Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 206537-3 "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Планом подготовки проектов федеральных законов на 2002 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации N 306-р от 14 марта 2002 г.
Законопроект представляет по сути новую, полностью переработанную редакцию действующего Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", разработанного в целях правового обеспечения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 (далее - Программа).
Законопроект предполагает определение порядка работы концептуально новой системы организации перевозок на железнодорожном транспорте, предусмотренной законопроектом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Основными особенностями этой системы является, во-первых, разделение перевозочного процесса, в настоящее время осуществляемого в рамках единой операции железными дорогами, на два самостоятельных спектра правоотношений - услуги инфрастуктуры и перевозки, а во-вторых, возможность функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте, что в свою очередь обеспечит становление и развитие конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок.
Причем перевозчиком может стать любое юридическое и физическое лицо, в отличие от действующего закона (только железные дороги), владеющее на праве собственности или на иных законных основаниях железнодорожным подвижным составом и получившее лицензию на осуществление перевозочной деятельности. Перевозчик работает на условиях публичного договора.
Таким образом, основной задачей законопроекта является определение порядка подготовки, осуществления и завершения перевозок, а также связанных с ними услуг в новых условиях работы железнодорожного транспорта.
Законопроект предполагает концептуально новый подход к организации перевозок на железнодорожном транспорте. На рынке железнодорожных перевозок выделяются три субъекта - перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) и пользователь услуг железнодорожного транспорта (пассажир, грузоотправитель, отправитель, грузополучатель, получатель). В настоящее время нормами законодательства прописаны фактически только два субъекта (пользователь услуг железнодорожного транспорта и перевозчик). Причем перевозчик одновременно является и владельцем инфраструктуры.
Помимо основных правовых, организационных и экономических условий функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, законопроектом предусмотрено регулирование вопросов функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования "на стыках", тем самым обеспечиваются единые требования и подход к техническому регулированию деятельности на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
В действующем Уставе такого емкого понятия как железнодорожный транспорт необщего пользования нет. Существует лишь термин "железнодорожный подъездной путь" - пути, предназначенные для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей.
При этом законопроектом предусматривается, что внутрипроизводственная и иная хозяйственная деятельность владельцев железнодорожных путей необщего пользования регулируется иными нормативными актами (т.е. остается вне предмета регулирования законопроекта).
Законопроект предусматривает дальнейшее развитие института компаний-операторов, которые могут уже выступать и как перевозчики, и как грузоотправители в собственном подвижном составе, и как компании, предоставляющие свой железнодорожный подвижной состав перевозчикам, грузоотправителям и иным лицам. Существующие нормы права не дают возможность компаниям-операторам выступать как перевозчик в том понятии, которое применяется в законопроекте.
Социально-экономические последствия от принятия законопроекта соответствуют прогнозируемым результатам реформирования отрасли.
Основные препятствия для развития конкурентного рынка железнодорожных услуг будут устранены в результате разделения функций хозяйственной деятельности и государственного регулирования, а также организационно-правового разделения в системе железнодорожного транспорта естественно-монопольных, конкурентных и потенциально конкурентных видов деятельности. Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и повышение его экономической доступности осуществится за счет повышения эффективности деятельности на основе развития конкуренции.
Конечной целью реформы железнодорожного транспорта является повышение качества транспортного обслуживания населения и организаций, оптимизация транспортных издержек в стране и создание условий его функционирования, адекватных рыночной экономике. Реализации указанных задач способствуют положения, определенные законопроектом.
Принятие проекта федерального закона "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов для федерального бюджета.
Проект федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.