Письмо Управления МНС по г. Москве от 22 мая 2001 г. N 15-06/22567
Вопрос: Немецкая фирма, имеющая в Российской Федерации представительство, осуществляет продажу и поставку в Российскую Федерацию оборудования (линий) для розлива напитков. Московское представительство ведет исключительно вспомогательную деятельность, а его глава не имеет полномочия на подписание договоров поставки оборудования в Российскую Федерацию. К договорам поставки, как правило, заключаются отдельные соглашения, предполагающие, что немецкая сторона произведет монтаж оборудования и пуско-наладочные работы (соглашения также заключаются между российским получателем и немецкой фирмой). Данные соглашения предусматривают отдельные вознаграждения за проведение монтажных и пуско-наладочных работ, которые перечисляются российским заказчиком напрямую в Германию.
В этой связи возникают следующие вопросы:
1. Что понимается под "монтажным объектом" в смысле п. 3 ст. 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения между ФРГ и РФ?
2. Приведет ли оказание монтажных работ к образованию постоянного представительства немецкой фирмы в налоговых целях? Если нет, возможно ли предварительное освобождение от налогообложения?
3. Должна ли немецкая фирма вставать на учет в налоговом органе? В случае если немецкая фирма производит одновременно монтажные и пуско-наладочные работы в разных регионах Российской Федерации по разным контрактам, будет ли ей присвоен один и тот же ИНН, либо проведение работ и оказание услуг по каждому контракту будут рассматриваться в отдельности?
Ответ: В соответствии с п. 1.4 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения, в частности, понимается любое место регулярного осуществления деятельности, связанное с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке и обслуживанию оборудования.
Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации определяется исходя из положений соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения и положений налогового законодательства Российской Федерации, не противоречащих положениям соглашения.
В связи с тем, что в соглашениях об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства, осуществление этой деятельности иностранной организацией с постоянным местопребыванием в стране, с которой у России существует соглашение, образует постоянное представительство при превышении срока работ, указанного в соглашении.
Согласно ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.
В связи с тем, что действующее российское налоговое законодательство не содержит определений терминов "строительная площадка", "строительный объект", "монтажный объект" и т. д., которыми следовало бы руководствоваться для целей налогообложения прибыли иностранных юридических лиц, полученной в связи с такой деятельностью на территории Российской Федерации, при решении данного вопроса целесообразно принять во внимание комментарии к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на основе которой Российская Федерация ведет переговоры по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Согласно указанным комментариям под "строительной площадкой" или "сборочным или монтажным объектом" понимается не только строительство зданий, но также строительство дорог, мостов, каналов, укладка трубопроводов и экскавационные и землечерпательные работы.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что речь идет о строительстве, реконструкции, сооружении и монтаже объектов, связанных с существенными капитальными вложениями и существующих в течение достаточно длительного периода времени.
Не относятся к "строительной площадке", например, работы по монтажу оборудования, не требующего прочной связи с землей и перемещаемого без ущерба его назначению, и подобные работы, выполняемые по отдельным договорам, хотя и являющиеся сами по себе строительными. Сроки, установленные налоговыми соглашениями, в течение которых строительно-монтажная деятельность не рассматривается как осуществляемая через постоянное представительство, на деятельность, указанную в настоящем абзаце, по общему правилу не распространяются. Во всех случаях, если вышеуказанная деятельность иностранной организации продолжается свыше 3-х месяцев в течение любых 12 месяцев с начала таких работ, она может считаться осуществляемой через постоянное представительство.
В соответствии с п. 1.8 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется по каждой отдельной строительной площадке.
Если на территории одной инспекции существует несколько строительных площадок, приводящих к образованию постоянного представительства, расчеты должны производиться по каждому отдельному месту осуществления такой деятельности. Консолидация отчетности и налоговых расчетов одного и того же иностранного юридического лица по нескольким постоянным представительствам не допускается (письмо Госналогслужбы России от 20.12.95 N НП-6-06/652 "Методические рекомендации по применению отдельных положений Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц").
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" в случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение (филиал, представительство, другое обособленное подразделение) в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
Иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом налоговом органе, осуществляющем учет иностранных организаций.
Термин "постоянное представительство" определяет налоговый статус иностранного юридического лица в Российской Федерации. Налоговый статус иностранного юридического лица определяется налоговым органом на основании ежегодно представляемой годовой налоговой декларации о доходах и отчета о деятельности на территории Российской Федерации.
При осуществлении иностранным юридическим лицом, не имеющим российского ИНН, "активной" деятельности на территории Российской Федерации, в сроки, не превышающие 30 календарных дней в году, возможно предварительное освобождение такой иностранной компании от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства (например, строительная площадка, существующая менее одного месяца). В таких случаях иностранное юридическое лицо должно направить в налоговый орган Заявление на предварительное освобождение по форме 1013DT(1996), приведенной в письме Госналогслужбы России от 29.12.95 N ВЗ-6-06/672 (основание: письмо Госналогслужбы России от 26.06.98 N 06-1-14/745).
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 22 мая 2001 г. N 15-06/22567
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 15, 2001 г.