Каков порядок определения налогооблагаемой прибыли предприятием розничной торговли при предоставлении товара покупателям (потребителям) по розничной стоимости (цене) с учетом скидки?
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае их отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Таким образом, налоговый контроль за полнотой исчисления налога на прибыль может осуществляться путем сопоставления абсолютного размера цен конкретных отдельно взятых сделок по группе идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), совершенных в пределах непродолжительного периода времени. Выбор периода времени, за который может проводиться такой анализ цен, зависит от проверяемого вида деятельности налогоплательщика и его операционного цикла.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления
государственный советник налоговой службы III ранга
9 июня 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 17, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1