1. Правомерно ли включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, связанных с оплатой услуг сотовой связи, включая абонентскую плату за предоставляемые услуги?
2. Правомерно ли включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, связанных с оплатой доступа в сеть Интернет, включая работы по подключению к сети Интернет, а также услуг электронной почты (пользование электронной почтой через сеть Интернет) в связи с производственной необходимостью?
3. Правомерно ли включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, связанных с оплатой работ по разработке и поддержке WEB-сервера?
1. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
До принятия указанного закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений).
Пунктом 1 указанного Положения о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В соответствии с пп. "и" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции включаются затраты, связанные с управлением производством, в том числе оплата услуг связи.
В связи с вышеизложенным оплата услуг связи, в частности оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием сотовой связи, абонентская плата могут быть учтены в составе себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия, если указанные переговоры связаны с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
При этом согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Таким образом, для обоснованного отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по оплате услуг телефонной сотовой связи необходимо документальное подтверждение производственного характера разговоров. К таким документам могут быть отнесены: счет оператора связи, расшифровка счета с указанием номеров телефонов, с которыми велись переговоры.
2. Доступ к сети Интернет осуществляется путем установления между компьютерами пользователя и провайдера канала связи, по которому производятся передача и прием данных и сообщений. Могут быть следующие каналы связи: обычный телефонный канал, выделенная телефонная линия, цифровая линия связи, оптоволоконный канал, радиоканал, магистральный канал, спутниковый канал связи.
В соответствии с действующими "Правилами оказания услуг связи", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.97 N 1235, стоимость услуги по предоставлению доступа к телефонной сети включает стоимость работ по организации абонентской линии от телефонной станции до телефонной розетки, работ по подключению абонентской линии к станционному оборудованию и подключению абонентского устройства к абонементной линии с учетом стоимости станционного и линейного оборудования.
При решении вопроса о порядке отражения в бухгалтерском учете затрат по предоставлению доступа к телефонной сети необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н, Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина от 30.12.93 N 160.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, определено, что в бухгалтерском учете затраты подразделяются на текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.
Согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Данные фактические затраты согласно п. 22 вышеуказанных Методических указаний отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете капитальных вложений, относятся на дебет счета учета основных средств.
Затраты по оплате предоставления доступа к телефонной сети являются затратами капитального характера. Данные затраты должны быть учтены на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" с последующим списанием их в дебет счета 01 "Основные средства" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10.2000 N 94н.
Таким образом, расходы, связанные с оплатой доступа в сеть Интернет, включая работы по подключению к сети Интернет, необходимо отражать в бухгалтерском учете как капитальные затраты на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и производить за счет собственных средств организации.
Что касается расходов, связанных с оплатой услуг электронной почты, то вышеуказанные расходы можно рассматривать как оплату услуг сторонних организаций по управлению производством и включать в состав себестоимости продукции (работ, услуг) согласно пп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), при условии использования услуг электронной почты в производственных целях.
3. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В соответствии с п. 2 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения, утвержденных приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, расходы организации на рекламу - это расходы по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
Следовательно, расходы организации по размещению на Web-странице информации о своей компании, реализуемых товарах, предоставляемых услугах и выполняемых работах, их ассортименте и стоимости, следует рассматривать как рекламные.
Согласно пп. "у" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с рекламой. Для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. В настоящее время предельные нормы на рекламу установлены приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения".
Таким образом, расходы предприятия по оплате услуг сторонней организации по разработке и поддержке Web-сервера, на котором предприятие размещает рекламную информацию, можно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) в случае представления организацией-поставщиком услуг документа, подтверждающего факт оказания услуг, где была бы четко определена стоимость оказанных услуг и разграничена от иных сервисных услуг, предоставляемых компании.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления
государственный советник налоговой службы III ранга
30 мая 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 15, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1