Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 июля 2001 г. N 15-08/30514
Вопрос: Компания-нерезидент заключает договор уступки (права) требования с фирмой-резидентом, где нерезидент выступает в качестве цессионария, а фирма-резидент - в качестве цедента. Указанная компания-нерезидент, зарегистрированная на Кипре, не имея постоянного представительства на территории Российской Федерации, время от времени производит расходные операции со счета, открытого в российском банке. В последующем на указанный счет должником перечисляются средства в погашение задолженности в пользу компании-нерезидента (нового кредитора).
Вопросы:
1. К какому типу относится доход, который получает нерезидент в виде погашения (должником-резидентом) ранее приобретенной дебиторской задолженности: активному или пассивному?
2. Возможно ли получение компанией-нерезидентом освобождения от обложения такого дохода налогом на территории Российской Федерации? Какие документы в этом случае необходимо представить?
3. Каков механизм зачета для целей обложения налогом на доходы расходов нерезидента, связанных с приобретением дебиторской задолженности?
4. Должна ли иностранная организация, осуществляющая те или иные расходы на территории России по совокупности в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, зарегистрироваться как налогоплательщик с присвоением ИНН?
5. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации предполагает постановку на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности. Каков принцип определения места деятельности в случае, если компания-нерезидент имеет счет в московском банке, а ее контрагенты находятся в различных регионах Российской Федерации?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации удерживается предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим такие доходы, в валюте выплаты при каждом перечислении платежа.
В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования или договор цессии). При этом согласно п. 2 ст. 132 указанного Кодекса в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая права требования.
Пунктом 5.1.9 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" предусмотрено, что к доходам иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом на доходы у источника выплаты, в частности, относятся доходы от отчуждения имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Такие доходы рассчитываются на основе превышения суммы реализации имущества над стоимостью его приобретения.
Если цессионарий приобретает право требования и затем реализует его (в том числе дебитору), указанное право следует рассматривать как финансовое вложение. Обложению налогом на доходы у источника выплаты подлежат доходы иностранного юридического лица (цессионария), образующиеся в виде разницы между суммой денежных средств, поступивших от должника при погашении дебиторской задолженности, и фактически произведенными затратами на приобретение данной дебиторской задолженности.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 20.12.95 N НП-6-06/652 к "активным" доходам относятся доходы, связанные с осуществлением какой-либо деятельности в России, например, выполнением строительно-монтажных работ, осуществлением торгово-посреднических операций, оказанием любого рода услуг и т. п. Что касается определения характера "активного" или "пассивного" дохода иностранной компании от операций по уступке права требования, то при проведении разовых сделок в течение определенного периода времени при наличии другого основного вида деятельности такой доход может быть квалифицирован как "пассивный".
Статьей 7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 04.12.98 при применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, имеет то значение, в зависимости от контекста, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, к которым применяется настоящее Соглашение.
Согласно п. 2 ст. 13 вышеуказанного Соглашения доходы от отчуждения движимого имущества, составляющего часть постоянного представительства, которое предприятие Республики Кипр имеет в Российской Федерации, могут облагаться налогом в Российской Федерации. Доходы от отчуждения любого имущества иного, чем то, о котором говорится в пунктах 1, 2 и 3, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
Учитывая изложенное, если доходы от отчуждения движимого имущества на территории Российской Федерации не связаны с деятельностью иностранного юридического лица - резидента Республики Кипр в Российской Федерации через постоянное представительство, то указанные доходы подлежат налогообложению в Республике Кипр. В этом случае иностранное юридическое лицо в соответствии с п. 6.4 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 может подать в местный налоговый орган заявление на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации.
В соответствии с разделом II Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
В случае если такой период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году, то учет такой организации осуществляется в соответствии с разделом IV настоящего Положения, то есть путем направления уведомлений.
Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.
Учет иностранных и международных организаций, извлекающих доходы от источников в Российской Федерации, не относящиеся к их отделениям (представительствам международных организаций) в Российской Федерации, производится путем направления ими соответствующих уведомлений. Для детального ответа на поставленные вопросы по порядку учета в налоговых органах иностранного юридического лица необходимо конкретизировать запрос с точки зрения характера производимых расходов на территории Российской Федерации и осуществляемой деятельности, а также взаимоотношений с контрагентами, находящимися в различных регионах Российской Федерации.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 июля 2001 г. N 15-08/30514
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 18, 2001 г.