, что оплата труда в Банке России осуществляется в соответствии системой оплаты труда в некоммерческих организациях с увеличенным, в связи с ответственностью его деятельности, на пятьдесят процентов размером фонда оплаты труда.
Статья 14. О минимальном уровне оплаты труда
В Российской Федерации вводится минимальный уровень оплаты труда в коммерческих внебюджетных организациях.
Минимальный уровень оплаты труда для граждан Российской Федерации установлен:
- для штатных работников в размере 30 процентов от уровня региональной нормативной оплаты труда;
- для привлеченных лиц в размере 25 процентов от уровня региональной нормативной оплаты труда.
Минимальный уровень труда для лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, установлен в размере 20 процентов от уровня региональной нормативной оплаты труда.
Минимальный почасовой (поденный) уровень оплаты труда рассчитывается исходя из минимального годового уровня оплаты труда и нормативного годового бюджета рабочего времени в часах (днях).
Статья 15. О повышении региональной нормативной оплаты труда
С целью привлечения капиталов в регионы, характеризующиеся низким уровнем оплаты труда, региональная среднегодовая нормативная оплата труда может быть повышена, но не выше средней по всей Российской Федерации. Решение об этом принимается сроком на один год органом законодательной власти в регионе.
Статья 16. Порядок уплаты налога на сверхнормативную оплату труда
Налог на сверхнормативную оплату труда является частью общего налога на прибыль организации и уплачивается в размере ставки этого налога.
Налог на сверхнормативную оплату труда начисляется на величину фонда оплаты труда ФОТ-3 отдельно от общего налога на прибыль организации в порядке и сроки уплаты налога на прибыль. При оплате общего налога на прибыль в расходы включаются все затраты на оплату труда (из всех фондов оплаты труда).
Статья 17. Распределение доходов от налогообложения сверхнормативной оплаты труда
Доходы, получаемые от налогообложения сверхнормативной оплаты труда, распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами в равной доле.
Статья 18. Информация об уровне оплаты труда
Организация в годовой налоговый отчет включает данные о показателе уровня оплаты труда (ПУОТ), равном отношению полной выплаченной зарплаты за год штатным работникам к предельно допустимому значению фонда безналоговой оплаты труда ФОТ-1, показателе распределения оплаты труда штатных работников (ПРОТ), равном отношению годовой зарплаты руководителя организации к средней годовой оплате труда в ней и нормированном показателе распределения оплаты труда (НПРОТ).
Для определения нормированного показателя распределения оплаты труда (НПРОТ) Госкомстат группирует все организации Российской Федерации по уровню численности работников, определяет нормативный показатель распределения оплаты труда по каждой группе как среднее значение этой величины по группе, и отношение показателя распределения оплаты труда в организации к нормативу этого значения для той же группы численности работников, в которую входит организация, и составляет нормированный показатель распределения оплаты труда.
Эта информация является открытой и должна, на основе права на свободу информации, предоставляться налоговыми органами средствам массовой информации по их запросам и, при наличии возможностей, публиковаться в сети Интернет.
Статья 19. Ввод в действие закона
Закон вступает в действие с начала финансового года, наступающего после публикации данного закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.