Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201099-3 "О внесении изменений в законы Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об оплате труда во внебюджетных организациях"
Досье на проект федерального закона
К статье 1. Так как выплаты из прибыли согласно закону "Об оплате труда во внебюджетных организациях" становятся вполне обычными и могут входить в состав регулярной зарплаты, то исключение оплаты единого социального налога из этой части зарплаты представляется уже нецелесообразным.
Налоговый кодекс чрезвычайно детально описывает, какие именно затраты на оплату труда могут вноситься в расходы, что делает налоговый учет чрезвычайно сложным.
Например, закон устанавливает такие налоговые детали, как налоговая скидка за время пребывания вахтовой бригады в пути и другие детали, которые в смысле наполнения бюджета вообще не имеют практически никакого значения. Но в то же время практику, когда руководитель организации необоснованно устанавливает себе оклад в сотни тысяч рублей при оплате труда остальных работников в тысячу рублей, фактически, перекачивая прибыль в собственную зарплату или зарплату руководства, что резко уменьшает величину бюджетных средств, Налоговый кодекс попросту не замечает.
Закон "Об оплате труда во внебюджетных организациях" на который делает ссылку Налоговый кодекс по данному законопроекту, как раз и определяет экономически обоснованный размер максимальных расходов, которые могут быть вычтены из доходов при исчислении налоговой базы на базе общей концепции исчисления расходов, изложенной в статье 252 Налогового кодекса, по которой расходами признаются не произвольные затраты, а только экономически оправданные затраты, определяемые не произвольно, а на основании реальных рыночных цен.
Упорядочение вычетов по заработной плате из налоговой базы позволит существенно увеличить объем собираемых налогов и пополнить бюджет, а также уменьшить расслоение работников по уровню оплаты труда до уровня, по крайней мере, приближающемуся к таковому в развитых странах с рыночной экономикой.
К статье 2. Минимальная заработная плата есть определенное возложение обязательств на нанимателя.
Не могут быть одинаковыми обязательства, которые может возложить государство само на себя и на независимых нанимателей, которые платят из своих собственных доходов.
Очевидно, что государство должно быть обеспокоено проблемой физического выживания тех, кто работает на него. Для этого оно и собирает налоги, чтобы дать достойную зарплату тем, кто работает на него и на общество. Тем более что для многих категорий государственных служащих имеются установленные законом ограничения на возможность получения дополнительных доходов, и все средства существования они и их семьи должны получать от государства.
Но возлагать обязанности обеспечивать минимальный уровень жизни работников на независимого нанимателя вряд ли правильно. Тем более, что этот уровень жизни не является каким-то объективным показателем, а устанавливает государством, не спрашивая мнение этого нанимателя.
Вот почему и предлагается проблему минимального уровня оплаты труда для бюджетной и небюджетной сфер решать по разному.
Государство устанавливает прожиточный минимум. Принципы установления минимального уровня жизни определяются законодательно, а реальный расчет осуществляет уже Правительство. На базе именно этого показателя и устанавливается минимальный уровень оплаты труда на основании специального федерального закона об оплате труда в бюджетной сфере. Ясно, что такой закон совершенно необходим. Он должен определять уровни оплаты различных категорий государственных служащих и другие вопросы. В том числе в этом законе должен быть уже и определен минимальный уровень оплаты труда. Например, равным прожиточному уровню, двум прожиточным минимумам или половине его. Это и должен определить соответствующий федеральный закон об оплате труда в бюджетных организациях.
Но совершенно иная ситуация по отношению к независимым нанимателям. Для них минимальная зарплата должна устанавливаться не из принципа "сколько надо", а из принципа "сколько можно", какую реально минимальную зарплату способны платить независимые наниматели. И она определяется уже исходя из реального уровня оплаты труда в этих организациях. Именно на этой концептуальной основе определяет уровень минимальной оплаты труда закон "Об оплате труда во внебюджетных организациях". И если окажется, что этот уровень меньше прожиточного минимума (отметим весьма большую условность самого этого понятия), то с какой стати наниматель должен вообще этим интересоваться. Тем более что никто и ничто не запрещает наемному работнику внебюджетной организации иметь побочные заработки, работать на второй и даже третьей работе.
В абзаце 4 в минимальную оплату труда не включаются различные доплаты и добавки. Представляется, что это может относиться лишь к бюджетной сфере. Во внебюджетной сфере все эти доплаты и добавки, если они есть, являются предметом договора нанимателя и работника или предметом коллективного трудового договора.
Финансово-экономическое обоснование
проектов федеральных законов "Об оплате труда во внебюджетных организациях" и "О внесении изменений в законы РФ в связи с принятием федерального закона "Об оплате труда во внебюджетных организациях"
Принятие данных законов не требует затраты финансовых средств из бюджета.
Принятие данных законов позволит увеличить поступления в бюджет и социальные фонды в связи с увеличением уровня оплаты труда, а также ввиду сокращения сокрытия заработной платы от учета и налогообложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.