Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью
9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие проекта закона "О внесении изменений и дополнений в статью 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вызвано необходимостью обеспечения эффективной деятельности Совета Федерации и независимого статуса членов Совета Федерации при исполнении ими своих полномочий.
В настоящее время существует очевидный пробел в нормативном правовом регулировании вопросов оснований и порядка осуществления досрочного отзыва органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих представителей в Совете Федерации. Складывается тенденция, заключающаяся в установлении чрезмерной зависимости члена Совета Федерации от возможности отзыва избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Это делает положение члена Совета Федерации крайне нестабильным, что не соответствует общему статусу парламентария, призванного свободно участвовать в деятельности органа государственной власти Российской Федерации и быть выразителем интересов не только отдельного региона России, но и общегосударственного значения.
С целью укрепления независимого статуса члена Совета Федерации предлагается, не исключая саму возможность досрочного отзыва членов Совета Федерации, упорядочить процедуру досрочного прекращения их полномочий. В отличие от действующего порядка в зависимости от оснований предлагается три варианта подобных процедур.
Кроме этого законопроект расширяет перечень оснований (мотивов), по которым допускается досрочный отзыв членов Совета Федерации. Так, поправка в часть вторую статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает следующий перечень мотивов: нарушение членом Совета Федерации требований, установленных частью второй статьи 6, пунктами "а" и "б" части первой статьи 7 и статьей 9 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение более шести месяцев подряд исполнять обязанности члена Совета Федерации; неучастие члена Совета Федерации более трех раз в течение одной сессии по неуважительным причинам в заседаниях Совета Федерации, в работе комитетов, комиссий Совета Федерации и согласительных комиссий членом которых он является; совершение поступков, позорящих честь и достоинство члена Совета Федерации, а также не соответствующих этическим нормам поведения.
Особо необходимо отметить такое основание досрочного отзыва как невыполнение членом Совета Федерации поручения (обязательного для исполнения указания) избравшего (назначившего) его органа государственной власти субъекта Российской Федерации по федеральным законам, относящихся только к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Предполагается, что порядок оформления и направления таких поручений члену Совета Федерации должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации.
Проектом предусматривается, что член Совета Федерации вправе не исполнять поручения по одобрению в случае, если в отношении законов по предметам совместного ведения в официальных отзывах и заключениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ответственного комитета Совета Федерации дается оценка их несоответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Отдельно в проекте закона устанавливается запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации давать избранным (назначенным) ими членам Совета Федерации поручения по вопросам, отнесенным статьей 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации и по проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.
Представляется целесообразным также установить срок (год после избрания (назначения) члена Совета Федерации) в течение которого прекращение полномочий члена Совета Федерации невозможно вообще. Данное положение должно стимулировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации более ответственно подходить к подбору кандидатов и избранию (назначению) членов Совета Федерации
Законопроектом предусматривается также упрощенный порядок подтверждения полномочий членов Совета Федерации, в случае если вновь избранный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не возражает против продолжения его деятельности в Совете Федерации.
Решение данного вопроса находится в исключительном ведении Российской Федерации, поскольку вытекает их положений п."г" статьи 71 Конституции Российской Федерации ("установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти).
Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью
9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие указанного закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статью 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
В связи с принятием данного закона потребуется внесение изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.