Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 206520-3 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее законопроект) разработан в соответствии с Планом подготовки проектов федеральных законов на 2002 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации N 306-р от 14 марта 2002 г.
Законопроект является одним из основных проектов федеральных законов, разработанным в целях правового обеспечения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 (далее - Программа).
Программой предполагается трансформация отношений собственности на железнодорожном транспорте. Имущество федерального железнодорожного транспорта предполагается передать единому хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Поскольку действующий Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" предусматривает только федеральную собственность на имущество железнодорожного транспорта, ряд его положений должны быть концептуально пересмотрены. Аналогично требуют пересмотра положения закона, касающиеся организационно-правовой формы предприятий отрасли.
Программой предполагается кардинальное изменение существа правоотношений, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса. Прежде всего, разделение перевозочного процесса, ранее осуществляемого в рамках одной сводной операции железными дорогами, предполагается разделить на два самостоятельных спектра правоотношений - услуги инфраструктуры и перевозки. Кроме этого Программой предусмотрено обеспечить развитие конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок, возможность функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте. Действующий Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" не допускает функционирование на федеральном железнодорожном транспорте указанных лиц, в связи с чем требует переработки.
Законопроект по сравнению с действующим Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте" предполагает расширение предмета своего регулирования в целях обеспечения гармоничной работы железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Помимо основных правовых, организационных и экономических условий функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, законопроект регулирует также вопросы функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования "на стыках", тем самым обеспечивая единые требования и подход к техническому регулированию деятельности на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
При этом законопроектом определяется, что внутрипроизводственная и иная хозяйственная деятельность владельцев железнодорожных путей необщего пользования регулируется иными нормативными актами (т.е. остается вне предмета регулирования законопроекта).
Законопроект предусматривает новый подход к системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечивающий эффективное участие государства в функционировании отрасли в условиях ее реформирования.
В соответствии с Программой при переходе к новой модели организации работы на железнодорожном транспорте общего пользования основным моментом является полное отделение функций государственного регулирования от хозяйственных функций уже на начальном этапе реформирования. Это разделение необходимо для развития конкуренции в системе железнодорожного транспорта и является одним из условий обеспечения равноправного доступа независимых операторов к сетевой инфраструктуре и эффективного тарифообразования. В этой связи, законопроектом предполагается вывести из ведения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта функции, не связанные с осуществлением властных регулятивных полномочий государственного органа.
Вместе с тем, появление и развитие конкурентной среды на железнодорожном транспорте требует новых методов государственного регулирования и контроля. С одной стороны, они должны обеспечивать удовлетворение спроса на железнодорожные перевозки, повышение безопасности, качества и доступности услуг железнодорожного транспорта, единство и последовательность регулирования, формирование стабильно развивающейся системы рыночных, хозяйственных отношений в отрасли, гармоничное развитие единой транспортной системы страны. С другой стороны, учитывая стратегическую роль железнодорожного транспорта, они должны обеспечивать защиту национальной безопасности и обороноспособности государства, мобилизационную готовность железнодорожного транспорта.
На базе указанных принципов и сформирована предлагаемая в законопроекте система государственного регулирования на железнодорожном транспорте.
Законопроект закрепляет основы концептуально нового подхода к организации перевозок на железнодорожном транспорте. На рынке железнодорожных перевозок выделяются три субъекта - перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) и пользователь услуг железнодорожного транспорта (пассажир, грузоотправитель, отправитель, грузополучатель, получатель). В этой связи, законопроект закрепляет соответствующие требования, предъявляемые к указанным лицам.
В целях повышения качества услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте, предполагается введение лицензирования перевозочной деятельности, а также деятельности, связанной с оказанием услуг инфраструктуры. Без наличия соответствующей лицензии лицо не вправе будет осуществлять указанные виды деятельности. Также вводится обязательная сертификация услуг, оказываемых пользователям услуг железнодорожного транспорта. При несоблюдении установленных стандартов качества обслуживания действие лицензии перевозчика и владельца инфраструктуры будет приостанавливаться или прекращаться.
Наконец, законопроект закрепляет ряд правомочий пассажиров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта. В частности, закрепляется их право на получение необходимой информации о субъектах рынка железнодорожных перевозок, на участие в подготовке графиков движения поездов.
Социально-экономические последствия от принятия законопроекта вписываются в прогнозируемые результаты реформирования отрасли.
Устойчивость и безопасность работы железнодорожного транспорта будут обеспечиваться за счет постепенности и эволюционности реформирования, а также привлечения необходимых инвестиций и технического перевооружения отрасли.
Повышение географической доступности железнодорожного транспорта будет обеспечено благодаря вводу в эксплуатацию новых железнодорожных линий, в том числе построенных за счет частных инвестиций.
Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и повышение его экономической доступности осуществится за счет повышения эффективности деятельности на основе развития конкуренции.
Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта будет обеспечено, в том числе за счет появления и развития новых пассажирских и грузовых компаний.
Повышение эффективности деятельности железнодорожного транспорта в результате реформирования позволит обеспечить финансирование инвестиционных потребностей отрасли на сумму около 30 - 40 млрд. рублей в год дополнительно к финансированию, которое возможно привлечь без проведения реформы.
Существенно повысится мотивация и производительность труда работников железнодорожного транспорта, в полной мере будет обеспечена социальная защищенность работников железнодорожного транспорта.
Таким образом, осуществление структурной реформы на железнодорожном транспорте, в рамках реализации которой и подготовлен законопроект, в отношении железнодорожного транспорта послужит стимулом перехода на новую ступень его развития и будет способствовать росту экономики страны в целом.
Принятие проекта федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов для федерального бюджета.
Проект федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.