Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую
Налогового Кодекса Российской Федерации"
В настоящее время к вопросам, не урегулированным в рамках Налогового Кодекса, относится единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, установленный Законом РФ N 148-Ф3 от 31.07.1998 г.
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях тех субъектов РФ, которые его ввели. Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ определяются:
1) сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 настоящего Федерального закона;
2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
3) налоговые льготы и др.
Данный налог был введен для пополнения бюджетов тех субъектов федерации, которые испытывали существенные трудности в 1998 г. Необходимость введения данного налога аргументировалась тем, что он распространяется на те сферы экономической активности, которые связаны со значительным оборотом наличных денег и практически не поддаются контролю (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, благоустройство территорий; оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт, сервисное обслуживание), услуги парикмахерских, косметологические услуги, услуги по краткосрочному проживанию; оказание консультаций, репетиторство, общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек); розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, услуги маршрутных такси и т.п. В качестве основного аргумента приводился тезис о том, что занятые такими видами деятельности экономические агенты в связи со сложностью контроля не платят налогов вообще.
В то же время, как указывали авторы закона, для добросовестных предпринимателей данный налог окажется даже выгоден, т.к. избавит их от ведения бухгалтерской отчетности, сократит количество уплачиваемых налогов, по сути будет соответствовать патенту, покупаемому на год и т.п.
Ставка налога составляет 15% от вмененного дохода.
Однако сложившаяся практика применения данного закона привела к тому, что очень часто представительные органы субъектов федерации рассчитывают коэффициенты налога таким образом, что для целых направлений экономической активности она становится априорно невыгодной.
В то же время, данный налог не является добровольным. Будучи экономическим агентом в том или ином секторе, отнесенном к ведению данного закона, в случае, если региональная легислатура приняла данный закон на своей территории, вы обязаны платить данный налог, причем на основании зачастую произвольных, а зачастую часто меняющихся коэффициентов, установленных региональными законодателями. Предприниматели лишены права платить налог по обыкновенной схеме.
Не соблюдается и объявленное упрощение учета и отчетности налогообложения. Взимание НДС сохранятся, и приводит к тому, что предприниматель обязан, кроме ведения упрощенного налогового учета, вести также учет НДС (книги продаж и покупок, счета-фактуры), что существенно осложняет деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, для плательщиков единого налога сохраняется действие налога с продаж и единого социального налога. В результате совокупное налоговое бремя на малый бизнес не снижается, только увеличивается.
В результате многие предприниматели либо разоряются, либо уходят в тень, переставая платить любые налоги вообще. Переходят на неофициальные формы оплаты труда наемных работников. Особенно это касается розничной торговли.
Настоящим законом предлагается:
- Сделать уплату единого налога добровольной, предоставив экономическому агенту, подпадающему под категорию потенциального плательщика, выбор - уплачивать налоги в обычном порядке или избрать единый налог, сокращая издержки на ведение бухгалтерского учета.
- Четко структурировать предпринимателей и организации в зависимости от численности работающих и величины дохода.
- Отменить для перешедших на единый налог НДС, налога с продаж и единого социального налог.
- Предоставить определение величин базовой доходности и коэффициентов при переходе на уплату единого налога на вмененный доход не законодательным органам власти субъектов РФ, а представительным органам местного самоуправления, которые намного лучше осведомлены о ситуации с конкретными условиями для предпринимательства в районе, чем законодательный орган субъекта федерации.
- Отразить, в какой срок данные органы власти должны определить величины базовой доходности и коэффициентов при переходе на уплату единого налога на вмененный доход, чтобы не дать регионам отсрочить реальное введение в действие данного закона, и, в случае, если, например, в течение 6 месяцев органы власти не определяют размер базовой доходности и коэффициенты, данный закон должен предлагать Правительству утвердить минимальные размеры базовой доходности, а так же минимальные коэффициенты.
- Повысить ставку налога до 25%
- Установить ограничения по величине прибыли, по достижению которых экономический агент утрачивает право на налогообложение на условиях единого налога.
Все указанные меры приведут к сокращению совокупного налогового бремени на субъекты малого предпринимательства, что приведет к существенному расширению деловой активности в данном секторе экономики. Стимулирование малого бизнеса способно не только увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, но и позволит создавать дополнительные рабочие места, совершенствовать социально-бытовую инфраструктуру, решать иные проблемы социально-экономического характера.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую
Налогового Кодекса Российской Федерации"
В результате введения в действие законопроекта "О внесении дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации" прямые потери Федерального бюджета за счет освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты единого социального налога составят не более 500 млн.рублей в год.
В то же время, улучшение общего налогового климата в отношении указанной категории предпринимателей приведет к стимулированию малого бизнеса в целом, что в свою очередь расширит налогооблагаемую базу по единому налогу на вмененный доход. Увеличение поступлений прогнозируется в сумме не менее 350 млн.рублей.
Кроме того, снижение налогового бремени в части отчислений с фонда заработной платы для субъектов малого предпринимательства будет иметь положительный фискальный эффект в части существенного повышения легальной доли совокупной заработной платы, получаемой наемными работниками, занятыми в малом бизнесе. Учитывая, что подоходный налог является наиболее эффективно собираемым видом налоговых сборов, ожидается прирост доходов федерального бюджета в сумме до 200 млн.рублей.
Увеличение деловой активности сможет восполнить потерю средств, а концу финансового года даже привести к увеличению совокупных поступлений в бюджет.
Таким образом, по итогам года дополнительных расходов из федерального бюджета введение в действие законопроекта за собой не повлечет, а приведет к положительному эффекту в сумме до 50 млн.рублей за период 2002 года.
Перечень
законодательных актов, принятия или отмены которых потребует принятие
федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового
Кодекса Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона потребует признания утратившим силу Федеральный закон от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.527; 1993, N 4, ст.118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3827, 3828; 1999, N 7, ст.879; N 25, ст.3041; N 49, ст.4554).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.